9 класс Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Рабочая программа по химии 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rabochaya_programma.docx50.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 9 класса

                 Автор -составитель:

                                                                                   учитель химии

                                                                                  Табакаева Г.В.

Михайловка 2012

Содержание                                                                                                      

  1. Пояснительная записка_______________________________3-5

  1. Система контроля____________________________________5

  1. Планируемые результаты. Норма оценок________________5-7

  1. Содержание планирования ____________________________8-17

  1. Список литературы____________________________________17

  1. Материальное обеспечение______________________________17

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор Гара Н.Н.  Программы общеобразовательных учреждений. Химия М.: Просвещение, 2008. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Рудзитис Г.Е.,      Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.    Москва: Просвещение, 2008 год.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире

Программа курса построена на основе концентрической концепции.

Цель программы – сохранить присущий отечественной средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единице, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, и освобождения её от избытка конкретного материала.

Задачи:

обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

познавательная (развитие познавательного интереса, включённость в познавательную деятельность)

развивающая (развитие личности, активности, самостоятельности, общения);

мотивационная (мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность;

эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и т.д.);

оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 8-9 класса,  биологии 8-9  класса, где осуществляется знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Ведущими идеями курса являются:

◄материальное единство веществ  природы, их генетическая связь;

◄причинно – следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

◄познаваемости веществ и закономерностей протекания химических реакций;

◄объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

◄конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

◄законы природы объективны и познаваемы; знания законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

◄наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

◄развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности;

◄ развитие химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества;

◄генетической связи между веществами.

В содержании курса IX класса главным образом изучаются неорганической химии. Вначале рассматривается в свете теории электролитической диссоциации основных классов неорганической химии, понятия о электролитах и неэлектролитах, гидролиз солей, окислительно- восстановительных реакций, простых веществ – металлов и неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в VIII классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности: сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных и щелочноземельных металлов до простых веществ и соединений алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от серы до кремния и углерода). Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов)

Элементы Национального регионального компонента, наиболее целесообразно рассмотреть на уроках при изучении тем: «Общая характеристика химических элементов», «Металлы», «Неметаллы», «Решение расчётных задач»,

Особенностью данной рабочей программы является меньшее количество учебных часов по сравнению с Примерной программой основного и общего образования по химии, разработанной по заказу Минобразования РФ для образовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с учебным планом для вечерних школ на изучении химии в 9 кл отводится 1 учебный час в неделю, 36 часов на год.

Методы обучения химии.

Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту учащихся, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние. Наиболее целесообразно на уроках использовать следующие методы:

словесные – беседа, объяснение, рассказ, лекция;

наглядные – демонстрация (опытов, натуральных объектов, таблиц, пособий, коллекций), использовать средства ТСО и ИКТ;

практические работы и лабораторные опыты. Разные методы сочетаются с преобладанием какого-либо одного или нескольких. Так, например, лекция может включать элементы беседы, а беседа сменяться небольшим рассказом. Анализируя сочетание методов, применяемых мною на уроке, можно выделить ведущий и отметить остальные как сопутствующие методы.

Организационные формы обучения.

Используя различные технологии обучения, позволяет поэтапно усваивать знания и использовать их в процессе обучения.

Урок как одна из главных форм обучения. Необходимо проводить классификацию уроков по учебно-воспитательным задачам и методам обучения, чётко подбирать тип урока и его структуру.

Методика подачи материала крупными блоками, чередуя классно-урочные и лекционно-семинарские формы обучения.

К другим формам обучения, применяемые мною, являются самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные и групповые работы, конференции, практические и лабораторные работы, химический эксперимент.

Все виды методов и форм работы должна тесно сочетаться с технологиями: развивающими, личностно-ориентированными, эвристическими, здоровьесберегающими, а также использовать дифференциацию и интеграцию.

2.Система контроля

Систематический контроль за усвоением знаний учащихся позволяет корректировать и воспитывать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь учитель – ученик.

При изучении курса химии проводится 2 вида контроля:

- текущий - контроль в процессе обучения  темы (опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы);

- итоговый – контроль в конце изучения раздела (зачёты, собеседования, практические работы).

К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная.

    3.Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся по неорганической химии в 9-ом классе.

Учащиеся должны знать:

положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы, теорию электролитической диссоциации.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), группы химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчётные задачи с использованием изученных понятий;

д) писать реакции ионного обмена, окислительно- восстановительные реакции, гидролиз солей.

Требования к уровню подготовки учащихся по органической химии в 9-ом классе.

