исследовательская работа по теме «Чистый и прекрасный лик донской земли в произведениях В. А. Закруткина».
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме

Метелёва Елена Леонтьевна

     В. А. Закруткин с молоком матери впитал в себя неистребимую и неизбывную любовь к родной земле; все, что происходило на ней, глубоко волновало душу писателя, кипятило его кровь. Виталий Александрович был верным сыном своей единственной, незаменимой матери - Родины, которая открыла перед ним все свои сокровенные тайны, вознаградила его редким даром видеть прекрасное во взмахе птичьего крыла, в трепете одинокой березы на безлюдном и пустынном поле…Закруткин говорил о станице Кочетовской, что здесь  он прожил лучшую, светлую, полную тихих молчаливых раздумий жизнь, что  на этой земле, где покоится прах его родителей, он хотел бы завершить свою жизнь, чтобы никогда не расставаться с посаженными им деревьями, соловьиными песнями и людьми, которые научили многому. Именно здесь, в станице Кочетовской, Виталий Александрович создал свои лучшие произведения: «Лик земли», «Лесные клады», «Творцы земной красы», «Сторона Донская» и многие другие.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.a.zakrutkin.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему:

«Чистый  и  прекрасный  лик донской  земли в произведениях

В. А. Закруткина».

Работу выполнила                  Метелёва Валерия,

                                                    ученица 10 «Б» класса

                                                     МБОУ СОШ № 2

                                                    им. А. А. Араканцева.

Учитель                                     Метелева Елена

                                                     Леонтьевна.

г. Семикаракорск

2 013 г.


       «Победно и радостно, как всегда, по земле шествует весна. По утрам над горизонтом медленно проплывают белоглазые облака, а в глубокой синеве неба видны улетающие все дальше и дальше на север гусиные стаи. Лес над рекой еще не оделся в свой пышный зеленый наряд. Полупрозрачный, трепетный, щедро залитый лучами солнца, стоит он, красуется тонкими ветвями, и на каждой из них изумрудно сверкают клейкие, полные соков младенцы-листья. Совсем еще скудны в лесу пятнистые тени, только-только пробили прошлогоднюю прелую листву острые стрелки травы, а глядишь - уже где-нибудь в укромной ложбинке, на склоне размытого текучей водою овражка, выткнулся вестник весны - ландыш, уже зеленеет он вовсю, и меж его широких листьев покачивается нежный крючочек с тугими сережками завтрашних цветов.»

      Именно с этих слов, взятых из очерка «Душа друга»,  мне бы хотелось начать сегодняшний разговор о В. А. Закруткине.  За окном, действительно, победно и радостно шествует весна. Весна … Это любимое время года писателя. Сколько проникновенных строк в его прозе посвящено таинству пробуждения природы от зимнего сна. Но об этом чуть позже. В свое время другой писатель и друг Виталия Александровича А. В. Калинин сказал: «…Все им написанное так или иначе касалось природы. Знаток природы он был великолепный и воспевал природу, как поэт. Его «куски» о природе - это оживающие перед глазами читателя пейзажи. Куда мне до него! Думаю, никогда уж не смогу дотянуться…»

     Уже с детских лет в душе будущего писателя формировалось восторженное и уважительное отношение к родной земле, труду, культуре. Большая заслуга в этом дедушки писателя, который постоянно рассказывал внуку о повадках птиц и рыб, о лекарственных травах. Именно дед писателя вдохнул в душу мальчика «неизбывную любовь к природе, ко всему живому». Но главным своим воспитателем Виталий Александрович все-таки считал отца, который был прекрасным садоводом, пчеловодом, сумел привить любовь к саду и сыну.

