Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."
статья по химии на тему

Гладышева Надежда Константиновна

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интересуются химией. Чтобы максимально обеспечить их желание приобрести прочные знания, дать возможность успешно проявить себя на олимпиадах приходится оргганизовывать познавательный процесс по индивидуальным траекториям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnye_tekhnologii_raboty_s_odarennymi_detmi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми.

    Работа учителя очень важна и ответственна. Учитель должен уметь учить всех детей:  способных и не очень, организованных, трудолюбивых, усердных и тех которые такими качествами не обладают. Является всеми признанной аксиомой утверждение, что все дети талантливы, но не у всех «Искра Божья» была  проявилась.

    Задача семьи заключается в том, чтобы вовремя увидеть,   разглядеть способности ребенка. Школа должна поддержать ребенка, развить его способности, создать почву для их реализации. Это подтверждается и в Национальной стратегии  «Наша новая школа», где определены не только основные направления образовательной деятельности, но и большое внимание уделено вопросам развития одаренных детей.

   Бесспорно, что талантливые дети - бесценное национальное достояние страны. Во многом именно они будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса. Наверное, именно поэтому появились тенденции перехода от модели унифицированного образования к личностно-ориентированной.

   Психологи под одаренностью понимают качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности в сочетании с интересом к ним.

   В психологии существует несколько моделей одаренности. Создателем наиболее известной модели одаренности является американский исследователь Дж. Рензулли. По его мнению, одаренность – это сочетание трех главных характеристик:

         1) интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень;

         2) креативности;

         3) настойчивости, т.е. мотивации, ориентированной на задачу.

 Кроме того, он придавал большое значение в развитии одаренности благоприятности окружающей среды.

   Для каждого педагога работать с одаренным ребенком большая удача , но это и огромная ответственность. Очень важно чтобы способности талантливого ребенка совпали со «способностями» учителя, чтобы взаимопонимание, взаимодоверие, взаимоуважение и взаимосимпатия  БЫЛИ абсолютными. Работа с одаренным учеником – умная, спокойная , кропотливая – обогатит учителя, научит пониманию, что талантливый ученик – это эталон, на уровень которых он должен подтягивать остальных детей. Учитель должен быть для способного ребенка авторитетом, способным признавать свои ошибки, не стесняться чего то не знать, уметь слушать и слышать. Проблем у одаренных детей немало. Стандартная учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. Одаренные дети несклонны к конформизму  и толерантности, их раздражает, что нужно тратить время на легкий материал, который они могут освоить сами, они хотят на уроке выполнять более сложные и интересные задания.

Талант не терпит суеты, не терпит спешки и конъюнктуры. Он должен развиваться. Поэтому, индивидуальный подход, осторожность, терпение и немалые усилия.

   Немало одаренных детей встретились мне за годы работы в школе. Постоянная, систематическая и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносят свои плоды, мои ученики успешно выступают и являются призерами и победителями муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады по химии, становятся дипломантами научно-исследовательских конференций, успешно поступают в ведущие ВУЗы, в том числе МГУ.

   Как я организую работу с одаренными?

    1. Выявление талантливых детей.

 Они, правило, очень любознательны, не стесняются задавать и глубокие и каверзные вопросы, любят размышлять, логично мыслить.  Кроме того провожу тестирование на определение репрезентативной системы, профессиональных предпочтений американского психолога Дж. Голанда., классические тесты Айзенака и др.

    2. Развитие способностей на уроке .

 Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю следующие технологии:

    - личностно-ориентированного обучения;

    - информационно-коммуникационные технологии;

    - технологию проектно-исследовательской деятельности;

     - технологию критического мышления.

Любое развитие начинается с интереса. Если на уроке скучно и грустно,  это значит – неинтересно. Учебный процесс должен опираться на зону актуального развития ребенка и стимулировать продвижение в зону потенциальных возможностей. Знания должны приобретаться, а навыки отрабатываться через разные виды учебной деятельности.  Поэтому работают все и у доски каждый бывает на каждом уроке. Созданы подборки интересных вопросов, занимательных опытов и  задач по всем разделам неорганической и органической химии с нарастанием уровня сложности. В кабинете  есть материалы для подготовки  к олимпиадам разного уровня.  Домашние задания , начиная с 9 класса дифференцированы по уровню сложности. Поощряется создание  текстов задач, где можно проявить творчество и оригинальность.  Наверное, неслучайно, ученик 9в класса Михаил Хрисанфов  

       Моих восьмиклассников в конце первого года освоения непростой химической науки ждет заключительный нетрадиционный урок   «Бенефис проектов». В начале учебного года им были предложены на выбор темы

мини-проектов ( они имели возможность выбрать тему и сами, согласовав ее с учителем). В течение учебного года восьмиклассники могли консультироваться,  получать советы и рекомендации у учителя. Экспертный совет из десятиклассников определит лучшие работы. Лучшие проекты после доработки могут быть представлены на городских конференциях научно-исследовательских работ в следующем учебном году.                                                                      

 Контроль знаний и умений разного уровня всегда дифференцирован. Зачетные задания предлагаются учащимся с учетом их возможностей как в содержательном так и временном исполнении. К проведению зачетных уроков привлекаются как старшеклассники , проявляющие повышенный интерес к химии, так и выпускники. Выпускники часто приходят на факультативные занятия, где рассказывают о ВУЗах, в которых учатся, делятся впечатлениями об учебе, школьными воспоминаниями, дают советы. Эти рассказы, весьма эмоциональные с использованием презентаций вызывают живой интерес особенно у  выпускников , помогают им выбрать верный путь дальнейшего образования.

