Здоровьесберегающие технологии при обучении химии
статья по химии на тему

Чернышева Светлана Владимировна

 Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Современный учител должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения.Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий.   В данной статье представлена моя  работа  по здоровьесбережению на уроках химии в 8-9 классах, составленная с учетом имеющегося опыта по этой проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_pri_obuchenii_khimii.docx79.67 КБ

Предварительный просмотр:

E:\на печать\химия картинки\ikjf_m.jpg

Здоровьесберегающие технологии при обучении химии

 в 8-9 классах.

Учитель химии ГОШИ «ОШИООО №1»

Чернышева С.В.

Обучение химии -процесс длительный и достаточно сложный. За первые 2 года обучения учащийся должен усвоить десятки новых терминов, понятий, законов и научиться свободно ими оперировать. Возможно ли это? Да, но, как правило, ценой огромных перегрузок. По данным психологов, только 30% школьников способны освоить программу химии в полном объеме. Согласно медицинской статистике, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% учащихся повышенное чувство тревожности, почти 1/3 страдает сердечно- сосудистыми, желудочно-кишечными заболеваниями, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников?

 Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей учащихся. Химию изучают школьники 13-15 лет. Это переходный возраст, когда происходят изменения всех процессов психического развития. Вслед за кризисом 13 лет наступает посткризисный период, характеризирующийся наличием у подростков множества личных проблем. Для построения конструктивных отношений с учащимися важно учитывать их потребность в личностном общении со взрослыми, динамику саморегуляции поведения.

Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции,  но недостаточная ее устойчивость- планируя что-либо, они часто не доводят начатое дело до конца. Большинству учеников 9 класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу, у них возникает стремление разобраться в себе ,оценить собственные возможности.

Общение- ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно- воспитательного процесса исчезает психологический  дискомфорт, учащиеся  чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги. Таким образом, первый принцип здоровьесберегающей технологии обучения – обучение в ходе лисностного общения. Методика организации адаптивно- развивающего общения в процессе обучения химии разработана И.М. Титовой. Ее смысл сводится к совмещению делового и личностного планов общения учителя и учеников на уроке.

Следующий принцип здоровьесберегающей технологии обучения заключается в том, что обучение каждого ученика должно осуществляться на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также организацией различных форм деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).Это два принципа обеспечивают психологическую комфортность обучения.

Еще один принцип- перенос большей  части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий. Важным является и принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания у школьников интереса к изучаемому материалу и процессу обучения.

Проведение уроков в форме диалогов с учащимися привлекает их внимание к новой теме , актуализирует знания. Такая форма  обучения эффективна при проблемном изложении нового материала. Однако, для того, чтобы ученики участвовали в диалоге, нужно создать на уроке атмосферу взаимопонимания.

  Алгоритмы особенно эффективны  для выработки для прочных умений решения задач, составления химических формул или уравнений реакций , они приучают школьников к построению  логичных ответов, способствующих развитию навыков самостоятельной работы с оборудованием и веществами..План ( алгоритм) устного ответа записываем на карточке, плакате или слайде презентации. Приведу, например, план ответа характеристики элемента , который начинают давать  на первых уроках химии в 8 классе.

План характеристики химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Менделеева:

  1. Номер периода, большой или малый период; номер группы, главная или побочная подгруппа.
  2. Порядковый номер химического элемента.
  3. Заряд ядра атома химического элемента.
  4. Число протонов и нейтронов в ядре атома.
  5. Число электронов в атоме химического элемента.

Использование  алгоритма устного ответа развивает речь учащихся и, что особенно важно, обеспечивает самоконтроль и коррекцию знаний, снижает тревожность отвечающего .

Алгоритм используется и как руководство для самостоятельного решения задач. Приведу пример.


Тема урока: Решение задач на определение выхода продукта реакции.

Алгоритм решения задач.

  1. Составьте краткое условие задачи.
  2. Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты.
  3. Подпишите над формулами веществ известные величины( массу или объем), неизвестную обозначьте как х.
  4. Найдите неизвестную величину(массу или объем), используя метод пропорции- это будет теоретическая  m или v.
  5. Определите практический выход продукта реакции по формуле

                                     

η = mпракт. / m теор.  или

φ = Vпракт./ Vтеор.

  1. Запишите ответ.

   Расчёт выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному.

Помните: первым действием в решении задачи является определение массы (объема, количества вещества) продукта реакции по уравнению и исходным данным.

                                                     

Порядок действий (пошаговый):

Пример: Определите выход продукта реакции синтеза    аммиака, если при взаимодействии 6,72 л азота с избытком водорода получено 6,72 л аммиака.

I. Запишите краткое условие задачи и уравнение    химической реакции, подчеркните вещества, о которых идет речь в задаче.

Переведите массу (объем) известного исходного вещества (реагента) в количество (моли): n = m : M (n = V : Vm)

Д а н о :                                     Решение:

V(N2) = 6.72 л                  N2 + 3 H2 =  2 NH3

Vпракт.(NH3)=6.72 л     1 моль                2 моль                                                                 

φ (NH3) = ?

                                 n (N2) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

II.Определите количество продукта по уравнению

    реакции.  

     

   Т.е. теоретически возможное (если бы выход реакции

     составлял бы 100%) .

