Урок по теме "Ионные уравнения"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Тюрина Татьяна Анатольевна

Данный урок проводится  в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет знакомство с важнейшими классами веществ в свете ТЭД. Данная тема подготавливает учащихся к пониманию таких тем как: «Свойства растворов электролитов», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», а также к ГИА.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

– Какую тему вы начали изучать на предыдущих уроках? – Что собой представляет процесс диссоциации? – Что такое ионы? – Какие ионы присутствуют в растворах солей, оснований, кислот.

Слайд 2

Р-р KCl Твердый KCl Кристаллы сахара Карбонат кальция Вещества разделите на два столбика – электролиты и неэлектролиты

Слайд 3

K + ; H + ; CO 3 2- ; Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут образовывать перечисленные ионы:

Слайд 4

Зашифровано название двух классов веществ, назовите их. - Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?

Слайд 5

ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ

Слайд 6

Ионные р-ции – р-ции между ионами Ионные ур-я – уравнения ионных р-ций РИО (реакции ионного обмена) – это реакции протекающие между электролитами.

Слайд 7

Правила: В-ва малораств ., нераств ., газообразных в-в записывают в молекулярном виде. В-во , выпавшее в осадок обозначают - ↓ , а газ - ↑. Ионные ур-я бывают полными и сокращенными.

Слайд 8

Пример: Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натрия . BaCl 2 + Na 2 SO 4  BaSO 4 + NaCl Ba 2+ 2Cl - + + 2Na + SO 4 2- + 1. Записать уравнение реакции в молекулярном виде. Порядок действий: 2. Расставить коэффициенты. 2 3. По таблице растворимости, определить нерастворимые вещества. Обозначить их стрелкой вниз. 4. Составить полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы.  BaSO 4 + 2Na + + 2Cl - 5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части полного ионного уравнения. 6. Составить сокращенное ионное уравнение. Ba 2+ + SO 4 2-  BaSO 4

Слайд 9

Условия протекания реакций ионного обмена. I . Если образуется осадок. BaCl 2 + Na 2 SO 4  BaSO 4 + NaCl Ba 2+ 2Cl - + + 2Na + SO 4 2- + 2  BaSO 4 + 2Na + + 2Cl - Ba 2+ + SO 4 2-  BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 + Na 2 CO 3  MgCO 3 + NaNO 3 Mg 2+ 2NO 3 - + + 2Na + CO 3 2- + 2  MgCO 3 + 2Na + + 2NO 3 - Mg 2+ + CO 3 2-  MgCO 3 I Если образуется газ. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4  Na 2 SO 4 + H 2 CO 3 H 2 O CO 2 H 2 O CO 2 2Na + CO 3 2- + + 2H + SO 4 2- +  2Na + SO 4 2- + + + CO 3 2- + 2H +  H 2 O CO 2 + III . Если образуется вода. 2 NaOH + H 2 SO 4  Na 2 SO 4 + 2 H 2 O 2H 2 O 2Na + 2OH - + + 2H + SO 4 2- +  2Na + SO 4 2- + + 2OH - + 2H +  2H 2 O OH - + H +  H 2 O

Слайд 10

Продолжите фразу: «Сегодня я узнал о ….» «Самым сложным для меня сегодня было…..» «За урок я бы поставил себе оценку ….»

Слайд 11

Домашнее задание: § 37(№5)



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные задания

Раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 

  1.      На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. Рассчитайте массу соли и воды, которые потребуются для приготовления 500г 7% раствора поваренной соли. Напишите формулу поваренной соли.

   Источник: Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Образующаяся молочная кислота является прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время.

   Решение:

- рассчитана и указана масса соли: m(соли) = ω . m р-ра = 500г. 0,07 = 35г                                                - рассчитана и указана масса воды: m(воды) = 500 – 35 = 465г                                                                   -  написана формула поваренной соли: NaCl.

  1. Отравление соединениями ртути

    В качестве противоядия при попадании ионов  Нg2+  в организм используют сульфид натрия.  Вопросы:

1. Какую формулу имеет сульфид натрия?

2.Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .

3.С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+ ?

4.Составьте мини-пособие «Правила безопасности при работе с соединениями ртути». Тексты инструкций можно найти в интернете.

