Ролевая игра с иллюстрацией проблемы «Вода и здоровье человека»
методическая разработка по химии по теме

Стависская Наталья Владимировна

Ролевая игра  с иллюстрацией проблемы  «Вода и здоровье человека»  предназначена для студентов 1 курса колледжа, школьников, изучающих свойства воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_voda_i_zdorove_cheloveka.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра  с иллюстрацией проблемы

«Вода и здоровье человека»

Актуальность игры:

Актуальность деловой игры заключается в том, что ее целеполагание согласуется с основными направлениями воспитания молодого поколения, которые неоднократно озвучивались Президентом Российской Федерации и членами Правительства. России нужна здоровая, нравственно-устойчивая, социально-адаптированная, с активной жизненной позицией, интеллектуальная молодежь. Состояние здоровья подрастающего поколения, образ жизни молодёжи – важнейший показатель благополучия общества, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Только здоровая, активная личность может качественно усвоить знания, максимально полно их реализовать и эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

Проблема: Качество питьевой воды.

Цели:

– дидактические:    формирование знаний обучающихся о составе и качестве питьевой воды;  

– развивающие:       развитие навыков принятия самостоятельных решений, способности анализировать и делать выводы;

– воспитательные: воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью;    создание условий для формирования у молодых граждан мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни и правильное питание.

Вид учебного занятия: Лекция с элементами ролевой  игры.

Тип  учебного занятия:  урок получения новых знаний.

Методы обучения:  самостоятельная работа, работа с химическими реактивами, демонстрация.

Междисциплинарные связи: химия, биология, экология

Средства обучения: наглядные средства обучения; мультимедийный проектор; экран;  раздаточный материал.

Оснащение учебного занятия:

Для проведения занятия необходимо иметь компьютер, мультимедийный проектор и экран, набор химической посуды и химических реактивов.

         Ход занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие присутствующих,

- проверка наличия студентов,

- готовность группы к занятию,

- сообщение темы и цели занятия.

2. .Подготовка к  восприятию новой темы:

 - актуализация опорных знаний студентов;

- мотивация учебной деятельности ( в течение занятия)

Словесная беседа:

Из каких химических элементов состоит вода?

В каких агрегатных состояниях может находиться вода?

3. Изучение нового материала:

Ролевая игра «Вода и здоровье человека»

Проблема: Качество питьевой воды.

Цели:

  1. Формирование знаний обучающихся о составе и качестве питьевой воды
  2. Развитие способности обучающихся к анализу, умению делать выводы.
  3. Воспитание ответственности за свое здоровье.
  4. Мотивация к здоровому образу жизни.

            Задачи:

        В процессе игры обучающиеся рассматривают проблему влияния качества питьевой воды на здоровье человека.

            Роли:

  1. Педагог;
  2. Ученик, пьющий воду из-под крана; (1)
  3.  Ученик, пьющий   очищенную воду; (2)
  4. Медицинский работник;
  5. Учитель химии.

Сценарий игры:

 - преподаватель рассказывает обучающимся  о ходе ролевой игры, ее сущности, последовательности ее реализации;

-введение в игру:

а) преподаватель обозначает проблему, связанную  с тем, как качество питьевой воды влияет на здоровье;

б) преподаватель подводит обучающихся к решению проблемы;

- распределение ролей между участниками игры – происходит на предыдущем занятии.

- Погружение в игру;

- Подведение итогов;

-Рефлексия;

-Выгружение из игры.

Регламент игры:15- 20 минут

Ход игры:

Введение в игру:

Преподаватель: Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о том, без чего ни один человек, животное и растение не сможет жить – о воде! Более того, мы поговорим о том, какая вода бывает, какую пить можно, а какую не стоит, сделаем выводы о том, как влияет качество воды на наше здоровье!

Предлагаю вам рассмотреть ситуацию, которая часто происходит на уроках. Ее вам покажут ваши товарищи!

Предлагает участникам игры пройти к доске, представляет их.

Погружение в игру;

 1 ученик: 

Марь Иванна, можно мне попить?

Педагог:

 Можно, только не пей воду из-под крана.

1 ученик:

 Почему нельзя из-под крана, я всегда пью!

Педагог:

 А ты знаешь, что это очень вредно для здоровья? Ребята, вы все пьёте воду из-под крана?

2 ученик:

 Нет, я пью очищенную волу.

