Урок по теме "Типы химических реакций"
презентация урока для интерактивной доски по химии (8 класс) по теме

Тюрина Татьяна Анатольевна

Данный урок проводится  в разделе «Изменения происходящие с веществами» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет знакомство с основными типами химических реакций. Данная тема подготавливает учащихся к пониманию таких тем как: "Реакции ионного обмена", «Свойства растворов электролитов», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», а также к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Типы химических реакций»

Главный вопрос урока: Чем отличаются различные типы химических реакций? Какой признак взят за основу этой классификации?

Тип урокаурок изучения нового материала (по новой типологии открытия новых знаний).

   Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися понятия классификации химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов реакции, деления их на типы.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся о типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.
  2. Развивающие:  совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека. Развить познавательную активность обучающихся при выполнении заданий.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в парах; воспитывать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

 

Планируемые результаты:  урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

 

     1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.

      3)Познавательные УУД:  научиться  устанавливать причинно-следственные связи; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

 

Ход урока:

1. Организация начала урока (2 мин)

Учитель: Здравствуйте  ребята, садитесь. Меня зовут Тюрина Татьяна Анатольевна.  

  Каждую секунду в окружающем нас мире происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Для этого и нужна химия.

Предлагаю вспомнить пройденный материал. Перед вами на столах лежат рабочие листы, выполните предложенные задания №1(последовательно, проверять каждое задание)

Станция

1

Задание №1. Даны вещества: H2, Al, CuCl2, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3, P2O5 ,  HCl , Fe   

Разделите предложенные вещества на две группы. Какой признак положен в основу вашей классификации? Назовите каждую группу веществ.                             

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Если распределены вещества - 1балл

Учитель: На сегодняшний день известно 118 химических элементов. Эти элементы образуют огромное количество различных  соединений, многие из которых могут вступать в химические реакции друг с другом.

- Ребята, а что такое «химическая реакция»?

(явление, в результате которого происходит превращение одних веществ в другие)

- На основе какого закона составляются уравнения химических реакций? (закон сохранения массы веществ. М.В. Ломоносов)

Выполните задание №2. И чтобы не стать нарушителями одного из законов химии, расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях.

Задание №2: Расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях:

  1. P  +  O2   P2O5                                         ( 4P  + 5 O2  2 P2O5   )               
  2. Zn  +  HCl   ZnCl2  +  H2                 ( Zn  +  2HCl   ZnCl2  +  H2)

За каждое правильное уравнение по 1 баллу (мах-2 балла)

Учитель: Справившись с предыдущим заданием, выполните более сложное задание №3.

Задание № 3: Найдите ошибки и исправьте их (обратите внимание на индексы и коэффициенты):

  1. BaOН + H2SO4  Ba2SO4 + H2O    (Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O )    
  2. Zn(OH)      ZnO   +  H2O           ( Zn(OH)2     ZnO   +  H2O)

За каждое правильное уравнение по 1 баллу (мах-2 балла).

Учитель:  

Ребята,  вокруг нас происходит множество химических реакций

Видеоряд:

Меняются времена года: за жарким летом наступает золотая осень, увядает срезанная  роза.

Идут годы и бабушка, глядя на внучку, вспоминает свое детство и молодость.

Делая глубокий вдох, мы запускаем химический реактор, которым сами являемся.

Боль сигнализирует о неполадках в нашем организме. При попадании пищи в желудок там начинает вырабатываться кислота. Иногда она поднимается вверх по пищеводу, возникает раздражение – изжога.  

Как нам научиться ориентироваться в этом многообразии таких удивительных  процессов, происходящих внутри и вокруг нас?  (их классифицируют)

(предусмотреть подсказки: - вспомните задание 1; - в курсе зоологии – чтобы ориентироваться в многообразии животных …)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Типы (классификация) химических реакций»)

Учитель:

Тема урока: Типы химических реакций (записывают в рабочий лист)

  - Сформулируйте  цель нашего урока?

(Цель - научиться классифицировать реакции).

 Учитель:

В основу классификации химических реакций могут быть положены различные признаки.

Один из них вам известен. Это тепловой эффект химической реакции

По тепловому эффекту реакции, предложенные вам в задании 2 и 3 можно разделить на два типа.

Это …. (эндо- и экзотермические реакции).

- Среди предложенных реакций только одна является эндотермической.

Как вы думаете какая? (вторая, для ее протекания гидроксид цинка надо постоянно нагревать.)

