РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме

Сафонова Наталья Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013-14_8_kl_rab_progr.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

 8 КЛАСС  

ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНА

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                  учитель химии

                                                 Сафонова Н. В.

САРАНСК 2013

  УТВЕРЖДЕНО:                                                СОГЛАСОВАНО:

Директор школы:                                               Зам. директора по УВР:

___________________                                        ___________________

Рабочая программа по химии. 8 класс.

Учитель химии: Сафонова Н.В.

Николаевская средняя школа

2013 – 2014 учебный год

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа

Дидактический материал:

1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс

2. Габриелян О. С. Контрольные и проверочные работы к учебнику                  О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»

Пояснительная записка

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:

    · освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

    · овладениями умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

   · развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

   · воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

   · применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

   Рабочая программа разработана на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).

     В авторскую программу внесены следующие изменения:

           1. Увеличено число часов на изучение темы:

   - «введение» 10 часов вместо 4 часов за счёт включения практических работ №1, №5. Также в рамках темы «введение» рассматриваются расчётные задачи: «Массовые доли химических элементов в веществе и вещества в растворе», включена тема «Растворы». Изменено содержание практической работы № 1, т.к. эту работу уже выполняли в 7 классе на элективе.

2. Из авторских тем: «Соединения химических  элементов» и «Изменения, происходящие с веществами» понятия: степень окисления, составление формул, химические реакции, вычисления по химическим уравнениям, типы химических реакций и практическая работа №4 рассматриваются в теме «Первоначальные химические понятия»

3. Понятия: оксиды, основания, кислоты и соли из авторских тем: «Соединения химических элементов» и « Свойства растворов электролитов» рассматриваются в теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» с целью более комплексного изучения.

4. В тему «Строение вещества. Реакции ионного обмена. Окислительно- восстановительные реакции.» включены  темы: «Типы химических связей». (§9- 12),

 «Теория электролитической диссоциации». (§35- 36), «Ионные уравнения». (§37), «Окислительно- восстановительные реакции». (§43)

Также включены практические работы №6 ,7, 9.

5. Уменьшено число часов на изучение темы: «Атомы химических элементов» 5 часов вместо 10 часов, так как понятия «химический элемент», «изотопы» можно рассмотреть в рамках темы «Строение атома».

  В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

    · проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

    · использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Рабочая программа по химии, 8 класс.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

10

3

(№1,№2,№5)

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

5

К.р. №1

3.

Тема 2.

Простые вещества

5

4.

Тема 3.

Изменения, происходящие с веществами.

13

1

(№4)

К.р. №2

5.

Тема 4.

Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений.

13

1

(№8)

К.р. №3

6.

Тема 5.

Строение вещества. Свойства растворов электролитов. ОВР.

16

3

( №6, №7, №9)

К.р. №4

Обобщение и систематизация изученного.

6

7.

Итого

68

8

4

Рабочая программа по химии в 8 классе

(2 ч. в неделю, всего 68 часов)

Введение (10 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Повторение. Предмет химии. Тела и вещества.

Физические и химические явления. Основные классы неоргани-ческих соединений. Изменение окраски индикаторов. Правила ТБ.

Предмет химии. Простые и сложные вещества.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды.

Физические явления: кипение и плавление. Получение осадка, газа и др. химические превращения. Изменение окраски индикаторов (метилоранж, фенолфталеин, лакмус) в зависимости от среды.

§ 1.        

§ 2.,      § 3

Знать/понимать:           - химические понятия: атом, химический элемент, вещество.

   Уметь   определять: классы веществ.

Знать/понимать: химическая реакция, индикатор. Уметь:                               - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

2

Решение экспериментальных задач.

Практическая работа №1.

 Решение экспериментальных задач (с помощью индикаторов)

Правила ТБ (с. 174-175)

Табл.4 «Изменен.окраски индикат. в зависимости от среды.»

Уметь:                               - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать/понимать: химическая реакция, индикатор

3

Повторение.Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доля компонентов смеси. Доля примесей.

Чистые вещества и смеси. Разделение смеси как физическое явление, способы разделения. Вычисление доли компонента смеси, расчёт массы или объёма вещества в смеси по его доле.

Примеры смесей, их разделение

§23, § 24.         Упр. 1, 3             §25.

  Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь:                            - вычислять: массовую долю вещества в растворе

4

Очистка поваренной соли

Практическая работа №2

Уметь:                               - обращаться с химической посудой и лаб. оборудованием, разделять смеси.

5-6

Растворы. Раствори-мость. Массовая доля вещества в растворе.

Задачи на процентную концентрацию.

Приготовление раствора с определенной концентрацией.

Самостоятельная работа №3 «Массовая доля вещества в растворе.»

§ 24.         Упр. 5-7,       § 34. Подгот. к практич. работе

 № 5

Знать/       понимать: химические понятия: раствор, растворимость, молярная доля вещества

7

Приготовле-ние раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Практическая работа №5.

Уметь:                                         - использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

8

Повторение. Знаки химических элементов. ПСХЭ.

Химическая символика. Структура ПСХЭ.