Учащиеся должны знать:

а) причины разнообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом , строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать органические вещества.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по химии

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за полугодие, год.      

                                                                                                                                                    4. Содержание планирования

Тема

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей  программе

Самостоятельное изучение тем

1.

 

 Повторение основных вопросов химии 8 класса    

4

             

-

               

4 часа

 2

 Электролитическая диссоциация

           14

              5                      

9 часов

3

Неметаллы

29

13

16 часов

4

Металлы

13

12

1 час

5

Первоначальные представления об органических веществах.

8

6

2 часа

Итого

68

36

32 часа

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Контроль

Практикум

1

Электролитическая диссоциация

5

к/р-1

пр.р1

2

Неметаллы

13

к/р-2

пр.р 2

пр.р 3

пр.р 4

пр.р 5

3

Металлы

12

к/р- 3

пр.р 6

пр.р 7

4

Первоначальные представления об органических веществах.

6

к/р-4

Итого

36

4

7

Содержание рабочей программы.

Тема 1. Электролитическая диссоциация -5часов.

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Зависимость растворимости твёрдых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакции. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства.

Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.                      Лабораторные опыты. 1.Реакции ионного обмена. 2. Гидролиз солей.

Практические работы: 1.Решение экспериментальных задач по теме        «Электролитическая диссоциация»

Учащиеся должны знать:

а) определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде;

б) определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «слабый и сильный электролит»; основные положения электролитической диссоциации;

в) определение кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации;

г) определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Учащиеся должны уметь:

а) пользоваться таблицей растворимости, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;

б) составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность;

г) составлять уравнения реакций характеризующие химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде;

д) составлять уравнения реакций характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений солей в молекулярном и ионном виде;

е) составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций, определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.

Тема 2. Неметаллы – 13 часов.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО). Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение. Озон.

Скорость химических реакций. Катализ. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Возможность протекания химических реакций. Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от условий протекания реакции. Химическое равновесие, принцип Ле- Шателье. Катализ. Факторы смещающие химическое равновесие.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблемы, связанные с их содержанием в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV). Их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углём растворённых веществ или газов. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости реакции от температуре. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Влияние концентрации реагирующих веществ химическое равновесие. взаимодействие перекиси водорода с оксидом марганца.

Лабораторные опыты. 1. Качественные реакции на сульфат-, карбонат-ионы. 2. Распознавание солей аммония. 3. Ознакомление с природными силикатами. 4 Получение углекислого газа и его распознавание. 5.Опыт, выясняющий зависимость скорости химической реакции от поверхности реагирующих веществ, от температуры, от концентрации, от природы реагирующих веществ.

Учащиеся должны знать:

а) положение неметаллов в периодической системе, особенности их строения, основные соединения, физические свойства; электронное строение атомов неметаллов;

б) строение, состав, свойства атомов серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их химические и физические свойства как простых веществ, так и их соединений (оксидов и гидроксидов);

в) строение и свойства аллотропных соединений серы, фосфора, углерода;

г) формулы связи между количеством вещества, массой и объёмом

д) зависимость скорости химических реакциях от различных факторов;

е) химическое равновесие и условия его смещения;

ж) определять тепловой эффект химических реакций;

Учащиеся должны уметь:

а) давать характеристику элементам-неметаллам на основании их положения в периодической системе химических элементов; электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений

б) составлять уравнения реакций элементов неметаллов их соединений с кислородом, металлами, солями и другими неметаллами;

в) записывать окислительно-восстановительные реакции; характеризовать свойства оксидов серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их гидроксидов, атак же записывать уравнения реакций с их участием.

г) вычислять скорость химических реакций;

д) влиять на скорость химической реакции;

е) вычислять тепловой эффект реакций.

Практические работы.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и озон»

«Получение аммиака и изучение его свойств»

«Определение минеральных удобрений»

 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Учащиеся должны знать:

а) правила соблюдении техники безопасности при проведении простых химических опытов;

б) признаки генетического ряда металлов и неметаллов;

Учащиеся должны уметь:

а) обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

б) использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами;

в) осуществлять цепочки превращений с участием металлов и неметаллов, а так же их соединений;

г) получать, собирать и распознавать углекислый газ и аммиак.

в) вычислять тепловой эффект реакций.

Тема 3. Металлы – 12 часов.

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

Общая характеристика щелочных металлов.

Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, им амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+и Fe3+ . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образы сплавов. Взаимодействие натрия, лития, кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с расворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+ .