Учитель: Но в основу классификации можно положить другой признак, тогда эти реакции можно будет отнести к четырем типам.

Посмотрите внимательно на реакции и попробуйте заметить их отличительные черты

Учащиеся:

  1. одно исходное вещество или два исходных вещества
  2. один продукт или два продукта реакции
  3. в реакцию вступают простые вещества  или простое и сложное или два сложных вещества
  4. в результате образуется одно сложное вещество, два сложных или простое и сложное вещество.

Вывод: Таким образом, отличия: 

  1. Разное число исходных веществ и продуктов
  2. разный состав исходных веществ и продуктов

4P  + 5 O2  2 P2O5  

Zn(OH)2     ZnO   +  H2O

Zn  +  2HCl   ZnCl2  +  H2

Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O

(Подсказки учителя:  Обратите внимание на количество реагентов и продуктов реакции;  какие вещества участвуют в реакциях?)

А сейчас попробуйте выбрать глагол, который обозначает действие,  происходящее с исходными веществами:

соединяться, разлагаться, обмениваться, замещать, сердиться, радоваться (хорошо, если слайд в динамике)

(будут радоваться, если у нас получиться правильно их классифицировать)

4P  + 5 O2  2 P2O5      - соединяться, соединение

Zn(OH)2     ZnO   +  H2O – разлагаться, разложение

Zn  +  2HCl   ZnCl2  +  H2  -  замещать, замещение

Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O – обмениваться, обмена

(Р-ции соединения, разложения, замещения и обмена). (Если ребята не смогут назвать, помогает учитель).

 

Существует 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения и обмена.

Заполните схему №1 в рабочих листах.

 

Типы химических реакций

                    ________________       _____________          ____________      _______________

 

(Оставить место для реакций, постоянно возвращаться к данной схеме)

Задание №4. Установите соответствие между уравнениями  реакций и схемами. Укажите простые и сложные вещества, участвующие в реакциях. Определите тип реакции. Расставьте коэффициенты.

                Уравнения:                                            Схемы реакций:

  1. Ca  +  O2    CaO                                                                       1.  А + ВС = АС + В                 
  2. Zn  +  HCl   ZnCl2  +  H2                                                2. С = А + В
  3. Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O                3. АВ + СД = АД + СВ        
  4. Fe(OH)3    Fe2O3   +  H2O                              4. А + В = С
  5. CaO + H2O  Ca(OH)2
  6. HgO  Hg + O2

Уравнения реакций

Схемы реакций

Ca  +  O2  2  CaO

пр.            пр.               сложн.

CaO + H2O  Ca(OH)2

сложн.      сложн.             сложн.

А + В = С

2Fe(OH)3    Fe2O3   + 3 H2O

сложн.                         сложн.                   сложн.

2HgO  2Hg + O2

сложн.                пр.          пр.

С = А + В

Zn  +  2HCl   ZnCl2  +  H2

пр.              сложн           сложн.            пр.

А + ВС = АС + В

Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O

сложн              сложн              сложн             сложн

АВ + СД = АД + СВ

Ребята оценивают себя.

Правильно распределено согласно схемам 6 реакций – «5 баллов»

Правильно распределено согласно схемам 4-5 реакций – «4 балла»

Правильно распределены согласно схемам 3 реакции – «3 балла»

Правильно распределены согласно схемам 1-2 реакции – «2 балла»

 - Вы распределили реакции согласно схемам, давайте попробуем сформулировать определения для каждого типа. В рабочих листах. 

Задание № 5. Заполните пропуски, используя слова -  простые, сложные, одно, два, более сложное (обратите внимание на схемы 4-х реакций).

 

      Реакции соединения - это реакции, в ходе которых из нескольких _______________( простых) или _____________ (сложных) веществ образуется ______________ (одно более сложное) вещество.

      Реакции разложения – это реакции, при протекании которых из _______________  (одного сложного)  вещества  образуется ______ (два) или несколько ___________  (простых) или _________ (сложных) веществ.

Реакции замещения – это реакции между ___________ (простым) и ________ (сложным) веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – __________________ (простого и сложного).

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя __________________ (сложными) веществами, при котором они обмениваются своими составными частями.

Ребята оценивают себя.

Физкультминутка (когда лучше провести?)

- Но прежде чем, мы перейдем к следующему этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».

«Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый электроотрицательный элемент –(F)
  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)
  3. Переведите взгляд направо на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)
  4. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует  металл, содержащийся в термометрах (Hg)
  5. Переведите свой взгляд влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

Молодцы, все справились.        