Работа с Периодической таблицей, набор карточек с символами химических элементов.

§4.  Табл.1      Упр. 1-3

Уметь: называть химические элементы по их символу, периоды (большие и малые), группы и подгруппы (главные и побочные).

9-10

Повторение.Химические формулы. Относитель-ные атомная и молекуляр-ная массы. Расчёты по формулам веществ.

Химическая формула, индексы, коэффициенты, Аr, Мr. Массовые доли химических элементов.

Самостоятельная работа №1

§5.      Упр.1-3

Знать/понимать:          относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула.  Уметь: определять качественный и количественный состав вещества,              вычислять           относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов (5 ч.)

№ п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

(11)

Строение атома.

Элементарные частицы: p, n, e. Изотопы.

Средняя относительная атомная масса.

Таблица «Строение атома». Работа с ПСХЭ.

§ 6-7.        Упр. 5,      упр. 6      

Знать/понимать: химический элемент.       Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента;                                   - характеризовать: состав атомов

2-3 (12-13)

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20.

Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Формы орбиталей, электронные формулы.

Таблица «Электронные орбитали». Работа с ПСХЭ.

§ 8.           Упр. 1, 3

Уметь составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в ПС, объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

4

(14)

Подготовка к контрольной работе № 1.

Обобщение и систематизация знаний о строении атома.

§ 5-12 (повторить)

5 (15)

Контрольная работа №1        по темам «Расчёты по формулам веществ. Растворы. Атомы химических элементов».

Тема 2. Простые вещества. (5 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1 (16)

Металлы. Металлические свойства  с позиции атомного строения.

Положение элементов-металлов в ПС, строение атомов, восстановительные свойства, физические свойства, химическая связь, аллотропия.

Коллекция металлов. Работа с ПСХЭ.

§ 9, 13.        Упр 1-3

Уметь: - характеризовать:       связь между строением и свойствами металлов,          - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту.

2 (17)

Неметаллы.

Неметаллические свойства  с позиции атомного строения.  

Положение элементов-неметаллов в ПС, строение атомов, окислительные свойства, физические свойства, химическая связь, аллотропия в сравнении с металлами.

Образцы простых веществ-неметаллов. Работа с ПСХЭ.

§ 9, 14.      Упр. 3

Уметь:                                           - характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов.

3 (18)

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Количество вещества: единицы измерения. Постоянная Авогадро.

§ 15.       Упр. 1-4

Знать/ понимать:                       -химические понятия: моль, молярная масса.

  Уметь: - вычислять: молярную массу, количество вещества.

         

4 (19)

Молярный объём газов.

Молярный объём газов. Нормальные условия.

§ 16.      Упр. 1,2

Знать/ понимать:                       - молярный объем .  Уметь:  - вычислять: по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

5 (20)

Решение задач на тему «Количество вещества».

Основные и производные единицы измерения: m, V, ν (г, кг, мг, л, м3, мл).

Самостоятель -ная работа №2

§ 13-16.

Уметь:   решать задачи на определение количества вещества.

Тема 3. Изменения, происходящие с веществами. (13 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1-5

(21-25)

Степень окисления. Бинарные соединения. Трхэлементные соединения, составление формул веществ

Степень окисления: постоянная и переменная. Бинарные соединения, сложные ионы,  номенклатура, ЭО. Оксиды, летучие водородные соединения

 Состав оснований, кислот и солей. Важнейшие соединения:

H2O, CO2, NaOH, KOH,Ca(OH)2, H2SO4, NaCL, CaCO3

Образцы соединений:

H2O, CO2, NaOH, KOH,Ca(OH)2, H2SO4, NaCL, CaCO3

§17-21.  

Уметь: - называть: соединения по их химическим формулам,                     -определять: степень окисления элементов в соединениях.

Знать/ понимать:          оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты и соли

6 (26)

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения.

Признаки и условия протекания ХР. Реакции горения, экзо- и эндотермические реакции.

Химические уравнения, коэффициенты.

Горение спирта, серы, взаимодей-ствие мрамора с соляной кислотой, получение и растворение гидроксида меди(II).

§ 26.     Упр.1-3

§ 27.         Упр. 2,3

Знать/понимать:                        -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

Знать/ понимать:                          -закон сохранения массы веществ. Уметь:                    - составлять: уравнения химических реакций.

7-8 (27-28)

Типы химических реакций.

Реакции разложения, соединения, замещения и обмена.

Примеры реакций разложения, соединения, замещения и обмена. Самостоятельная работа №4

§ 29-33.

Знать/       понимать: химические понятия: Реакции разложения, соединения, замещения и обмена.                          

9-10 (29-30)

Расчёты по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе.

Решение задач на нахождение ν, m, V продукта реакции по ν, m, V исходного вещества. Задачи с примесями и массовой долей.

§ 28.          Упр. 1,2,4

Уметь:  вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

11-12 (31-32)

Признаки химических реакций.

Подготовка и проведение практической работы №4.

Практическая работа №4

Уметь: определять тип реакции и её признаки.

13 (33)

Подготовка и выполнение контрольной работы №2«Изменения, происходящие с веществами».

