Сера химический элемент и простое вещество
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Двоеглазова Александра Михайловна

Данный материал изучается в теме "Намеаллы" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sera_khimicheskiy_element_i_prostoe_veshchestvo.doc153.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_sera.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сера – химический элемент и простое вещество»

Место урока: урок изучения нового материала

Цели урока.

Обучающие - рассмотреть положение элемента серы в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома; аллотропные видоизменения серы; физические и химические свойства; применение серы и ее соединений человеком.

Развивающие – развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Воспитательные – содействовать воспитанию организованности учащихся при решении проблемных вопросов.

Учащиеся должны знать: строение атома серы, физические и химические свойства аллотропных  видоизменений серы, области применения.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику серы, как химического элемента, так и простого вещества.

Методы и методические приемы. Выполнение упражнений, фронтальная беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником (Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2009), демонстрация опытов, заслушивание сообщений, решение задач.

Оборудование и реактивы. Пробирки, стаканчик, штатив, спички, спиртовка, ступка с пестиком, фарфоровые тигли; сера, ацетон.

Ход урока.

Время

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Стадия I. Вызов.

. Сегодня мы будем изучать новую подгруппу веществ, в состав которых входит и тот элемент, о котором есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия “лунного элемента” и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. Вы получите название элемента, которое в переводе на русский язык обозначает светло-желтый».

- Как тогда можно сформулировать тему урока?

 

Предполагаемый ответ:

Сера.

Предполагаемый ответ:

Тема урока: «Сера – химический элемент и простое вещество».

Наивное представление алхимиков о сере выражено в небольшом стихотворении:

Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал им Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера им отец!..

(Н.А.Михайлов.)

.

2мин

Приём «Корзина идей»

Слайд 2

- Запишите в тетрадях всё о сере, что вы сейчас можете вспомнить.

 - Обсудите со своим соседом вашу информацию и запишите в таблицу.

- Что у вас получилось?

Зачитывают результаты работы в парах. Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Предполагаемые ответы:

Положение в ПСХЭ, группа, период, строение атома, состав, распределение электронов, электронная конфигурация, химическая связь, простое вещество.

Запись в тетрадь таблицы.

Что знали?

положение в ПСХЭ

группа,

период,

строение атома

состав,

распределение электронов

электронная конфигурация,

простое вещество

Прием «Составление кластера»

Слайд 3

Учитель записывает в центре на доске ключевое понятие урока «Сера».

В процессе обсуждения с учениками слова–ассоциации с заданным понятием фиксируются в пустых овалах в порядке озвучивания. Затем объекты - ассоциации  выделяются, перемещаются, производится их систематизация по группам на основе общности признака. Результат – наглядное представление ключевого понятия.

- Что мы не знаем? Что хотим узнать?

На кластере показываем знаком вопроса «?»

Ученики зачитывают слова

Стадия II. Осмысление

Слайд 4

Слайд 5

- Какие уже известные нам понятия мы не отметили на кластере? Обсудите ответ в парах. Запишите в таблицу.

Добавление кластера.

- Добавим эти сведения в кластер ( красным цветом).

Предполагаемые ответы:

  1. степень окисления,
  2. как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды);
  3. взаимодействует с кислородом;
  4. аллотропные модификации

Запись в таблицу.

Что знали?

Что узнали нового?

положение в ПСХЭ

группа,

период,

строение атома

состав,

распределение электронов

электронная конфигурация,

простое вещество

степень окисления

как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)

взаимодействует с кислородом

аллотропия

аллотропные модификации

Слайд 6,7,8

 Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул. Прочитайте учебник (стр.130)и составьте схему. Проведите опыт, демонстрирующий получение из ромбической серы пластической.

.

Предполагаемые ответы:

  1. аллотропия;
  2. В обычных условиях сера S - желтые хрупкие кристаллы без вкуса и запаха, легко растворимые в сероуглероде CS2
  3. Кристаллическая сера имеет две модификации:        - ромбическую - ромбовидные просвечивающие кристаллы светложелтого цвета, легко растворимые в CS2. Эта модификация устойчива до 96° С.            - моноклинная модификация серы представляет собой длинные прозрачные темножелтые игольчатые кристаллы, также растворимые в CS2.
  4. Некристаллические, аморфные, формы:                     - пластическая сера - темнокрасного или коричневого цвета, она каучукоподобна (плотность 2,046 г/см3) и не растворяется в CS2.

     - Коллоидная сера -  мелкодисперсный белый и хорошо растворимую в CS2 осадок.

- Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.

Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ

группа,

период,

строение атома

состав,

распределение электронов

электронная конфигурация,

простое вещество

степень окисления

как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)

взаимодействует с кислородом

аллотропия

аллотропные модификации

Добавим новые понятия в кластер (отмечаем красным цветом)

  1. ковалентные химические связи;
  2. физические свойства аллотропных модификаций

5 мин

Слайд 11

Чтобы сравнить  аллотропные модификации серы, выполним упражнение №2 на странице 90 в рабочей тетради О.С.Габриеляна, в которой отмечены линии сравнения аллотропных видоизменений серы.

Учащиеся выполняют задание, в группах.  Таблицы  для сравнения  заготовлены ранее.

Обсуждение заполненной таблицы каждой группой учащихся коллективно.

- прочитайте текст учебника стр. 133  «Применение серы».

- Какие новые понятия вы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.

Предполагаемые ответы:

 В медицине, производство удобрений, резины, спичек, взрывчатки, пластмассы, красок, производство серной кислоты.

Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ

группа,

период,

строение атома

состав,

распределение электронов

электронная конфигурация,

простое вещество

степень окисления

как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)

взаимодействует с кислородом

аллотропия

аллотропные модификации

применение

Добавление кластера.

Слайд12

- Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).

значение

- Прочитайте текст учебника на стр. 132 (1 минута).

Учащиеся зачитывают текст. Обсуждают его.

Сера – жизненно важный элемент. Входит в состав белков (волосы, рога, шерсть), витаминов и гормонов (инсулин).

- прочитайте текста учебника стр. 133 «Получение серы».

- Какие новые понятия мы узнали из текста? Заполните колонку «Что узнали нового?», сохраняя логическую связь понятий.

Предполагаемый ответ:

В промышленности серу выплавляют из самородных залежей или выделяют при очистке (десульфурации) продуктов газификации каменного угля.

.;Что знал?

Что узнал нового?

положение в ПСХЭ

группа,

период,

строение атома

состав,

распределение электронов

электронная конфигурация,

простое вещество

степень окисления

как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды)

взаимодействует с кислородом

аллотропия

аллотропные модификации

применение

значение

Добавление кластера.

- Добавим новые сведения в кластер ( красным цветом).

получение

Стадия III. Рефлексия

Учитель:

Подошел к концу наш урок. Обратимся к своим записям в колонке «Что знал?», сделанным ранее.

- Что мы знали по этой теме?  

Ученики зачитывают ранее заполненную колонку  таблицы.

- Что узнали нового по этой теме на уроке?

Ученики зачитывают записи в колонке «Что узнал нового?».

- Вся информация по теме: «Сера – химический элемент и простое вещество» представлена в кластере.

- Как вы думаете, можно ли использовать данный кластер при изучении других химических элементов?

Предполагаемый ответ:

Да, так как каждый элемент характеризуется  по этим признакам.

-Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

- А как вы думаете, мы всё уже знаем о неметалле сера?

- А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать о сере?

Предполагаемые ответы:

  1. соединения серы;
  2. оксиды,
  3. гидроксиды,
  4. соли.

-Часть материала мы уже изучали ранее. Нам необходимо его повторить при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание.

Параграф 22, вспомните:

  1. какими свойствами обладает  кислотные оксиды SO2 и  SO3 ;
  2. какими свойствами обладает сернистая и серная  кислоты?

Запишите уравнения химических реакций в колонке «Знал».

Что вам на уроке удалось лучше всего?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

Я хотела бы закончить урок напутствием Дмитрия Ивановича Менделеева

Сами, трудясь, вы    сделаете все и для близких людей и    для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте ещё.

В заключение урока учащиеся выполняют тест и осуществляют самопроверку.

1. Строение атома серы:

2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления:

а) –2, +2, +4, +6; б) –2, +4, +5, +6;

в) –2, +1, +3, +6; г) –2, +2, +4.

3. Какой модификации серы не существует:

а) ромбической; б) тетраэдрической;

в) моноклинной;  г) пластической?

4. Сера не растворяется в:

а) ацетоне;  б) воде;

в) сероуглероде;  г) толуоле.

5. При комнатной температуре без первоначального нагревания сера реагирует с:

а) железом;  б) цинком;

в) алюминием;  г) ртутью.

6. В каком виде сера практически не встречается в природе:

а) самородная;  б) сульфидная; 

в) сульфатная;  г) сульфитная?

Ответы. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – г.

 

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Сера – химический элемент и простое вещество».

Слайд 2

Положение в ПСХЭ Группа Период Строение атома Состав Распределение электронов Электронная конфигурация Простое вещество что знали?