! ТБ:

Лабораторный опыт. Учитель показывает опыт разложение дихромата аммония.

- Ребята, я хочу вам показать маленькую модель вулкана. Посмотрите, на уравнение данной реакции, расставьте коэффициенты и определите, к какому типу относится это реакция? (разложения)

   (NH4)2Cr2O7      N2 +   Cr2O3 +  4 H2O

- Теперь самостоятельно, соблюдая правила ТБ, проведите опыты (описание в рабочих листах):

1 ряд – «Прокаливание медной проволоки»  2 Сu + O2 =  2CuO

2 ряд – «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)»

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

3 ряд – « Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия»

 CuSO4  + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

Задание. Расставьте коэффициенты и заполните таблицу

Уравнение реакции

Тип реакции

Наблюдения

Обсуждение результатов, ученики записывают в таблицу уравнения реакций.

Закрепление. Задание № 6.

А). К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведенные в таблице. Правильно определите тип каждой реакции,  угадай зашифрованное слово и впиши ниже в клеточки.

Таблица «Угадай слово».

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

О

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

О

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Т

2HgO → 2Hg + O2

А

Н

Р

П

                       Cu(OH)2 → CuO + H2O

Л

Л

О

И

2HCl + Ca(OH)2  CaCl2 + 2H2O

Л

Е

Р

Ч

о

т

л

и

ч

н

о

 Б) Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных

1  Cu(OH)2 = CuO + H2O
2. CaO +CO
2  = CaCO3
3. C + O
2 =CO2

1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O
2 = 2NO2
3. Zn + 2HCl = ZnCl
2+ H2

Значение в природе и жизни человека, например, реакций соединения и разложения очень велико (ФОТО):

 - Разрушение меловых гор, образование сталактитов

            СаСОз + С02 + Н20 = Са(НСОэ)2

-  «Кислотные дожди»

       so2 + н2о = Н2 so3

- Кипячение воды в чайнике

          Mg(HC03)2 = MgC03 + С02 + н2о

-  Брожение глюкозы в дрожжевом тесте

                                                      дрожжи

                           С6Н1206 =   2С2Н5ОН + 2С02

Рефлексия.

- Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой.  (Цель - научиться классифицировать реакции). Как вы считаете, мы достигли ее или нет?

- Что мы учились делать на уроке? (классифицировать) 

- Что значит классифицировать? (умение распределять на группы по определенному признаку)

- Какой же признак лежит в основе нашей классификации? (число и состав исходных веществ и продуктов реакции)

       

Ответь, пожалуйста, на вопрос.  

  1. Твое отношение к сегодняшнему  уроку (выбери вариант ответа):

а) отличный, интересный, захватывающий;

б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

в) нормальный обычный;

г) скучный, работа без интереса;

д) бесполезный, совсем не интересный.

е) твой вариант ответа ____________________________________

 - Ребята, посчитайте свой средний балл, впишите его в рабочий лист и выберите соответствующую звездочку (красная- «5»; желтая - «4», зеленая – «3»)  и подпиши свою фамилию на обратной стороне (звездочки ребята передают учителю, а один из учеников оформляет их на доске).

 

 



Предварительный просмотр:

Тема урока _______________________________________________________________________      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=498055761-52-72&n=21

Цель:_____________________________________________________________________________

Задание

Баллы

1.

Даны вещества: H2, Al, CuCl2, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3, P2O5 ,  HCl , Fe   

Разделите предложенные вещества на две группы. Какой признак положен в основу вашей классификации? Назовите каждую группу веществ.                             

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

2.

Расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях:

  1. P  +  O2     P2O5                                        
  2. Zn  +   HCl    ZnCl2  +  H2                 

3.

Найдите ошибки и исправьте их (обратите внимание на индексы и коэффициенты):

  1. BaOН + H2SO4  Ba2SO4 + H2O    
  2. Zn(OH)      ZnO   +  H2O   

4.

Заполните схему №1

                                         Типы химических реакций

        ________________       _____________                ____________                   _____________

   

(не оценивается)

5.

Установите соответствие между уравнениями  реакций и схемами. Укажите простые и сложные вещества, участвующие в реакциях. Определите тип реакции. Расставьте коэффициенты.