Практические работы.1. Решение экспериментальных задач по теме « Элементы 1-А- 3-А групп периодической таблицы химических элементов».2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Учащиеся должны знать:

а) что такое металлы, особенности строения атомов, их свойства, химические свойства металлов, основные способы получения металлов;

б) понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий от коррозии, сплавы;

в) свойства щелочных металлов, основные соединения, их характер, свойства и применение, а так же положение в периодической системе элементов Д.И. Менделеева;

г) важнейших представителей щелочноземельных металлов, свойства их оксидов и гидроксидов;

д) строение атома алюминия, физические свойства и особенности химических свойств, важнейшие соединения алюминия, амфотерный характер Al2O3 и Al(OH)3, области применения;

е) железо, строение его атом, физические и химические свойства, области применения.

Учащиеся должны уметь:

а) находить Ме в периодической системе элементов, объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристаллической решётки

б) записывать уравнения реакций (в том числе окислительно-восстановительных) металлов  с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов, характеризовать свойства оксидов и гидроксидов металлов, области применения металлов и их сплавов.

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах. 6 часов

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах, на примере этанола и двухатомных – на примере этиленгликоля. Трёхатомный спирт – глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакции горения, присоединение хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации, реакция гидратации. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Спирты. Альдегиды. Кислоты. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение.

Жиры. Эфиры. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Белки. Аминокислоты. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Горение углеводородов и обнаружение продуктов горения. Качественная реакция на этилен. Образцы изделий и полиэтилена. Растворение спирта и глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жира. Качественные реакции на крахмал и глюкозу. Качественные реакции на белки.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. Этилен, получение, свойства.

Учащиеся должны знать:

а) особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

б) состав, изомерию и номенклатуру алканов, алкенов, алкинов, предельных одноатомных спиртов и глицерина, предельных карбоновых кислот, их физические, химические свойства, способы получения и применения;

в) состав, свойства, получение и применение сложных эфиров, жиров;

г) состав, особые свойства аминокислот и их биологическое значение; состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы; классификацию полимеров по их происхождению.

Учащиеся должны уметь:

а) объяснять многообразие органических соединений, составлять и записывать структурные формулы важнейших их представителей, изомеров и гомологов; называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре;

б) описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спирта;

в) записывать уравнения реакций: поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям, уравнения реакций с участием глюкозы, классификацию полимеров по их происхождению;

г) определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений и характеризовать химические свойства изученных органических веществ.

5.Список литературы

а) для учащихся:

1.Учебник «ХИМИЯ» 9 класс. Автор: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Изд. Москва « Просвещение», 2010 год.

2. Сатбалдина С. Т., Лидин Р. А.: Химия: Неорганическая химия. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2005г.

3. «Сборник задач и упражнений по химии», И.Г. Хомченко. М., «Высшая школа»,1989 г.

4. Занимательная химия, 8 – 11 классы, составитель О.В. Галичкина. Изд. «Учитель» Волгоград.

5.«Образовательная коллекция» - диски.

б)  для учителя:

1.Примерная программа основного и общего образования по химии, разработанная по заказу Минобразования РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. 2006 год.

2. Поурочные разработки по химии, 9 класс. Автор М.Ю. Горковенко. Изд. «Вако» Москва 2005

3. «Пособие по химии», автор Г.П. Хомченко. Москва, Новая волна «Оникс», 2000год.

4.«Химия 8-11 классы (тематическое планирование по учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана), составитель Л. М. Брейгер», издательство Волгоград «Учитель-АСТ», 2002г.;

5.Я.Л.Гольдфарб, Ю.В.Ходаков Сборник задач и упражнений по химии;

6. Дидактические карточки – задания по химии. Н.С, Павлова. К учебнику                                   О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Изд. «Экзамен» 2006 год.

7. Задачи по химии и способы их решения. Авторы: О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. Изд. Дрофа. Москва, 2004 год.

8. Химия в тестах, задачах и упражнениях 8-9 классы. Изд. «Дрофа». Москва, 2006 год.

9.Тесты по основным разделам школьного курса химии. 8 -9 классы. Составитель                   С.В. Горбунцова, Москва, «Вако», 2006г.

10.Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004г.

6. Материальное обеспечение

  1. Таблицы по химии
  2. «Образовательная коллекция» - диски.
  3. Коллекции по химии
  4. Набор реактивов для проведения опытов

Тематическое планирование   на 2012-2013 уч. год

 

Предмет: химия

Класс: 9

 

Учитель: Табакаева Галина Валентиновна

Количество часов в год –  36

Количество часов в неделю -1

Практических  работ -6

Контрольных работ-4

Зачетов – 2

  1.  Планирование составлено на основе  Программы для общеобразовательных учреждений. Химия  8- 9 кл., М., Просвещение, 2008 год                                                                                          

 

Учебник: Учебник «ХИМИЯ» 9класс.                                                                                      Авторы: Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман, Москва; Просвещение 2010 год.