§17-21, 26-33 (повт.)

Тема 4. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. (13 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2 (34-35)

Кислоты: их классификация и свойства

Состав, определение,  классификация, свойства кислот. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации.

Реакции, характеризующие свойства кислот.

§20, 38.    Упр. 2,3

Уметь называть кислоты,                      характеризовать химические свойства кислот.                                    - определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

3-4 (36-37)

Основания : их классификация и свойства

Состав, определение,  классификация,  свойства оснований.

Реакции, характеризу-ющие свойства оснований. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой, разложение Cu(OH)2.

§ 19, 39.   Упр. 2,3

Уметь называть основания;               характеризовать химические свойства оснований.               - определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

5-6 (38-39)

Оксиды: их классификация и свойства.

Состав, определение, классификация, свойства оксидов.

Взаимодействие оксидов с водой, основных оксидов с кислотами, кислотных – со щелочами.

§ 18, 40.   Упр. 4,5

Уметь называть оксиды,                     определять: принадлежность веществ к  классу оксидов,          характеризовать химические свойства   оксидов.

7-8 (40-41)

Соли: их классификация и свойства.

Состав, определение,  классификация свойства солей.

Взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами и др. Самостоятельная

работа №5

§ 21,41.    Упр. 1,2, задача 3

Уметь: называть соли, определять принадлежность веществ к классу солей;           характеризовать: химические свойства солей.

9-10 (42-43)

Свойства кислот и оснований, оксидов и солей.

Подготовка и проведение

Практическая работа №8.

Уметь распознавать кислоты, основания и оксиды по их свойствам, составлять реакции, исходя из их свойств.

11 (44)

Генетическая связь между классами неоргани-ческих веществ.

Генетические ряды металлов и неметаллов.

Осуществление превращений Cu→CuO→ CuCl2→ Cu(OH)2→ CuO  и другие    

§ 42.   Упр. 2

Уметь:                      характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ,                                 - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

12-13 (45-46)

Контрольная работа №3 по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений.».

Подготовка и проведение

§ 18-21,

38-42

(повт.)

Тема 5. Строение вещества. Свойства растворов электролитов. Окислительно- восстановительные реакции.(ОВР). (16 ч.)

№ п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2

(47-48)

Типы химических связей.

Схемы образования связей. Электроотрица-тельность (ЭО). Ионная, ковалентная, металлическая химические связи. Кратность связи.

Таблица «Виды химической связи».

§ 9-12

Знать/понимать:         химическое понятие: ион, ионная химическая связь, ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь, металлическая связь. Уметь:                        определять ионную связь в химических соединениях;  ковалентную связь в соединениях; тип химической связи в металлах.

3 (49)

Основные положения ТЭД.

Электролиты и неэлектролиты. Основные положения ТЭД. Ионы и их свойства. Сильные и слабые электролиты.

Испытание кристалличес-ких веществ и растворов на электрическую проводимость

§ 35.   Упр. 1      § 36. Упр.1

Знать/понимать основные положения ТЭД.

4 (50)

Диссоциация электролитов.

Катион, анион. Определения кислот, оснований и солей с позиций ТЭД.

Испытания растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.

§ 36.   Упр. 2, 4

Знать/ понимать химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация.

5-6 (51-52)

Ионные уравнения.

Запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости. Правило Бертолле.

Примеры реакций, идущих до конца.

§ 32 (повт.),    § 37.   Упр. 4, подгот.    к практи-ческой работе №7

Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена,                        - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца, составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

7 (53)

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа №7.

Знать/понимать условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

8

(54)

Обнаружение ионов

Подготовка к практической

работе №6.

таблица №12 «определение ионов»

подгот.    к практи-ческой работе №6

Уметь проводить качественные реакции.

9

(55)

Ионные реакции.

Практическая работа №6.

таблица №12 «определение ионов»

Уметь проводить качественные реакции.

10-11

(56-57)

Окислите-льно- восстано-вительные реакции. Метод электронного баланса.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Окислитель, восстановитель.

Взаимодействие простых веществ, металлов с кислотами и солями.

§ 43.   Упр. 1,7 подгот.    к практи-ческой работе №9

Знать/ понимать:                   - химические понятия:  окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;                  определять степень окисления элемента в соединении,               тип химической реакции по изменению степени  окисления химических элементов.

12 (58)

Решение экспери-ментальных задач на распозна-вание катионов и анионов.

Практическая работа №9.

с. 242-243

Уметь: распознавать катионы и анионы с помощью качественных реакций

13-14

(59-60)

Аморфные и кристалли-ческие вещества.

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решётки.

Самостоятель -ная работа №6 по теме «ОВР. Электронный баланс»

§ 22.       Упр. 3-5

Знать/ понимать:                           - закон постоянства состава веществ. Уметь:                             - характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

15

(61)

Обобщение и системати-зация знаний.

 Подготовка к контрольной работе №4.

§ 35-36 (повто-рить)

16 (62)

Свойства растворов электроли-тов.

Контрольная работа №4

63-68

Обобщение и систематиза -ция знаний по курсу химии VIII класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...