                Уравнения:                                                Схемы реакций:

  1. Ca + O2   CaO                                                                                      1.  А + ВС = АС + В                 
  2. Zn  +  HCl   ZnCl2  +  H2                                                           2. С = А + В
  3. Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O                    3. АВ + СД = АД + СВ        
  4. Fe(OH)3    Fe2O3   + H2O                                 4 . А + В = С
  5. CaO + H2O  Ca(OH)2
  6. HgO  Hg + O2

Уравнения реакций

Схемы реакций

6

   Заполните пропуски, используя все слова -  одного сложного, два, сложных, простых,  одно более сложное, простых, сложных, простым, простого, сложного, сложным, сложными (обратите внимание на схемы 4-х реакций).

          Реакции соединения - это реакции, в ходе которых из нескольких _______________или _____________ веществ образуется ______________ вещество.

          Реакции разложения – это реакции, при протекании которых из _______________  вещества  образуется ______  или несколько ___________ или _________ веществ.

Реакции замещения – это реакции между ___________ и ________ веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – _________ и _________ .

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя __________________  веществами, при котором они обмениваются своими составными частями.

7

Лабораторный опыт №1

«Прокаливание медной проволоки»  

! ТБ: 1) работа со спиртовкой, нагревание;

  Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени. Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при прокаливании меди?  Сu + O2 =  CuO.  Перепишите уравнение химической реакции в таблицу, расставьте коэффициенты, определите тип и признаки данной реакции.

Уравнение реакции

Тип реакции

Наблюдения

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(не оценивается)

8

  А).  К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведенные в таблице. Правильно определите тип каждой реакции, угадай зашифрованное слово и впиши ниже в клеточки.                                    Таблица «Угадай слово».

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

О

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

О

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Т

2HgO → 2Hg + O2

А

Н

Р

П

                       Cu(OH)2 → CuO + H2O

Л

Л

О

И

2HCl + Ca(OH)2  CaCl2 + 2H2O

Л

Е

Р

Ч

Твое отношение к сегодняшнему  уроку (выбери вариант ответа):_______________________

                                                                                                                        Оценка за урок:                                                                                            

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция



Предварительный просмотр:

Тема урока _______________________________________________________________________      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=498055761-52-72&n=21

Цель:_____________________________________________________________________________

Задание

Баллы

1.

 Даны вещества: H2, Al, CuCl2, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3, P2O5 ,  HCl , Fe   

Разделите предложенные вещества на две группы. Какой признак положен в основу вашей классификации? Назовите каждую группу веществ.                             

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

2.

Расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях:

  1. P  +  O2     P2O5                                        
  2. Zn  +   HCl    ZnCl2  +  H2                 

3.

Найдите ошибки и исправьте их (обратите внимание на индексы и коэффициенты):

  1. BaOН + H2SO4  Ba2SO4 + H2O    
  2. Zn(OH)      ZnO   +  H2O   

4.

Заполните схему №1

 

                                          Типы химических реакций

        ________________       _____________                ____________                   _____________

   

(не оценивается)

5.

Установите соответствие между уравнениями  реакций и схемами. Укажите простые и сложные вещества, участвующие в реакциях. Определите тип реакции. Расставьте коэффициенты.

                Уравнения:                                                        Схемы реакций:

  1. Ca + O2   CaO                                                                                1.  А + ВС = АС + В                 
  2. Zn  +  HCl   ZnCl2  +  H2                                                         2. С = А + В
  3. Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O                 3. АВ + СД = АД + СВ        
  4. Fe(OH)3    Fe2O3   + H2O                              4. А + В = С
  5. CaO + H2O  Ca(OH)2
  6. HgO  Hg + O2

Уравнения реакций

Схемы реакций

6

   Заполните пропуски, используя все слова -  одного сложного, два, сложных, простых,  одно более сложное, простых, сложных, простым, простого, сложного, сложным, сложными (обратите внимание на схемы 4-х реакций).

          Реакции соединения - это реакции, в ходе которых из нескольких _______________или _____________ веществ образуется ______________ вещество.

          Реакции разложения – это реакции, при протекании которых из _______________  вещества  образуется ______  или несколько ___________ или _________ веществ.

Реакции замещения – это реакции между ___________ и ________ веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – __________________ .

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя __________________  веществами, при котором они обмениваются своими составными частями.

7

Лабораторный опыт №1

«Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II)»  

! ТБ: 1) работа с растворами солей;

  Поместите в пробирку с раствором сульфата меди (II) железный гвоздь и подождите 2-3 минуты. Что вы наблюдаете? Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu  Перепишите уравнение химической реакции в таблицу, расставьте коэффициенты, определите тип и признаки данной реакции.