      3. Развитие способностей во внеурочной деятельности.

Это направление предполагает выстраивание индивидуальной стратегии обучения для отдельных учащихся, то есть создание общего плана совместных действий учителя и ученика, определяющего ближайшую и отдаленную перспективу интеллектуального и личностного развития школьника в процессе изучения выбранного предмета.

   Первая попытка составления индивидуальной образовательной траектории была создана в 2009-10 учебном году для работы с учеником 9 Бессоновым Петром, который существенно выделялся по своему развитию от своих сверстников, обладал неплохой базой знаний уже к началу систематического изучения химии в 8 классе, умел выдвигать новые совершенно неожиданные идеи, обладал высоким уровнем развития логического мышления, способностью к прогнозированию, наблюдательностью, высокой работоспособностью, настойчивостью и ,конечно, имел «химические руки»- способность проводить опыты , конструировать приборы, самостоятельно экспериментировать и в школе, и дома.

  Цель:

  Создание оптимальных условий для раскрытия и развития одаренности, реализации потенциала ученика с учетом его особенностей для подготовки к олимпиадам.

  Задачи:

  1. Развить творческое мышление;
  2. Сделать содержание учебного предмета более глубоким и широким, за счет изучения дополнительных тем, решения сложных познавательных теоретических и экспериментальных задач.
  3. Следовать логической цепочке : знаю →могу применить→знаю как применить→ имею свое решение и применение.

Предполагаемый результат:

  1. Овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;
  2. Овладение приемами и навыками рациональной работы, самоконтроля.
  3. Выработка умений применять знания в нестандартных ситуациях.

Важно было не только составить программу, но обеспечить продуктивное продвижение по этой образовательной траектории. Первые два года продвижение было активным, наглядным, подчас возникали ситуации сложные, негативные, приходилось их решать и разумно использовать для поступательного развития личности. На уроках Петр  получал большую нагрузку, много работал самостоятельно вне урока и всегда имел возможность выбора. Это был выбор уровня трудности задачи, объема изученного материала. Важным было и то, что семья мальчика поддерживала его, обеспечивала возможность приобретения знаний и умений вне школы. Неоднократно Петр занимался в летней Кировской школе, курсах по подготовке к заключительному этапу Всероссийской олимпиады

 Технологическая карта индивидуальных занятий.

       

График занятий с учителем (2009-10 уч. год)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Среды

14-15.30

Среды

19-20

Среды

19-20

Среды

14-15.30

Среды

14-15.30

Среды

14-15.30

Среды

14-15.30

Среды

19-20

Среды

19-20

Теоретический материал, изучаемый :

А) на уроке с классом

Б)самостоятельно

В)на индивидуальных занятиях

 Общая характеристика галогенов. Строение атома. Физические и химические свойства галогенов.

Получение галогенов в лаборатории и промышленности. Особенности свойств фтора.

Электролиз и галогены. Гидролиз галогенидов металлов и неметаллов.

Задания, выполняемые А) на уроке с классом

Б)самостоятельно

В) на индивидуальных занятиях

Учебник О.С. Габриелян  ɸ 18стр. 115   упр. №2,4

Николав Л.А. Общая и неорганическая химия гл.14

Решение олимпиадных заданий и задач (творческая работа)

С.А.Пузаков, В.А.Попков Пособие по химии. Вопросы, упражнения, задачи.  2.2. Галогены и их соединения. №596,597,610,616.619

Олимпиады и вступительные испытания по химии в Московском университете.  Под редакцией проф. Н.Е.Кузьменко и др. стр.17 № 1-6.

Отчетность и контроль

Собеседование, проверка выполненных заданий, анализ ошибок

Самооценка

Оценка учителя

Такие карты составлены по основным темам курса химии на основании программы углубленного изучения и программы подготовки к олимпиадам.

 Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, что, несомненно, стимулирует творческую активность, способствует самовоспитанию. Занятия спортом, в клубах разных направлений, в том числе «Что? Где? Когда?» помогает ученику развиваться разносторонне.

Несколько лет я организую работу летней гимназической химической щколы.  Главной составляющей в работе этой школы является формирование интереса к химии как экспериментальной науке. Большая часть времени отводится на решение экспериментальных задач. Так на занятиях летней школы для восьмиклассников мы рассматриваем способы получения газов, изучаем качественные реакции на катионы и анионы, решаем нестандартные задачи повышенного уровня сложности. Заниматься в этой школе могут все желающие.

 Я стараюсь почаще и в неформальной обстановке общаться с детьми . На этих своеобразных консультациях рассказываю о приемах мыслительной деятельности, помогаю в оценке своих слабых и сильных сторон, советую по вопросам рационального режима.

  Невозможно привить интерес к предмету, если учитель сам своим предметом не увлечен. Поэтому учусь, занимаюсь самообразованием слежу за новинками методической литературы, создала богатую библиотеку олимпиадных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

Из опыта по организации работы с одаренными детьми

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы  разработал  концепцию, основанную на  теориях отечественных  педагогов А.С. Мак...

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...

Статья "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ"

Для того чтобы  химическое и биологическое образование стало  развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивите...

обобщение опыта по теме "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

В работе представлен опыт учителя истории и обществознания по работе с одаренными детьми...