Решение:    

  1. Na2S
  2. Na2S+ Hg(NO3)2 = HgS+2NaNO3

2Na++S2-+Hg2++2NO3-=HgS+2Na++2NO3-

Hg2++S2-=HgS

  1. Сульфид ртути является нерастворимым соединением, впоследствии связанная (депонированная) ртуть предотвращает отравление,  и выводится из организма, причем освобождение организма от депонированной ртути сопровождается нормализацией  нарушенных окислительно-восстановительных процессов.
  2.  Техника безопасности при работе со ртутью.

   При работе со ртутью должны быть созданы ртутонепроницаемые покрытия, практически исключающие поглощение паров ртути и сводящие к минимуму их десорбцию.

   Работать со ртутью необходимо в накрахмаленной спецодежде, изготовленной из плотной белой ткани, наглухо завязанном сзади балом халате, не имеющем карманов, белой косынке или в белой шапочке. Нельзя работать в валяной или мягкой суконной обуви. Кожанную или резиновую обувь рекомендуется  защищать поливинилхлоридными чехлами; пользоваться этой одеждой можно только при работе со ртутью, а затем их нужно оставлять в гардеробной комнате.

По окончании работы, а также перед едой руки и лицо надо мыть теплой водой с мылом, а после работы принимать душ и чаще бывать в бане. При мытье горячей водой кожа очищается, что способствует удалению ртути из организма, так как она, в частности, выделяется и потовыми железами.

     Наряду с профилактическими мероприятиями общего характера известны

медикаментозные способы предупреждения ртутных отравлений, использующие различные фармакологические препараты, повышающие общую сопротивляемость организма отравлению. В частности, в качестве средств индивидуальной  профилактики, в последнее время начинают применять тиоловые соединения, среди которых наибольшей антидотной активностью обладает 2,3-димеркаптопропансульфонат натрия, так называемый унитиол.

  1. Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?

    Научно-популярная информация-подсказка. Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.

Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия.

Решение: NaCl —> Na+ Cl;

NaCl + (m + n)H2O —> [Na(H2O)m]+ [Cl(H2O)n] 

Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.

Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.

 

  1. Жженая магнезия.

    Человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии.

   Вопросы:

1. Составьте формулу жженой магнезии. Какое другое название у этого соединения.

2. Почему человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии?

3.Запишите уравнение реакции, протекающей при взаимодействии жженой магнезии с соляной кислотой.

4. Найдите в интернете или других источниках информации, что обозначает понятие «водная суспензия»?   

Решение:

  1. MgO - оксид магния
  2. Потому что, жжёная магнезия –это оксид магния, он проявляет основный характер и нейтрализует кислоту, при взаимодействии водной суспензии жженой магнезии и соляной кислоты образуется хлорид магния (соль) и вода.
  3.  MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O  
  4.    А). Смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе.

   Б). Жидкая форма, представляющая собой дисперсную систему, содержащую одно или несколько твердых лекарственных веществ, суспендированных в жидкости, как правило, — в воде. Суспензии используют для внутреннего и наружного применения, а также для инъекций. 

                                                     



Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ:

Ионные уравнения

 (раздел «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

8 класс)

                     Выполнил: учитель химии

МБОУ СОШ № 27 г. Мурманска

Тюрина Татьяна Анатольевна

Мурманск

2013

Пояснительная записка

       Автором данного урока по теме «Ионные уравнения» является Тюрина Т.А. Урок для 8 класса (базовый уровень) разработан на основе авторской программы О.С.Габриеляна (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования 2004 года и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.  

    УМК: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян.- 12-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2007.-256.

    Данный урок проводится  в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет знакомство с важнейшими классами веществ в свете ТЭД. Данная тема подготавливает учащихся к пониманию таких тем как: «Свойства растворов электролитов», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», а также к ГИА.

Урок по теме: Ионные уравнения.

     Цель урока:  углубление понятий “реакции обмена”, “электролитическая диссоциация”; овладение умением составлять полные и сокращенные ионные уравнения; объяснять их сущность.

    Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать понятия: «ионные уравнения», «реакции ионного обмена». Добиться того, чтобы учащиеся усвоили правила составления полного и сокращенного ионного уравнения, а так же случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Развивающая:

Создать условия для формирования УУД: умений анализа, синтеза, умения обобщать, выявлять причинно-следственные связи, выделение существенных признаков и свойств, наблюдение, умение делать выводы, сотрудничество.

Воспитательные:

Продолжить формирование личностных УУД: коммуникативных умений, правила работы с веществами; прививать культуру умственного труда, работа в группах и парах, вызывать интерес к предмету через использование ИКТ.

Приёмы обучения: 

работа с презентацией, работа с рабочими листами, обработка информации,  ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты: профессиональная ориентация, личностное самоопределение.