Уравнение реакции

Тип реакции

Наблюдения

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(не оценивается)

8

  А).  К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведенные в таблице. Правильно определите тип каждой реакции, угадай зашифрованное слово и впиши ниже в клеточки.                                    Таблица «Угадай слово».

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

О

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

О

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Т

2HgO → 2Hg + O2

А

Н

Р

П

                       Cu(OH)2 → CuO + H2O

Л

Л

О

И

2HCl + Ca(OH)2  CaCl2 + 2H2O

Л

Е

Р

Ч

Твое отношение к сегодняшнему  уроку (выбери вариант ответа): _______________________

                                                                                                                        Оценка за урок:                                                                                            

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция



Предварительный просмотр:

Тема урока _______________________________________________________________________      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=498055761-52-72&n=21

Цель:_____________________________________________________________________________

Задание

Баллы

1.

  Даны вещества: H2, Al, CuCl2, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3, P2O5 ,  HCl , Fe   

Разделите предложенные вещества на две группы. Какой признак положен в основу вашей классификации? Назовите каждую группу веществ.                             

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

2.

Расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях:

  1. P  +  O2     P2O5                                        
  2. Zn  +   HCl    ZnCl2  +  H2                 

3.

Найдите ошибки и исправьте их (обратите внимание на индексы и коэффициенты):

  1. BaOН + H2SO4  Ba2SO4 + H2O    
  2. Zn(OH)      ZnO   +  H2O   

4.

Заполните схему №1

 

                                         Типы химических реакций

        ________________       _____________                ____________                   _____________

   

(не оценивается)

5.

Установите соответствие между уравнениями  реакций и схемами. Укажите простые и сложные вещества, участвующие в реакциях. Определите тип реакции. Расставьте коэффициенты.

                Уравнения:                                                Схемы реакций:

  1. Ca + O2      CaO                                                                                 1.  А + ВС = АС + В                 
  2. Zn  +  HCl   ZnCl2  +  H2                                                        2. С = А + В
  3. Ba(OН)2 + H2SO4  BaSO4 + 2H2O                 3. АВ + СД = АД + СВ        
  4. Fe(OH)3    Fe2O3   +  H2O                             4. А + В = С
  5. CaO + H2O  Ca(OH)2
  6. HgO  Hg + O2

Уравнения реакций

Схемы реакций

6

   Заполните пропуски, используя все слова -  одного сложного, два, сложных, простых,  одно более сложное, простых, сложных, простым, простого, сложного, сложным, сложными (обратите внимание на схемы 4-х реакций).

          Реакции соединения - это реакции, в ходе которых из нескольких _______________ или _____________ веществ образуется ______________ вещество.

          Реакции разложения – это реакции, при протекании которых из _______________  вещества  образуется ______  или несколько ___________ или _________ веществ.

Реакции замещения – это реакции между ___________ и ________ веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – __________ и ___________ .

Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя __________________  веществами, при котором они обмениваются своими составными частями.

7

Лабораторный опыт №1

« Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия» 

! ТБ: 1) работа с растворами солей и щелочами;

  В пробирку налейте раствор гидроксида натрия и добавьте к нему раствор сульфата меди(II).  Что вы наблюдаете?  CuSO4  +  NaOH =  Na2SO4 +  Cu(OH)2  Перепишите уравнение химической реакции в таблицу, расставьте коэффициенты, определите тип и признаки данной реакции.

Уравнение реакции

Тип реакции

Наблюдения

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(не оценивается)

8

 

 К каким типам химических реакций относятся уравнения, приведенные в таблице. Правильно определите тип каждой реакции, угадай зашифрованное слово и впиши ниже в клеточки.                                    Таблица «Угадай слово».

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

О

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

О

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

И

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Т

2HgO → 2Hg + O2

А

Н

Р

П

                       Cu(OH)2 → CuO + H2O

Л

Л

О

И

2HCl + Ca(OH)2  CaCl2 + 2H2O

Л

Е

Р

Ч

Твое отношение к сегодняшнему  уроку (выбери вариант ответа):______________________

                                                                                                                         Оценка за урок:    

                                                                                       

Д/з. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс

Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...

Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией

На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов,  а также  по тепловому эффек...

Презентация урока "Почему протекают химические реакции"

Цели урока: 1.Сформировать представления учащихся о причинах протекания реакций;2. Научить учащихся рассчитывать тепловой эффект химических реакций по стандартным теплотам образования, определят...

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...