      С 10 лет Виталий, подобно своим сверстникам, деревенским хлопцам, с сумерками выезжал в ночное, слушал перепелиное «спать пора», звон цикад, пел грустные, добрые народные песни. Маленький шустрый деревенский хлопчик, он не знал в ту пору, какое богатство в его сердце, не знал того, что цепкая память бережно сохранит для него богатство и щедро отдаст его, едва прикоснётся к сокровищам этим чуткая душа художника. Запахи степных трав, конского пота, картины людских дел и страданий вынесет писатель из далеких детских лет на страницы своих произведений. Чтобы в полную силу ощутить нежную, трепетную любовь В. Закруткина к природе, нужно прочитать его рассказ «Подсолнух». Никто не смог так же красочно описать степь, как это сделал Виталий Александрович.

    «Сидевшему у порога кибитки Отцу видна была озаренная полдневным солнцем степь, и вся она была полна неизъяснимой живой красы : с легким колыханием серебрились вокруг сочные травы, цвели цветы, пощелкивали, высвистывали, пели птицы, на тысячи ладов стрекотали бесчисленные кузнечики ; вверху, резко очерченный на чистой лазури, распластав метровые крылья, недвижно парил охристо-бурый орел ; а там, дальше, куда еле достигал человеческий взор и где голубое небо почти невидимо сходилось с такой же голубой землей, за трепетной завесой легкого марева призрачно мерцали мороки - чародейные степные видения : казалось, что на краю степи, зеркально поблескивая, текут широкие реки, разливаются безбрежные озера, прохладные ерики».

       С ранних лет В. Закруткин соприкасался с народной мудростью, постигал житейский опыт от простых тружеников земли. Благодаря этому он научился видеть красоту каждой травинки. От казаков-земледельцев писатель перенял умение трудиться в поле, скакать на коне, ловить рыбу, у них научился угадывать погоду по мерцанию звезд, по росе на травах, по оттенкам солнечного заката. Закруткин не мог жить без земляков-станичников, без степи, без родных берегов, без того ощущения полного слияния человека с живой природой. Виталия Александровича всегда отличали глубокий патриотизм, нежная сыновья любовь к родной русской земле. «Как прекрасна земля!» - писал Закруткин, думая, прежде всего о благословенном крае, куда определила его судьба в послевоенную пору, и где он состоялся как известный всей стране писатель.

      Перед художником встает задача показать поэтический мир природы, как он живет в душах наших людей, как он отражается в эстетике быта. «Надо уметь читать прекрасную сложную книгу земли»,- так определил свою творческую задачу Виталий Закруткин. В романе «Плавучая станица» писатель взволнованно говорит о том, что его до глубины души, до слез возмущает варварское отношение к живой природе, слепое, бездумное истребление лесов, рек, их живых обитателей. Браконьерство он рассматривал как бандитизм, как разбой на большой дороге. Виталий Александрович говорил: «Человек ведь у нас - хозяин во всем. И мне хочется, чтобы у него было… духовно чистое лицо, бережное отношение к природе. Ведь он и сам дитя ее». В этом романе художник поднимает свой голос в защиту народных богатств, порой так бессмысленно и бесчеловечно расходуемых неумными хозяйственниками.

     Закруткин еще в 60 годы переживал по поводу того, что в безымянной речке почему - то не стало рыбы, что дрофы покинули окрестные степи, что дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг. Неужели такие «мелочи» могут вызывать тревогу? Мудрый философ, тончайший исследователь, неутомимый труженик Виталий Александрович, нисколько не колеблясь, давал ответ: «Да, могут и должны вызывать глубокую тревогу, горячее волнение, общее желание сохранить красоту природы, сберечь «богатство для будущих поколений». Сегодня эти слова нашего земляка-писателя приобрели еще большую остроту и силу, так как многие из нас, наконец, поняли, что мы сами себе десятилетиями готовили западню. Впоследствии эти размышления вошли в книгу под названием «Мать сыра земля». Это произведение настолько содержательно и исповедально, что не уступает Пришвину в своеобразном изложении красоты природы.