уро ка

                     Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Тема 1. Электролитическая диссоциация (5 часов)

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах

Лекция, беседа

§1-3 упр. 1-6,с.13

2

Реакция ионного обмена и условия их протекания

Лекция, самостоятельная работа

 §4, упр. 1-5, с. 22

3

Окислительно – восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

Лекция, самостоятельная работа

. §5, упр.6-8, с.22

4

Пр. р. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Практическая работа

Повт.§1-5

5

Контрольная работа 1. По теме «Электролитическая диссоциация»

Контрольная работа

Тема 2. Неметаллы (13 часов)

6

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода

Лекция, беседа

§7,8упр 1-2,с.31

7

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение. Сероводород. Сульфиды.

Лекция с элементами практической работы

§9- 11упр 1-2,с.34

8

Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.

Лекция, беседа

§12-13упр 1-4,с.38

9

Пр.р. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Практическая работа

10

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Вычисления по химическим уравнениям реакций

Решение задач

§14упр 1-4,с.42,

11

Положение азота и фосфора в периодической  системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение. Аммиак

Лекция с элементами практической работы

§15-17упр 1-6, с. 52.

12

Азотная кислота и её соли. Пр. р. 3. Получение аммиака и изучение его свойств

Практическая работа, лекция, беседа

§19-20

13

Фосфор. Аллотропия. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Минеральные удобрения

Лекция с элементами практической работы

§21-23

14

Пр.р.3. Определение минеральных удобрений

Практическая работа

Повт. § 15-23

15

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

Лекция, беседа, решение задач

§24, упр 1-3,с.90, §25,с.77-81

16

Химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ, угольная кислота и её соли.

Лекция, беседа, решение задач

§25, с.81-82, §26-30

17

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. Пр.р 4 «Получение СО2  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Лекция, беседа. Решение задач.

Практическая работа

§30- 33

18

Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы»

Контрольная работа

Зачёт 1. По теме «Электролитическая диссоциация. Неметаллы»

Тема 3. Общие свойства металлов. 12часов

19

Положение металлов в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева

Лекция, беседа

§34-36, упр 1-5, с.112

20

Металлическая связь. Физические свойства металлов

Лекция, беседа, решение задач

§ 37

21

Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.

Лекция

§ 37

22

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы

Лекция

§ 37-38, упр 9- 15,с.112

23

Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе

Лекция, беседа,

§ 39-40

24

Физические и химические свойства щелочноземельных металлов.    

Лекция, беседа, решение задач

§ 39-40

25

Применение щелочноземельных металлов. Жёсткость воды.

Лекция, беседа, решение задач

§ 39-40

26

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

Лекция, элементами  практической работы

§42,  упр 1-6, с. 130

27

Пр.р.5. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА- IIIА групп периодической таблицы химических элементов »

Практическая работа

§ 33,упр 9 с. 112

28

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

Лекция, беседа. Решение задач

§ 43- 44,

29

Пр. р 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Практическая работа

Повт. § 39- 44

30

Контрольная работа 3. По теме «Металлы и их соединения»

Контрольная работа

Тема 4. Органическая химия  6 часов

31

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова

Лекция, беседа

§48-50

32

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Лекция, беседа

§ 51, упр 6-8,с. 163

33

Непредельные углеводороды. Этен. Ацетилен. Диеновые УВ. Физические и химические свойства, применение

Лекция, беседа

§ 52- 54,

34

Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры.

Лекция

§ 55-56,упр. 1-4,с.173

35

Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты

Лекция, беседа

§ 57-58, упр.8-1 с.173

36

Контрольная работа 4. По теме «Органические вещества»

Контрольная работа

Зачёт 2. По теме « Металлы. Органические вещества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс Рабочая программа по химии

Рабочая программа по химии 2012-2013 учебный год...

10 класс Рабочая программа по химии

Рабочая программа по химии 2012-2013 учебный год...

11 класс Рабочая программа по химии

Рабочая программа по химии 2012-2013 учебный год...

12 класс Рабочая программа по химии

Рабочая программа по химии 2012-2013 учебный год...

9 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабочая программа по химии 9 класс. Тематическое планирование...

10 класс. Рабочая программа по химии. Г.Е. Рудзитис. 2019-2020

Рабочая программа по химии.Тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...