"Общие химические свойства металлов"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Цель урока: Обобщить и углубить знания о металлах. Сформировать представление об электрохимическом ряде напряжения металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах металлов, развивать умения составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока.

Образовательные:
 • углубить знания о химические элементах-металлах, расположенных в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
•рассмотреть химические свойства металлов.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать;
• развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
 • развивать умение записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.

Воспитывающие:
• воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

    Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  образовательная школа №81 г. Краснодара

 Урок химии в 9 классе

« Химические свойства металлов»

C:\Users\Мама\Documents\2013-2014\методическая неделя\металлы\CIMG4293.JPG

 

 

 
Выполнила:

учитель химии                                                                                        

МБОУ ООШ №81

Ицкович Т.Я

Г. Краснодар2014

Цель урока: Обобщить и углубить знания о металлах. Сформировать представление об электрохимическом ряде напряжения металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах металлов, развивать умения составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока. 

Образовательные:
 • углубить знания о химические элементах-металлах, расположенных в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
•рассмотреть химические свойства металлов.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать;
• развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
• развивать умение записывать уравнения реакций, характеризующие свойства металлов.

Воспитывающие: 
• воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

    Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
Методы обучения: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Методы контроля: устный, письменный, экспериментальный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица М.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения.
Реактивы: металлы ( , кальций, цинк), вода, соляная кислота, железный гвоздь, раствор медного купороса, штативы с пробирками, стакан.
Реактивы на столах учащихся: р-р соляной кислоты, цинк, р-р медного купороса, железный гвоздь.

План урока:

1. Повторение прошлой темы урока «Нахождение металлов в природе. Физические свойства».

2. Изучение нового материала «Химические свойства металлов».
3. Закрепление.

Ход урока.

  Проверка  творческого индивидуального задания:

«Роль и место металлов в природе, жизни, быту.»( Сообщения учащихся . презентации, содержащие(полезную информацию по теме)  

Фронтальный опрос. Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, представленные на слайде. Слайд№ (Вариант 1, Вариант2.
После выполнения теста обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами, представленными на слайдах. Если у вас нет ошибок, то поставьте «5», если одна ошибка, то поставьте «4», если две-три ошибки, то «3». Если у вас четыре ошибке и больше, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику и на следующем уроке я вас выслушаю.

Кто сделал без ошибок, зачитайте нам правильные ответы  Слайд№

Изучение нового материала.

Итак.  Зная строение металлов, можно предвидеть их общие химические свойства.
В атомах металлов на внешней электронной оболочке находится наибольшее число электронов, которые легко отрываются от атомов.

    Наиболее общим химическим свойством металлов является способность их атомов при химических реакциях отдавать валентные электроны и превращаться в положительно заряженные ионы, т.е. металлы в реакциях являются сильными восстановителями.  

Запомните! Мо – ne → M+n.

Это общая схема, характеризующая основной процесс, происходящий с металлами при химических реакциях. (записываем в тетрадь)
 1.Взаимодействие металлов с простыми веществами. Слайд№
   Просмотр видео: горение железа и алюминия.
Записываем уравнения реакций в тетради и на доске. Коэффициенты расставляем методом электронного баланса.

1. Реакции горения. Просмотр видео:

 2Mg + O2 = 2MgO

2. Взаимодействие с галогенами. Просмотр видео:  

2Al + 3I2 = 2AlI3  

 3. Взаимодействие с серой. Просим учащегося составить уравнение реакции взаимодействия цинка с серой у доски.
Zn + S → ZnS;

В общем виде можно выразить следующим образом:
M0 + неM0 → M+n неM-n

вос-ль ок-ль соль

  В реакциях атомы металлов отдают электроны, т.е. являются восстановителями, а неметаллы принимают электроны, т.е. являются окислителями.
  2.
Взаимодействие металлов со сложными веществами.
1. Взаимодействие металлов с водой. Просмотр видео Слайд№
 2Na + H2O → 2NaOH + H2 ↑.

Ответьте   на вопрос.

При каких условиях металлы вступают в реакцию с водой? (При обычной температуре и при нагревании).