      Человек и земля, человек и природа - одна из главных тем в боевой, темпераментной публицистике В. А. Закруткина. Живя в донской станице, писатель с каждым годом видел все большее оскудение природы, вызванное неумелым, а подчас варварским хозяйничаньем недальновидных людей, думающих только о сегодняшнем дне. Исчезали на речной пойме зайцы, лисы, еноты. Катастрофически упала добыча рыбы в Дону и Донце. Уже только как на редкость, на чудо смотрели

кочетовские рыбаки на стерлядь, рыбца, шемайку. А ведь каких-нибудь двадцать лет

тому назад, выходя на берег Дона, можно было  любоваться утренней игрой красавицы-белуги. Редели, вырубались леса на прилегающих к станице островах, на когда-то зеленых полянах чернели безобразные пни.

Как-то В.А.Закруткин заговорил об этом с замечательным писателем, добрым и сердечным человеком Леонидом Максимовичем Леоновым, не раз выступавшим в защиту нашего «зеленого друга» - леса. Результатом многолетних горестных наблюдений и

разговоров с Л. М. Леоновым стал цикл написанных Закруткиным документальных новелл «Слово о бессловесном». Новеллы печатались в свое время в «Литературной газете», а потом, в дополненном виде, были опубликованы в журнале «Молодая гвардия». Любовь к природе, понимание нужд народа, мысли о нашем будущем побудили писателя сказать на всю страну знаменитое «Слово о бессловесном», пронизанное тревогой за судьбу природы в наступающем веке научно-технического прогресса. Книга  «Слово о бессловесном» сейчас является одним из актуальных, одним из популярных произведений русской литературы, где поднимаются важнейшие экологические проблемы, проблемы нравственности и гуманизма, этики и общечеловеческой культуры. В публицистических выступлениях Виталия Александровича нас привлекает тонкое, совсем не книжное знание природы, ее повадок и богатств. На всю жизнь запоминаешь такое : «Приходилось ли вам видеть, как плачут вербы? В июльскую жару, в самую сушь, когда солнце и ветер выжелтели лесную траву, а на протоптанных людьми тропках появились трещины, под безлиственными темными вербами вдруг заголубели лужи. Это плакали вербы. Их глубокие корни еще тянули из земли соки, но на вербах не было ни одного листа, и каждая ветка стала ронять сок на землю. Точно слезы, падали вниз чистые прозрачные капли».

      Возможно, вербы плакали о бессловесном быстроногом красавце сайгаке, которого «приманивает на свет автомобильных фар и предательски убивает из темноты жестокая дрянь в человеческом облике», или о бессловесной добродушной белой медведице, которую « в упор расстреливают в «родильной» берлоге». Так может писать только человек, сам пригорюнившийся над погибающим деревом, только тот, кто во время разлива, заплывая на лодке в самую гущу вербного леса, бросает весла и слушает, как «тихо блеснет потревоженная рыбой вода, прошумит в редкой куге весенний ветер, а наверху, в зелени сомкнутых ветвей, разноголосый птичий хор славит жизнь».

      Несколько раз в станицу Кочетовскую, где жил В.А.Закруткин, приезжал Михаил Шолохов, с которым писатель был связан долголетней крепкой дружбой и которому, больше чем кому бы то ни было, он обязан решительным поворотом творческого внимания к народной теме, к простым труженикам, потом своим добывающим для всех людей земные блага. Это у него, у Шолохова научился Закруткин умению чутко прислушиваться к шорохам трав, различать едва уловимые запахи цветов, любоваться саженым размахом радужных орлиных крыльев, глубоко понимать и чувствовать пленительную и животворящую силу земли, питающей своими соками несметное количество живых существ, а главное, конечно – пристальному вниманию к самому удивительному из всех живых существ – к человеку. Не эта ли великая любовь к земле, к людям продиктовала ему такие строки: «Впереди, то синея сквозь дым голубыми просветами неба, то, затемняясь густыми, по-зимнему низкими тучами, приближались всё новые и новые дали, манящие, переменчивые, как наполненная радостью и горем, неумирающей надеждой и непрерывным созиданием человеческая жизнь»

       Говорить и писать о Закруткине можно много. Но лучше всего - взять в руки его книгу и начать читать( или перечитывать). Живое писательское слово прольет в душу нечто, казалось бы, неощутимое, что однажды назвали «духовным кислородом». Вчитайтесь в строки его очерков «Лик земли» об истории праматери-земли, о ныне преображенном, помолодевшем ее лике, с которого исчезли кривые морщины-межи. Писатель верил, что человек, освобожденный от тяжких оков, украсит всю землю невиданными садами и  золотыми нивами.

