Разработка урока по теме "Гидролиз неорганических солей" 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Двоеглазова Александра Михайловна

Гидролиз неоранических солей солей рассматривается при узучении химии в 11 классе. Материал востребован при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_gidroliz_soley.doc110.5 КБ
Office presentation icon gidroliz_soley.ppt134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Кобра Нагорского района Кировской области

План – конспект урока по химии в 11 классе

«Гидролиз солей»

        

Учитель химии

Двоеглазова А.М.

        Кобра 2014

Цель: сформировать понятие  гидролиз, раскрыть особенности гидролиза солей.

     Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

  1. Задачи урока:

образовательная: знать определение понятия гидролиз, уметь составлять уравнения реакций гидролиза солей и определять характер среды растворов солей по их составу.

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с информацией, умения делать выводы на основе опыта, совершенствовать приёмы работы с лабораторным оборудованием.

 воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и     нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе

Методы обучения: проблемный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: в группах переменного состава.

Средства обучения: презентация в MS Power Point,  лабораторный опыт, инструкционные карты.

Оборудование: компьютер,  листы ватмана, маркеры, магниты.

Вещества: лакмус, растворы карбоната натрия, хлорида меди (II), нитрата натрия,  хлорида  железа (III).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Класс делится на три группы (рабочие). Учащиеся в группах рассчитываются по порядку. Учитель раздаёт инструкционные карты (№ карты соответствует порядковому номеру). Учащиеся подписывают инструкционные карты.

  1. Вступительное слово учителя (слайд №1, №2)

Слово “гидролиз” происходит от греческих слов: “гидрос”- вода, “лизис”- разложение.

Дословный перевод – разложение водой. Процесс гидролиза - это процесс взаимодействия веществ с водой.

По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют пробелы в инструкционных картах.

Гидролиз используют в пищевой и текстильной промышленности. В фармакологии многие лекарства извлекают из растительного сырья путём гидролиза.

Многие вещества подвергаются гидролизу. Гидролиз используется для получения мыла из жиров, глюкозы – из крахмала, спирта – из древесины.

О гидролизе жиров, крахмала мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня разберём процесс гидролиза солей.

3. На предыдущих уроках, испытывая индикаторами растворы веществ, выяснили, что индикаторы не меняют цвет в воде, предположили, что цвет индикаторов не будет меняться и в растворах солей. Сегодня мы проверим это предположение.

Лабораторный опыт.

Учащиеся испытывают с помощью лакмуса растворы солей: карбоната натрия, хлорида меди (II) , нитрата натрия.

Учитель фиксирует наблюдения, заполняя таблицу (1,2 колонки) на доске.

Раствор соли

Цвет лакмуса

Среда раствора

Наличие ионов

Na2CO3

синий

Щелочная

OH-

CuCl2

розовый

кислая

H+

NaNO3

фиолетовый

нейтральная

OH- = H+

Колонки 3 и 4 заполняются на основе выводов учащихся.

4.В водных растворах соли распадаются на ионы, которые по-разному взаимодействуют с водой (слайд № 3)

Вспомните, на какие группы делятся соли по силе электролитов, их образующих?

Соли образованы:- сильным основанием, сильной кислотой,

                               - слабым основанием, сильной кислотой,

                               - сильным основанием, слабой кислотой,

                               - слабым основанием, слабой кислотой.

В таблице инструкционной карты приведены формулы солей. Заполните пропуски, указав, к какой группе относится соль (слайд №4)

Соли образованы: Na2CO3 - сильным основанием, слабой кислотой,

                                MgCl2    - слабым основанием, сильной кислотой,

                                Cr2S3     - слабым основанием, слабой кислотой,

                                NaCl      - сильным основанием, сильной кислотой.

Работа в экспертных группах.

Первые номера – эксперты по первой группе солей,

вторые номера - эксперты по второй группе солей,

третьи номера - эксперты по третьей группе солей,

с четвёртой группой определимся позже.

Задания экспертным группам:

  1. внимательно прочитать инструкцию,
  2. заполнить аналогично свою колонку в таблице,
  3. оформить презентационный лист,
  4. сделать вывод,
  5.  выбрать главного эксперта.

Возвращение в рабочую группу.

Главные эксперты представляют презентационные листы.

Вопросы экспертам: - какие ионы подвергаются гидролизу?

                                    - гидролиз является обратимым (необратимым) процессом?

      Каждый эксперт объясняет свою часть задания остальным членам рабочей группы.

      Заполняются оставшиеся пустыми колонки таблицы инструкционных карт.

      Вопрос  всем. Почему никому не досталась четвёртая группа солей?

      Ответ. Нет иона слабого электролита, соль не подвергается гидролизу, среда раствора нейтральная.

Закрепление – работа со слайдами. Слайды № 5,  №6, №7, №8.

Сформулируйте два правила гидролиза.

  1. Гидролизу подвергается ион слабого электролита.
  2. Среду раствора соли определяем по иону сильного электролита.