Педагог: 

А вы знаете, в чем разница между водопроводной и очищенной водой? Давайте попросим нашего медработника рассказать, почему нельзя пить воду из-под крана.

Медицинский работник: 

В воде из-под крана много микробов, которые могут вызвать различные заболевания: холеру, брюшной тиф, гепатит, дизентерию.         Лечение этих болезней сложное, раньше люди умирали от таких заболеваний. Кроме этого, в водопроводной воде возможно повышенное содержание некоторых химических соединений, которые негативно влияют на здоровье человека. Но об этом вам лучше расскажет учитель химии.

Учитель химии:

 Ребята, а вы знаете, как обеззараживают водопроводную воду?

1 ученик:

 Знаю, добавляют хлорку. Она же микробы убивает.

Учитель химии:

 Правильно. Это вещество называется гипохлорит натрия.

Это вещество содержит свободный хлор, который является сильным окислителем. Его избыток провоцирует в организме человека окислительно-восстановительные процессы, продукты которых могут привести к онкологическим заболеваниям.

2 ученик:

 Но ведь хлор при кипячении улетучивается, значит, воду можно прокипятить. Я знаю, что моя мама отстаивает воду для поливки цветов, чтобы хлор улетучивался.

1 ученик:

 А мои бабушка и дедушка всегда пьют сырую воду!

Учитель химии: 

 А где они живут?

1 ученик:

 В деревне.

2 ученик: 

Так они пьют чистую родниковую воду, которая прошла очистку природными фильтрами.

Учитель химии:

 Правильно. Самая лучшая вода - из природных источников, но в городе нет родников, поэтому кроме простых способов очистки и обеззараживания ученые предложили использовать специальные фильтры, которые повышают качество водопроводной воды.

Педагог:

 Ребята, а кто хочет своими глазами увидеть, что в воде действительно содержится хлор? Выходите, сами сделайте опыт!

        Делаем опыт, доказывающий наличие хлора в водопроводной воде.

1 ученик:

Фу, что за гадость там, в пробирке? Это у меня внутри тоже ТАКОЕ получается?

Педагог (к 1 ученику):

 Ну, что, ты все еще хочешь попить воды из-под крана?

1 ученик: 

Из-под крана уже не хочу! А какую же воду тогда пить?

2 ученик:

 У нас в колледже установлены кулеры с чистой питьевой водой – ее и попей!

1 ученик:

А  как убедиться, что вода в кулере хорошая?

Педагог:

Давайте возьмем немного воды из кулера и проверим ее таким же способом, согласны?

2 ученик:

Я сейчас проведу опыт! (проверяет воду – осадка нет)

1 ученик:

Смотрите, смотрите – гадость не появилась!! Значит, вода в кулере действительно не содержит хлора!  Теперь пью только такую воду  или из бутылок!  

Педагог:

 Очень важно уметь делать правильные выводы и принимать верные решения! Ты – молодец!

Подведение итогов:

Преподаватель: Итак, есть ли разница между водопроводной водой, бутилированной водой, водой из кулера, родниковой водой?

Предполагаемые ответы: Да, разница есть! 

Рефлексия:

Вопросы преподавателя учащимся:

 Как вы теперь считаете, качество воды влияет на ваше здоровье?

Предполагаемые ответы: Да, влияет; Может и влияет, но этого не заметно; Нет, не влияет.

Будете ли вы пить воду водопроводную воду?

Предполагаемые ответы: Нет, не буду; все равно буду.

Выгружение из игры:

Преподаватель: Я надеюсь, что каждый сделает выбор в пользу здоровья! А теперь перейдем к более подробному изучению воды:

- физические свойства воды;

-химические свойства воды;

-растворимые примеси;

-загрязнения воды.

4. Домашнее задание:

Найти в литературе или сети Интернет данные по методам анализа водопроводной питьевой воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы здоровья человека

В данной презентации показаны основные глобальные проблемы, влияющие на жизнь и здоровье человека....

Глобальные проблемы здоровья человека

Глобальные проблемы здоровья человека...

Влияние воды и растворенных в ней веществ на здоровье человека

О роли микроэлементов для здоровья и нормальной жизнедеятельности организма человека....

Урок: беседа-проблема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Алкоголизм. Проблемы в семье и обществе. Профилактика привыкания к алкоголю»

«Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!»Цитата из древнего свитка папируса,упрека отца своему сыну  Нет войны, не грохочут залпы и выстрелы, но мы теряем людей, теряем ...

Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)

Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока:        комплексного  применения  полученных  ...