      Этот талантливый художник до боли сердечной был влюблен в родную землю, в ее поля, леса, моря и реки. И мерно катящий голубоватые волны Дон, и меловые кучи его берегов в верховьях, и необъятные, таящие в синеватом зареве степи - все пленило Закруткина на донской земле, с ее трудолюбивыми, талантливыми людьми.

     Нельзя согласиться с некоторыми известными литераторами, которые считают пейзажные зарисовки пережитками прошлого, перепевом русских классиков. Откроем роман Виталия Александровича «Сотворение мира» и прочитаем хотя бы это: «По всей земле, во всех странах, с трудом и отчаянием, с верой и надеждой поднимались борцы за свободу. Они умирали в неравных боях, но их становилось все больше…» Голая публицистика, не правда ли? И сравните :

«Так, в преддверии весны, когда пригреет солнце и сначала на взлобках степных курганов, на высотах, на гребнях борозд, а потом в низинах, в западинах, начнут таять снега - тихие, бесшумные, еще неприметные, пробиваются наверх первые струмочки талой воды. С каждым днем солнце греет все больше и все быстрее текут разрозненные ручьи. И вот приходит час - ручьи сливаются в один могучий, неодолимый поток, рушат твердыню реки, с грохотом, шумом и звоном уносят темные, потерявшие блеск льдины к голубому морю. И никто не может остановить победное движение весеннего потока, никто не может удержать под лучами солнца застарелый, ноздреватый, испещренный трещинами лед…»

Так строки публицистики наполнились жизнью, обрели взрывчатую энергию.

       В. А. Закруткин с молоком матери впитал в себя неистребимую и неизбывную любовь к родной земле; все, что происходило на ней, глубоко волновало душу писателя, кипятило его кровь. Виталий Александрович был верным сыном своей единственной, незаменимой матери - Родины, которая открыла перед ним все свои сокровенные тайны, вознаградила его редким даром видеть прекрасное во взмахе птичьего крыла, в трепете одинокой березы на безлюдном и пустынном поле…Закруткин говорил о станице Кочетовской, что здесь  он прожил лучшую, светлую, полную тихих молчаливых раздумий жизнь, что  на этой земле, где покоится прах его родителей, он хотел бы завершить свою жизнь, чтобы никогда не расставаться с посаженными им деревьями, соловьиными песнями и людьми, которые научили многому. Именно здесь, в станице Кочетовской, Виталий Александрович создал свои лучшие произведения: «Лик земли», «Лесные клады», «Творцы земной красы», «Сторона Донская» и многие другие.  

     В 2013 году мы отмечаем 105 лет со дня рождения нашего земляка В.А. Закруткина. Крупным писателем сделала его безоглядная любовь к родному краю, природе, традициям Донского Казачества. Виталий Александрович – наш Донской гений с колоссальной работоспособностью, детским ощущением мира, уникальным даром предвиденья. Он до сих пор согревает нас своим человеческим теплом.

Низкий поклон Вам – Человек с большой буквы.

Библиографический список.

1. «Кавказские земляки» - В. Закруткин, 1970 г.

2. «Виталий Закруткин в книгах и жизни» - Слово о писателе – 1978 г., Рост. Изд.

3. Повести и рассказы – В. Закруткин, 1981 г., г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.   ...

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Буклет к исследовательской работе "Силы зла, творящие добро" (по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Буклет к исследовательской работе (проекту) "Силы зла, тврящие добро" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")....