Что образуется при взаимодействии воды с активными металлами при обычной температуре? (Образуется гидроксид и выделяется водород).
Коэффициенты расставляем методом электронного баланса у доски.
Опыт: кальций + вода  учащиеся выполняют самостоятельно(учебник)
Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2 ↑.

  Вопрос: все ли металлы взаимодействуют с водой?   (см. электрохимический ряд напряжения)

 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот.
 Лабораторный опыт учащиеся выполняют, используя  
Слайд№ и   делают вывод! Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород из растворов кислот. Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода не могут вытеснять водород из растворов кислот

Правило имеет ряд поправок:

1. правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой образуется растворимая соль;

2. концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации реагируют с металлами по особому, при этом водород не образуется;
3. на щелочные металлы правило не распространяется, т.к. они легко взаимодействуют с водой.

Вывод: из уравнений реакций видно, что в них окислителями являются ионы водорода и ионы неметаллов, а атомы металлов – восстановители
3.
Взаимодействие металлов с растворами солей. Слайд№
Напоминаем технику безопасности.

Лабораторный опыт учащиеся выполняют, используя  Слайд№

 и  делают вывод!

  В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов солей металл, стоящий правее. (записываем в тетрадь)
Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из растворов солей, так как в первую очередь реагирую с водой, образуя щелочи.
Повторяем   все, что изучили сегодня на уроке.
Слайд№

Работа по закреплению изученного материала.

Заполните таблицу и в соответствующих графах напишите уравнения практически осуществимых реакций; укажите условия их протекания.

 Дополнительные задания.

1. Составьте уравнения реакций взаимодействия: а) натрия с серой; б) железа с раствором серной кислоты; в) кальция с бромом.
2. Между какими веществами произойдет химическая реакция: а) медь и раствор сульфата железа (II); б) магний и раствор нитрата свинца (II); в) цинк и раствор сульфата железа (II). Напишите соответствующие уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Выставление оценок за работу на уроке

Релаксация. Это интересно. Узнайте металл:

С созданием спектроскопа его обнаружили в самых неожиданных местах: в граните, чае, молоке, человеческой крови, табачном дыме. Этот металл самый лёгкий, если бы из него удалось сделать самолёт, то два человека легко бы подняли его.

Мягкий, тягучий, пластичный металл, обладающий наивысшей ковкостью. 1г. его можно раскатать в лист площадью 1 м.2 или вытянуть в проволоку длиной 3,5 км. В недрах Земли его содержится такое количество, что им можно выстелить всю планету полуметровым слоем.

Этот металл самый распространённый в земной коре, но из руды его выделили 150 лет назад, и в течение последующих 60 лет он был большой редкостью и ценился дороже золота. В 1854 году стоимость 1 кг. этого металла составляла - 1200 рублей, а в 1899 году – 1 рубль. Известно, что из этого металла была сделана погремушка у наследника русского царя.

Этот металл используется в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твёрдом виде, то им можно заморозить воду.

Этот металл входит в состав типографского сплава, его оксид используют как добавку при производстве хрустального стекла, главные потребители этого металла – аккумуляторная и кабельная промышленность. Кроме того, его используют для защиты от рентгеновского излучения.

Удивительный металл, который чрезвычайно стоек и в то же время совместим с тканями человека, незаменим в восстановительной хирургии. Например, проломы в черепе заменяют пластинами из этого металла, а нитями из этого металла сшивают даже нервы.

Домашнее задание. Слайд№

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная образовательная школа №81 г. Краснодара Урок химии в 9 классе « Химические свойства металлов» Выполнила: учитель химии МБОУ ООШ №81 Ицкович Т.Я

Слайд 2

«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». Д.И. Менделеев

Слайд 3

Тип урока: изучение нового материала Цели урока: Образовательные: сформировать понятия об общих химических свойствах металлов; Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил техники безопасности; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение. Тема урока : «Химические свойства металлов» Средства обучения учебник «Химия – 9», авторы: Новошинский И.И. Новошинская Н.С. . таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов» мультимедийный проектор; компьютер;презентация в программе Power Point ;лабораторное оборудование, реактивы;дидактический раздаточный материал.