Проверочная работа.

Поставить знак + в соответствующих графах таблицы.

Формула

соли

Гидролиз идёт по:

Гидролиза

нет

Среда раствора соли:

катиону

аниону

кислая

щелочная

нейтральная

KBr

MgSO4

(NH4)3PO4

Формула

соли

Гидролиз идёт по:

Гидролиза

нет

Среда раствора соли:

катиону

аниону

кислая

щелочная

нейтральная

Pb(NO3)2

Ca(NO2)2

KClO4

 

Формула

соли

Гидролиз идёт по:

Гидролиза

нет

Среда раствора соли:

катиону

аниону

кислая

щелочная

нейтральная

Li3PO4

NH4Cl

NaNO3

5.Демонстрируется опыт.

Хлорид железа (III) сливаем с карбонатом натрия.

Как объяснить результаты опыта, опираясь на знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2FeCl3 + 3Na2CO3 -> Fe2(CO3)3 + 6NaCl

                                   полный         гидролиза

                                   гидролиз         нет

Fe2(CO3)3 + 6H2O -> 2Fe(OH)3 + 3H2O + 3CO2

Объявляются оценки за урок.

Домашнее задание:

Приложение.

Инструкционная карта№1.

Гидролиз (“                                                                                 “ ) – процесс взаимодействия веществ с водой.

Гидролиз применяется для получения:………………..из жира,………………………из

крахмала, …………….из древесины.

Гидролиз солей.

Соль образована

……...основанием

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

Na2CO3->

CuCl2->

MgSO3->

NaNO3->

среда…………

среда…………

среда…………

среда…………

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз

Инструкция.

1.Составьте уравнение диссоциации соли: K2SO3->2K+ + SO32-

2.Подчеркните ион слабого электролита:

3.Составьте уравнение реакции взаимодействия иона слабого электролита с одной молекулой воды(HOH):

SO32-+H+OH- <=> HSO3- +OH-

4.Определите реакцию среды: щелочная.

5. Определите по какому иону идёт гидролиз: по аниону.

Задание.

1.Аналогично выполните п.1-5 инструкции для Na2CO3,заполните в таблице колонку№1.

2.Заполните презентационный лист.

3.Сделайте вывод: Гидролиз идёт по иону ………………  электролита.

Среду раствора соли определяем по иону …………….. электролита.

Инструкционная карта№2.

Гидролиз (“                                                                                 “ ) – процесс взаимодействия веществ с водой.

Гидролиз применяется для получения:………………..из жира,………………………из

крахмала, …………….из древесины.

Гидролиз солей.

Соль образована

……...основанием

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

Na2CO3->

CuCl2->

MgSO3->

NaNO3->

среда…………

среда…………

среда…………

среда…………

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз

Инструкция.

1.Составьте уравнение диссоциации соли: Al(NO3)3 ->  Al3+ +3NO3-

2.Подчеркните ион слабого электролита:

3.Составьте уравнение реакции взаимодействия иона слабого электролита с одной молекулой воды(HOH):

Al3++H+OH- <=> AlOH2++ H+

4.Определите реакцию среды: кислая.

5. Определите, по какому иону идёт гидролиз: по катиону.

Задание.

1.Аналогично выполните п.1-5 инструкции для CuCl2,заполните в таблице колонку№2.

2.Заполните презентационный лист.

3.Сделайте вывод: Гидролиз идёт по иону ………………  электролита.

Среду раствора соли определяем по иону …………….. электролита.

Инструкционная карта№3.

Гидролиз (“                                                                                 “ ) – процесс взаимодействия веществ с водой.

Гидролиз применяется для получения:………………..из жира,………………………из

крахмала, …………….из древесины.

Гидролиз солей.

Соль образована

……...основанием

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

……….основанием,

………….кислотой              

Na2CO3->

CuCl2->

MgSO3>

NaNO3->

среда…………

среда…………

среда…………

среда…………

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз по………..

гидролиз

Инструкция.

1.Составьте уравнение диссоциации соли:Al2(CO3)3 ->2Al3+ +3CO32-

2.Подчеркните ион слабого электролита:

3.Составьте уравнение реакции взаимодействия данной соли с водой (образуется основание и кислота):

Al2(CO3)3 +6H2O -> 2Al(OH)3 + 3H2O +3CO2

4.Реакция среды близка к нейтральной.

5. Определите, по какому иону идёт гидролиз: по катиону и по аниону (полный гидролиз).

Задание.

1.Аналогично выполните п.1-5 инструкции для MgSO3,заполните в таблице колонку№3.

2.Заполните презентационный лист.

3.Сделайте вывод: Гидролиз идёт по иону ………………  электролита.

Среду раствора соли определяем по иону …………….. электролита.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 11 классе по теме «Гидролиз неорганических веществ».

Урок изучения нового материала строится на поставленной проблеме. Изучается сущность проблемы. Даны рекомендации по решению задач по теме "Гидролиз", встречающихся в ЕГЭ....

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....