Метапредметные результаты: владение учащимися умениями ставить цель, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные результаты: отработать навык составления молекулярных уравнений по данному сокращенному уравнению.

        Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Предполагаемые ре.зультаты обучения:

  • знать: понятие «ионные уравнения»,  «реакции ионного обмена», правила составления полного и сокращенного ионного уравнения.
  •  уметь: пользоваться таблицей «Растворимости кислот, оснований и солей в воде».

Оборудование к уроку: Оборудование для урока:

1. компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2.Таблицы: “Растворимости кислот, оснований и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”,

4. рабочий лист, содержащий задания.

Этапы урока.

Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока.

Готовятся к уроку.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Актуализация

знаний

Повторение опорных понятий:

Беседа учителя с учащимися по вопросам (слайд №1):
– Какую тему вы  начали изучать на предыдущих уроках?
– Что собой представляет процесс диссоциации?

– Что такое ионы?
– Какие ионы присутствуют в растворах солей, оснований, кислот.

- (слайд №2)Я называю вещества, вы – относите их к электролитам или к неэлектролитам: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, карбонат кальция.

  -(Слайд №3) Пользуясь таблицей растворимости, определить какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы: К+, Н+, СО32-.

 Настрой учащихся на занятие.(Слайд №4) Зашифровано название двух классов веществ, назовите их.

Ос-ло-ты        

 Ки-но-ва-ния

- Какое действие вы выполнили, чтобы отгадать название классов?

Мы с вами уже говорили о реакциях обмена, и такие реакции возможны только если в результате реакции выделяется или осадок, или газ, или вода.

  До изучения ТЭД, мы рассматривали эти реакции как взаимодействие молекул, теперь мы вами знаем, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а есть ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков.

- Сформулируйте тему урока? (Слайд №5)

- Так что такое ионные  реакции? (Слайд №6)

- А что такое ионные уравнения? (Слайд №6)

Молодцы!

Ребята у вас на столах лежат рабочие листы, подпишите их, пожалуйста, и поставьте дату.

Ответы (примерные)

-“электролитическая диссоциация”.

-распад электролитов на ионы в растворе или расплаве;
-заряженные частицы;

-катионы металла и анионы кислотного остатка; катионы металла и анионы гидроксо-группы; катионы водорода и анионы кислотного остатка.

- раствор гидроксида калия (э), твердый гидроксид калия (н), кристаллы сахара (н), карбонат кальция (э)

- К2СО3, Н2СО3.

-  Действие обмен

- тема урока «Ионные уравнения»

-  Реакции между ионами.

-  Уравнения ионных реакций.

Записывают определения в тетрадь.

Познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям; анализ объектов с целью выделения признаков.

применяют знания, полученные на предыдущих уроках о классах веществ.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение.

Регулятивные:

Самостоятельная работа учащихся, оценка.

Изучение нового материала

- Реакции ионного обмена (РИО) протекают между электролитами.(Слайд №6) При составлении ионных уравнений руководствуются тем,что (Слайд №7):

  1. В-ва малораств., нераств., газообразные в-ва записывают в молекулярном виде.
  2. В-во, выпавшее в осадок  обозначают - ↓, а газ - ↑.
  3. Ионные ур-я бывают полными и сокращенными

   Давайте обратимся к таблице растворимости и  разберем правила составления уравнений реакций ионного обмена(Слайд№8):

     1.Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты.

ВаСL2+Na2SO4=BaSO4+2NaCl

     2.С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества.  ВаСL2 (р)+Na2SO4 (р)=BaSO4 (н)+2NaCl (р)

   - Какое вещество нерастворимо?

   Учитель создает проблемную ситуацию:

- А как мы распишем на ионы нерастворимое вещество?     3.Составляем полное ионное уравнение. 

(слабые электролиты, малорастворимые вещества, оксиды  и газообразные вещества записывают в виде молекул (осадок – стрелка вниз, газ – стрелка вверх))

Ba2++2Cl-+2Na++SO42-=BaSO4+2Na++2Cl-

- Какие ионы у нас повторяются в левой и правой частях? Как вы думаете, что мы должны сделать дальше?

    4.Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа.

     5.Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции).

Ba2++SO42-=BaSO4

- У вас ребята на столах есть карточки с заданиями (приложение1,2). В парах самостоятельно выполните задания по трем вариантам (1вар - в результате реакции образуется осадок; 2 вар - образуется вода; 3вар  - газ).  Первый ряд выполняет первый вариант, второй ряд  – второй вариант и третий ряд третий вариант.