Слайд 4

Какой металл самый – самый …? 1. Самый легкий металл – … 2. Самый тяжелый металл – … 3. Самый легкоплавкий металл – … 4. Самый тугоплавкий металл – … 5. Самый мягкий металл – … 6. Самый твердый металл – … 7. Самый электропроводный металл - … 8. Самый пластичный металл - … Игра «Самый, самый

Слайд 5

Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут. Вариант 1. 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Al , As , P; б ) Mg, Ca, Si; в ) K, Ca, Pb . 2 . Атом магния имеет электронную конфигурацию а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ; б) 1s 2 2s 2 2p 5 3s 2 ; в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 . 3. Укажите общее в строении атомов Mg и Al : а) два электрона на последнем электронном слое; б) три электрона на последнем электронном слое; в) одинаковое число электронных слоев. 4. Для всех металлов характерны: а) металлический блеск, ковкость, пластичность б) легкоплавкость, сверхпроводимость, твердость в) электропроводность, хрупкость, тугоплавкость г)теплопроводность, высокая электропроводимость, твердость Тип связи в простом веществе калия: а) ионная; б) металлическая ; в) ковалентная полярная Критерии оценки: все правильно – « 5 », 1 ошибка – « 4 », 2 ошибки « 3 », 3 ошибки и более « 2»

Слайд 6

Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут. Вариант 2. 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) H , As , P; б ) Mg, Ca, Pb ; в ) K, Ca, N. 2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ; б) 1s 2 2s 2 2p 5 3s 2 ; в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 . 3. Укажите общее в строении атомов K и Na : а) один электрон на последнем электронном слое; б) три электрона на последнем электронном слое; в) одинаковое число электронных слоев. 4. К физическим свойствам металлов не относят а) пластичность б) электропроводность в) металлический блеск г) растворимость в воде 4. Тип связи в простом веществе магний: а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная полярная Критерии оценки: все правильно – « 5 », 1 ошибка – « 4 », 2 ошибки « 3 », 3 ошибки и более « 2»

Слайд 7

Химические свойства металлов Предположите химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать. Заполнить схему «Химические свойства металлов»

Слайд 8

Химические свойства металлов схема «Химические свойства металлов» Металл Простые вещества Сложные вещества Неметаллы Вода Кислоты Растворы солей

Слайд 9

Взаимодействие с неметаллами Вступают в реакцию с неметаллами 2Mg + O 2 = 2MgO 2Al + 3I 2 = 2AlI 3 Химические свойства металлов

Слайд 10

Химические свойства металлов Взаимодействуют с водой a ) Щелочные и щелочночноземельные металлы

Слайд 11

. Поместите в каждую из 3 пробирок металлы: алюминий цинк и медь прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете? Составляем уравнение реакции в тетрадях Расставляем коэффициенты методом электронного баланса. Что делали Что наблюдали Вывод 1 2 3 Взаимодействие с растворами кислот

Слайд 12

. Взаимодействие с растворами кислот Li K Ca Na Mg Al |Zn Cr Fe Ni Pb (H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au Вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот Не вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот Вывод : 1 . Металлы (до Н в ряду активности) реагируют с кислотами с выделением газа водорода. 2. H 2 SO 4 ( конц .) и HNO 3 (любой концентрации) реагируют с металлами по-особому, при этом Н 2 не образуется

Слайд 13

. Взаимодействие с растворами солей Лабораторный опыт : взаимодействие металлов с солями. Налейте в пробирку раствор медного купороса и опустите железный гвоздь Составляем уравнение реакции в тетрадях . Расставляем коэффициенты методом электронного баланса. Что делали Что наблюдали Вывод 1 2 3

Слайд 14

. Выводы : . Вступают в реакцию с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Au 1. Металл в ряду должен стоять до водорода (исключение металлы I А и II А групп) 2. Полученная соль должна быть растворимой 3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому. .

