Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Химия» как способ формирования общих и общеучебных компетенций и повышения эффективности преподавания дисциплины.
статья (химия, 10 класс) по теме

Домброва Ольга Александровна

Предложены виды самостоятельных работ для студентов по дисциплине "Химия" и обоснован выбор именно этих видов работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Химия» как способ формирования общих и общеучебных компетенций и повышения эффективности преподавания дисциплины.

В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации  самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной  познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Для повышения эффективности изучения химии, а также формирования общеучебных и общих компетенций студентам колледжа предлагаются следующие задания  в качестве самостоятельной работы по химии:

  1. Составление обобщающих таблиц по темам и разделам.
  2. Подготовка информационных сообщений с видеорядом, с демонстрацией собранных студентом веществ и материалов, иллюстрирующих данный раздел учебной дисциплины.
  3.  Подготовка информационных сообщений с видеорядом, освещающих связь учебной дисциплины «Химия» с профессиональными умениями и навыками.

- В ходе составления обобщающих таблиц также происходит структурирование материала студентом, образование смысловых связей между строением молекулы и свойствами вещества, а также расширение химического кругозора учащихся за счет необходимости привлечения дополнительной литературы для выполнения данной самостоятельной работы; также происходит формирование ОУК 1: «Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность» и ОУК 3: «Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно осуществлять выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов», ОК 5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Выполнение данного вида самостоятельных работ повышает информационную грамотность студентов, которые оформляют самостоятельную работу в различных компьютерных программах.

Например:

Составление обобщающей таблицы

(Алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, арены)

Цель самостоятельной  работы: Обобщить знания свойств, строения и практического применения углеводородов различных классов

Рекомендуемый ход работы:

  1. Внимательно изучить литературу и конспект лекций по данному классу углеводородов.
  2. Заполнить таблицу в соответствии с рекомендациями.

Класс УВ ОФГР

Особенности строения

Физические свойства

Химические свойства

Получение, применение

  1. Вид гибридизации
  2. Тип связей
  3. Длина связей
  4. Валентный угол
  5. Виды изомерии
  1. Агрегатное состояние
  2. Цвет
  3. Вкус
  4. Запах
  5. Растворимость в воде и органических растворителях

Перечислить реакции, в которые вступают УВ данного класса, привести примеры (уравнения реакций), выделить характерную для данного класса реакцию.

  1. Перечислить способы получения (добычи) УВ
  2. Перечислить аспекты применения УВ данного класса

        - Подготовка информационных сообщений с видеорядом формирует ОУК 2: «Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства» и ОУК 3: «Определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно осуществлять выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов». Рекомендуется предоставлять собранные студентом вещества и материалы.

 Например, при подготовке информационных сообщений на тему «Натуральный и синтетический каучук» помимо создания соответствующего видео и звукового ряда студенты демонстрируют истечение млечного сока из листьев растений семейства «Гивеи» (из фикусов) и его затвердевание, каучук и резины с различным содержание серы.

                   

               -  Подготовка информационных сообщений с видеорядом, освещающих связь учебной дисциплины «Химия» с профессиональными умениями и навыками будущих поваров формирует: ОУК 1. «Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность» и ОУК 4. «Решать проблемные учебные задачи», а также – ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», ОК 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», а также ОК 5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»

        Например: выполнение самостоятельной работы: Подготовка информационных сообщений с видеорядом «Карбоновые  кислоты и их применение в кулинарии» предполагает приготовление автором самостоятельной работы блюд с использованием пищевых карбокислот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО по химии

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самосто...

Самостоятельная работа студентов на уроках математики как средство формирования личностных УУД

Одна из задач обучения в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Данные методические рекомендации помогут преподавателям профессионального училища и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе  компетентностного подходов...

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....