- Задание: вам необходимо составить молекулярное, полное и сокращенное уравнение для данных реакций.

Через 5 минут ряды меняются вариантами.

   Проверка задания (Слайд №9).

   

Записывают определение РИО и алгоритм  в тетради.

Ответы (примерные):

- BaSO4

- мы оставим его в молекулярном виде

- 2Cl- и 2Na+; сократим их.

 

Ребята самостоятельно  в парах выполняют задания по карточкам.

По желанию ученики объясняют и сравнивают свое решение и решение на экране.

Познавательные, логические:

обобщение, аналогия, сравнение, установление причинно-следственных связей;

подведение под понятия, определение основной информации, постановка и формулирование проблемы.

умение структурировать знания;

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решения.

Закрепление знаний

- А теперь ребята для закрепления знаний выполните задание 2 (приложение 3)

Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка.

Познавательные:

Логические УУД

- установление причинно-следственных связей;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-первичное закрепление материала

- Учащиеся

совершенствуют умение извлекать необходимую информацию, отбирать, сопоставлять, делать выводы.

Используется элемент технологии дифференциации по степени самостоятельности работы учащихся.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование

Итог урока,

рефлексия.

Предлагает учащимся продолжить фразы следующего типа (Слайд № 10):

  1. «Сегодня я узнал о ….»
  2.  «Самым сложным для меня сегодня было…..»
  3.  «За урок я  бы поставил себе оценку ….»

Характеризуют урок,

подводят итог урока, высказывая свои варианты продолжения фраз.

Познавательные

(общеучебные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Регулятивные (оценка, саморегуляция).

Коммуникативные

(умение полно и точно выражать свои мысли, владение разными формами речи).

Домашнее задание.

Д/з: § 37(№5)

(Слайд № 11)

  Записывают домашнее задание в дневник.

   Задают вопросы по оформлению д/з.

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (саморегуляция).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист.(на парту)

Фамилия Имя _____________________________

Дата: ____________________________________

Задание № 1: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: __________________________________________________________________

Задание №2. 

Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

1 вар

Молекулярное: ___________________________________________________________________________

Полное ионное: ___________________________________________________________________________

Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________

2 вар

Молекулярное: ___________________________________________________________________________

Полное ионное: ___________________________________________________________________________

Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________

3 вар

Молекулярное: ___________________________________________________________________________

Полное ионное: ___________________________________________________________________________

Сокращенное ионное:___________________________________________________________________________

                                                                                                   

                                                   

                                                                                           

                                                                                              Приложение 2

Задание 3:

1 вар.

Mg(NO3)2+Na2CO3  = …..  +  ……

2 вар.

Mg2CO3+H2SO4  =  ….. + …… +……

3 вар.

NaOH+H2SO4   =  …….  +   …….

                                                                               

Приложение № 3

Задание

Вариант 1

Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними

РЕАГЕНТЫ                                                  УРАВНЕНИЯ

А) BaCl2 и Na2CO3                                                          1) Ba2+ + SO42- = BaSO4

Б) BaNO3 и H2SO4                                                            2) Cu2+ + S2- = CuS

В) CuSO4 и Na2S                                               3) Ba2+ + CO32- = BaCO3

Г) NH4OH и HCl                                               4) H+ + OH-

А

Б

В

Г

Задание

Вариант 2

Установите соответствие между реагентами и краткими ионными уравнениями реакций между ними

РЕАГЕНТЫ                                                  УРАВНЕНИЯ

А) NH4OH и   HCl                                                        1)  Fe2+ + OH- = Fe(OH)2

Б) FeCl2 и KOH                                             2) H+ + OH- = H2O

В) H2SO4  и Na2SiO3                                     3) NH4+ + OH- = NH3 + H2O

Г) NH4NO3 и LiOH                                       4) 2H+ + SiO32- = H2SiO3

А

Б

В

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.

Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...

Открытый урок Тема урока: "Решение квадратных уравнений по формуле"

Тип урока:  Урок закрепления знаний, комбинированный с элементами игры и кейс – технологий.Цели урока.-обучающие: закрепить  и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе в...

Урок по теме: "Уравнение. Решение задач с помощью уравнений"

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина...

Открытый урок по математике "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" 5 класс (ФГОС)

Данный урок третий по счету в изучении данной темы. Содержит презентацию, раздаточный материал....