Слайд 15

. Какие реакции практически осуществимы? Реагирующие вещества K Fe Cu О 2 Н 2 О HCl ( раствор) Pb(NO 3 ) 2 раствор

Слайд 16

. Самопроверка Реагирующие вещества Na Fe Cu О 2 + + + Н 2 О + + - HCl ( раствор) + + - Pb(NO 3 ) 2 раствор + + -

Слайд 17

. Дополнительные задания. 1. Составьте уравнения реакций взаимодействия: а) натрия с серой; б) железа с раствором серной кислоты; в) кальция с бромом. 2. Между какими веществами произойдет химическая реакция: а) медь и раствор сульфата железа (II); б) магний и раствор нитрата свинца (II); в) цинк и раствор сульфата железа (II). Напишите соответствующие уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Выставление оценок за работу на уроке: ответы с места на устные вопросы и ответы у доски. Домашнее задание. Изучить текст на стр. 176 – 178 § 39, на стр. 178 ответить на вопросы 4-5

Слайд 18

Викторина Страница: Металлы . 1.Какой металл широко используется в электротехнике? 2.Какой металл используется для защиты стальных изделий от коррозии? 3.Какой металл используется для изготовления электродов и камней для зажигалок? 4.Какой металл называют крылатым? 5.Как называется металл, с изменением концентрации которого связано течение раковых заболеваний? 6. Какой металл входит в состав нашей крови, придавая ей красный цвет? Медь. Цинк. Церий. Алюминий . Цинк. Железо.

Слайд 19

Спасибо Всем !



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

  1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

         а) Al, As, P;                 б) Mg, Ca, Si;                 в) K, Ca, Pb.

 2. Атом магния имеет электронную конфигурацию

        а) 1s 22s 22p 63s2;          б) 1s 22s 22p 53s 2;                  в) 1s 22s 22p 63s 1.

 3. Укажите общее в строении атомов   Mg и Al:         а) два электрона на последнем электронном слое;         б) три электрона на последнем электронном слое;          в) одинаковое число электронных слоев.

4. Для всех металлов характерны:

а) металлический блеск, ковкость, пластичность

б) легкоплавкость, сверхпроводимость, твердость

в) электропроводность, хрупкость, тугоплавкость

г)теплопроводность, высокая электропроводимость,

твердость

  1. Тип связи в простом веществе калия:

а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная полярная.



Предварительный просмотр:

Вариант 2.

  1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы

         а) H, As, P;                 б) Mg, Ca, Pb;                в) K, Ca, N.

 2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию

        а) 1s 22s 22p 63s2;          б) 1s 22s 22p 53s 2;                  в) 1s 22s 22p 63s 1.

 3. Укажите общее в строении атомов   K и Na:         а) один электрон на последнем электронном слое;         б) три электрона на последнем электронном слое;          

в) одинаковое число электронных слоев.

4. К физическим свойствам металлов не относят

        а) пластичность

        б) электропроводность

        в) металлический блеск

        г) растворимость в воде

4. Тип связи в простом веществе магния:

        а) ионная;          б) металлическая;         

 в) ковалентная полярная



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта к лабораторному опыту
Фамилия                                                            класс

Опыт1Взаимодействие с растворами кислот 

Поместите в каждую из 3 пробирок металлы: алюминий  цинк и  медь прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете?  Составляем уравнение реакции в тетрадях Расставляем коэффициенты методом электронного баланса

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Опыт2 Взаимодействие с растворами солей 

Налейте в пробирку раствор медного купороса и опустите железный гвоздь Наблюдаем.. Составляем уравнение реакции в тетрадях . Расставляем коэффициенты методом электронного баланса

 Затем медную проволоку опускаем в раствор сульфата железа Наблюдаем..

Что делали

Что наблюдали

Вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Роль и место металлов в природе, жизни, быту . »

Слайд 3

Взаимодействие металлов с растворами кислот .

Слайд 4

вывод! Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода могут вытеснять водород из растворов кислот. Металлы стоящие в электрохимическом ряду напряжений после водорода не могут вытеснять водород из растворов кислот

Слайд 5

Взаимодействие металлов с растворами солей . Заполн ение таблиц ы . Вывод: В электрохимическом ряду напряжений металл, стоящий левее, может вытеснять из растворов солей металл, стоящий правее .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Общие химические свойства металлов

Презентация -пособие для учащихся 9 классов....

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

«Общие химические свойства металлов. Ряд активности». разработка урока

Тип урока: урок изучения нового материалаВид урока: мультимедийныйЦель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, ...