урок "Металлы.11 класс"
план-конспект урока (химия, 11 класс) на тему

Орлова Надежда Викторовна

Цель урока- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме "Металлы". рассмотреть особенности строения металлов главных и побочных подгрупп, физические и химические свойства.применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_metally._.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Металлы.  Общая характеристика. Химические свойства»  11класс

Цели урока:

Образовательная: обобщить и ситематизировать  знания обучающихся об особенностях строения атомов металлов главных и побочных подгрупп, их физических и химических свойствах, способах получения и применения.  Закрепить навыки сравнения и обобщения химической активности металлов по положению их в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и в  электро-химическом ряду напряжений металлов.

Развивающая: развивать интерес к предмету, формировать умение обобщать и сравнивать, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, помогать другим.

Оборудование: ПСХЭ, электрохимический ряд напряжения металлов, дидактические материалы, мультимедийный проектор, презентация «Металлы. Химические свойства». Набор рективов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся,определяет готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний.

         Учитель записывает тему урока, определяет место урока в системе уроков по теме

      «Металлы». Формулируется цель урока. Записывает план урока и вопросы для рассмотрения на уроке.

1.Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлы главных и побочных подгрупп.

2. Особенности строения атомов металлов главных и побочных подгрупп.

3. Физические свойства металлов.

4. Химические свойства металлов.

5. Основные способы получения металлов.

6. Применение.

  1.   Проверка домашнего задания.

1. Сравните электронное строение атомов элементов VII группы: марганца и хлора. Объясните различие в их химических свойствах и наличие разных степенен окисления атомов у обоих элементов.

2. С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают серебрином — смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

3. К раствору, содержащему 27 г хлорида меди(II), добавили 1-4 г железных опилок. Какая масса меди выделилась в результате этой реакции?
Ответ: 12,8 г.

4. Определите массовую долю (в процентах) углерода в стали (сплав железа с углеродом), если при сжигании ее навески массой 10 г в токе кислорода было собрано 0,28 л оксида углеродя(ІV) (н. у.).
Ответ: 1.5%.

  1.   Изучение нового материала

4.1. Физические свойства металлов.

Характерной особенностью металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны; при этом проявляется активная восстановительная способность.
Восстановительную активность металла в химических реакциях, которые протекают в водных растворах, отражает его положение в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Li K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ca Co Ni Sn Pb (H2 ) Cu Hg Ag Pt Au
--------------------------------------------------------------------------------------------------→
Уменьшение восстановительных свойств

На основании данного ряда напряжений можно сделать важные заключения о химической активности металлов в реакциях, протекающих в водных растворах при стандартных условиях:

    1. Чем левее стоит металл в этом ряду, тем более сильным восстановителем он является.
   2. Каждый металл способен вытеснять  из солей в растворе те металлы, которые в ряду напряжений стоят  правее.
   3. Металлы, находящиеся в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из кислот в растворе.
  4. Щелочные и щелочноземельные металлы, являющиеся самыми сильными восстановителями  в  водных растворах взаимодействуют прежде всего с водой.

4.2. Химические свойства металлов.

Перед выполненем лабораторных опытов необходимо помнить о правилах техники безопасности:

  1. Не приступайте к выполнению опыта, не получив инструкции от учителя.
  2.  Твердые вещества необходимо набирать только сухим шпателем.
  3. Наливайть жидкость в пробирку необходимо осторожно.
  4. При выяснении запаха веществ необходимо осторожно направлять его к себе  ладонью руки.
  5. Нагревая пробирку с жидкостью, необходимо держите ее так, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от самого себя, и от других учащихся. .
  6. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

Опыт 1.  Окисление металлов.  

Взаимодействие меди с кислородом воздуха: 2Сu +O2 →2CuO образовался оксид меди (черного цвета)

Опыт 2. Взаимодействие металлов с неметаллами: Fe +S→FeS образовалася сульфида железа.  

Опыт 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот: HCl + Zn→ZnCl2 + H2
Опыт 4.Взаимодействие металлов с водой: 2Na + 2H
2O → 2NaOH + H2  образовался  гидроксид натрия.

Опыт 5.Взаимодействие металлов с растворами солей: Fe + CuSO4→FeSO4 + Cu

образовался сульфат меди.

Таким образом, мы рассмотрели типичные химические свойства металлов.   Некоторые металлы пассивны ко всем кислородным кислотам или растворяются только в разбавленных кислотах. К таким металлам относятся, например, алюминий и хром. При взаимодействии их с концентрированными кислородными кислотами на поверхности металлов образуется прочная оксидная пленка окисла, которая препятствует дальнейшему окислению.

       V. Закрепление знаний, умений, навыков.

Самостоятельная работа по теме «Металлы »

В-1

В-2

1.В каких группах все три вещества могут реагировать:

1.С натрием: а) Cl,KCl,HSO     б) S, HO, Hcl                       в) HSO, H, O

1.С кальцием:  а) H3PO4,N2, HO    б) O, HO,  H                          в) SO2, Cl2,  Hcl

2. Восстановительные свойства в ряду элементов:Mg––Na––K––Rb                                                                 а) усиливаются

б) ослабевают

в) изменяются периодически

2. Восстановительные свойства в ряду элементов: Sr––Ca––Mg––Be

а) усиливаются

б) ослабевают

в) изменяются периодически

3.Какой из гидроксидов проявляет амфотерные свойства?

а) Fe(OH)            б) Ca(OH)        в)  Al(OH)                                    

                     

а) Mg(OH)       б) Fe(OH)    в) Ba(OH) 

     

4. Запишите уравнения реакций по схеме:

Fe(OH)→ Fe(OH)→ FeCl→Fe(SO)

 CaCO→ CaCl→ Ca(OH)→ Ca(NO)

VI. Домашнее задание

§ 22, 23, 26-27 упр. 1-4, 7-12, задачи 2, 4 с. 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....