 

   По уравнению:       1 моль  (N2)   →    2 моль (NH3) 

Следовательно:            0,3 моль  (N2)    →   0,6 моль (NH3)  

                                 nтеорет.  (NH3)  = 0.6 моль  (или 13,44 л)  

                                         

III. Определите, какую часть от теоретически возможного

       составляет практически полученная по условию

        масса (объем, количество) продукта.

       Воспользуйтесь формулой:

          η = mпракт. / m теор.  или  φ = Vпракт./ Vтеор.

      Запишите ответ.

Обратите внимание:   Vпракт./ Vтеор = nпракт. / nтеорет. = φ

  nпракт. (NH3) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

 φ (NH3) = 0,3моль (6,72 л) : 0,6моль (13,44л) = 0,5 (50%)

                       Ответ: φ (NH3) = 50%.

  Решите задачи:

  1. При взаимодействии 15 г. алюминия с серой образовалось 35 г. сульфида алюминия  AL2  S 3   .Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
  2. Сколько л водорода выделится при действии избытка соляной кислоты HCL на 2,7 г. алюминия, если выход водорода составляет 90%  от теоретического?
  3. При взаимодействии 60 г. железа с хлором образовалось 75 г. хлорида железа  ( III   )   . Сколько это составляет % от теоретически возможного?
  4. Определит V водорода,который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г. кальция ,если выход водорода составляет 90 % от теоретически возможного .
  5. При взаимодействии 5,4 г. алюминия с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода. Сколько это составляет % теоретически возможного ?

  1. Выход водорода в реакции взаимодействия натрия с водой составляет 95 %. Сколько л водорода получается при растворении в воде 2.3 г.  Na ?

7. При обработке 35,1 г. хлорида натрия Na CL избытком концентрированной серной кислоты выделилось 10,08 л хлороводорода HCL. Найдите выход  HCL в данной реакции.   (ответ- 75 %).

                             

Изучение нового материала можно сопровождать составлением опорных схем-конспектов, работу над которыми ведем в ходе диалога с классом. Например, при изучении достаточно трудной темы в 8 классе « Строение атома» можно составить следующую схему:

АТОМ

                       ЯДРО                                                                 ЭЛЕКТРОНЫ

ПРОТОНЫ11 p            НЕЙТРОНЫ  10 n                                e= № (х.э) 

Число протонов=№(х.э.)          Число10  n=Ar-№(х.э).

Опорные схемы выступают в качестве материализованных результатов совместной учебной деятельности, позволяют воспринимать материал  целостно и наглядно.

Созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках химии способствует проведение занимательных демонстрационных опытов.

Например , опыты « Вулкан», «Кровавая рана» , «Золотой нож», примерзание стакана, «Змея» и многие другие.

Для улучшения восприятия материала и предупреждения утомления учащихся эффективны разнообразные дидактические игры. Они формируют умение применять предметные  знания в новых условиях. Содействуют активизации мыслительной деятельности и эмоциональной разрядке учащихся. Вовлекают их в работу, избавляя от ощущения тревожности.

Я использую на уроках такие игры: «Руки вверх», «Найди ошибку», «Отгадываю задуманный элемент»:

Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева.

Атрибуты. Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.

Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):

1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.

Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 o 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 o 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент - марганец.
-
 «Двойняшки». Очень интересно школьникам, когда мы разбираем химический  характер житейских ситуаций: -например, почему при открывании бутылки с лимонадом происходит бурное выделение газа?

- почему встречаются огурцы- уроды?

  • Почему при выпечке печенья используют пищевую соду?
  • Почему лук доводит до слез?
  • Почему в хлебе много дырочек?    И т. д.)

 ПРИЗНАКИ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ:

– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной  части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.

Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения.

Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении химических элементов и классов веществ, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока.
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток.
–расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
– предупреждение утомления глаз;
Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе:
-оптимальная температура и свежесть воздуха;
- рациональность освещения доски и класса;
Отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
6. Социализация личности обучающегося:
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:

развивающие технологии;

технологии, адаптивной системы обучения;

технологии, построенные на интегративной основе.

Развивающие технологии:

Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются: -обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;

-формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;

- овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.

Технологии адаптивного обучения:

Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.

Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:

а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);

б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).

Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами:

учитель обучает всех учащихся;

учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;

учащиеся работают самостоятельно.

Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.

Технологии, построенные на интегративной основе:

Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению. Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе. Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд,  они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся. Таким образом, важнейшим результатом применения  здоровьесберегающей технологии  в обучении химии является снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Здоровьесберегающиетехнологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181 с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М. «Аркти», 2005.− 320 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: «Народное образование», 1998. – 255 с.

4 . Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология.− Волгоград: «Перемена», 1998. – 150 с.

5. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика// Народное образование. №1. 2001, с 50-57

6.  http://mioo.edu.ru/kaf-pv/about-us/our-staff/worker/157-natalia-anatol-frolova

   7.http://festival.1september.ru/articles/551200/ (статья учителя химии и биологии Чумаковой Е.А.)

8. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181 с.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М. «Аркти», 2005.− 320 с.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: «Народное образование», 1998. – 255 с.

11.Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология.− Волгоград: «Перемена», 1998. – 150 с.

12.В поисках приемов здоровьесберегающей технологии обучения.- Химия в школе №4 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...

Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии

Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...

Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

Доклад на городскую конференцию по здоровьесберегающим технологиям. Доклад сопровождается презентацией. Здоровье ребёнка, его социально - психологическая адаптация, нормальный ...