Слайд 3

химический элемент простое вещество сера положение В ПСХЭ группа период строение атома состав распределение е электронная конфигурация состав ? строение – тип ХС ? химические свойства

Слайд 4

Положение в ПСХЭ Группа Период Строение атома Состав Распределение электронов Электронная конфигурация Простое вещество Степень окисления Как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (сульфиды) Взаимодействует с кислородом Аллотропия Аллотропные модификации что знали? что узнали нового?

Слайд 5

химический элемент простое вещество сера положение В ПСХЭ группа период строение атома состав распределение е электронная конфигурация с.о. (-2, +4, +6) состав ? аллотропия строение – тип ХС ? химические свойства с Ме, с О 2

Слайд 6

Строение и свойства аллотропных форм серы . Аллотропные формы Обозначение состава Тип кристаллической решетки Характеристика важнейших свойств Ромбическая сера S8 Молекулярная решетка В обычных условиях сераS - желтые хрупкие кристаллы без вкуса и запаха, легко растворимые в сероуглероде CS2. M r = 32,066; ρ = 2,07 г/см3 ( ромбическая ), t пл = 119,3 °C, t кип = 444,674 °C.

Слайд 7

Пластическая сера Аллотропные формы Обозначение состава Тип кристаллической решетки Характеристика важнейших свойств Пластическая сера S8 S-S-S-S-S-S-S-S Молекулярная решетка - пластическая сера - темнокрасного или коричневого цвета, она каучукоподобна (плотность 2,046 г/см3) и не растворяется в CS2

Слайд 8

Положение в ПСХЭ Группа Период Строение атома Состав Распределение электронов Электронная конфигурация Простое вещество Степень окисления Как неметалл, вступает в химические реакции с металлами (фосфиды) Взаимодействует с кислородом Аллотропия Аллотропные модификации что знали? что узнали нового? В обычных условиях сера S - желтые хрупкие кристаллы без вкуса и запаха, легко растворимые в сероуглероде CS2 Кристаллическая сера имеет две модификации: - ромбическую - ромбовидные просвечивающие кристаллы светложелтого цвета, легко растворимые в CS2. Эта модификация устойчива до 96° С. - моноклинная модификация серы представляет собой длинные прозрачные темножелтые игольчатые кристаллы, также растворимые в CS2. Некристаллические, аморфные, формы: - пластическая сера - темнокрасного или коричневого цвета, она каучукоподобна (плотность 2,046 г/см3) и не растворяется в CS2. - Коллоидная сера - мелкодисперсный белый и хорошо растворимую в CS2

Слайд 9

Аллотропные модификации серы Признаки сравнения Кристаллическая сера Пластическая сера Сходство Качественный состав О бразованы одним и тем же элементом — серой, т. е. являются его аллотропными модификациями Тип вещества Простые вещества, Физические свойства Твердые, кристаллические вещества Химические свойства Неметаллы, взаимодействуют со многими простыми веществами (кислородом, галогенами, металлами) и сложными веществами-окислителями ( азотной кислотой) Кристаллическая решетка Молекулярная, замкнутая в цикл Молекулярная, незамкнутые цепи Цвет Светло желтый Коричневая просвечивающая масса Химическая активность Высокая Получение В промышленности серу выплавляют из самородных залежей или выделяют при очистке ( десульфурации ) продуктов газификации каменного угля. Применение Применяется для синтеза сероуглерода, серной кислоты, сернистых (кубовых) красителей, при вулканизации каучука,

Слайд 10

Получение серы В промышленности серу можно получать как побочный продукт процессов в плавильных, коксовых печах, при нефтепереработке, из топочных или природных газов. Из природных подземных отложений серу добывают, расплавляя ее перегретой водой и доставляя на поверхность сжатым воздухом и насосами. Во фраш-процессе извлечения серы из сероносных отложений на установке в виде концентрических труб, запатентованной Г.Фрашем в 1891, сера получается чистотой до 99,5%.

Слайд 11

химический элемент простое вещество сера положение В ПСХЭ группа период строение атома состав распределение е электронная конфигурация с.о. (-2 +4, +6) состав ? аллотропия строение – тип ХС ? химические свойства с Ме, с О 2 ковалентные химические связи; физические свойства аллотропных модификаций ? значение применение открытие

Слайд 12

Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте ещё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЮМИНИЙ: ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ И ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО

Урок в теме “Металлы”, по учебнику О.С. Габриеляна “Химия, 9 класс”, ...

Презентация "Углерод - химический элемент и простое вещество""

Презентация  преследует следующие цели:  познакомить учащихся с распространением химического элемента углерода в природе вспомнить электронное строение атома углерода закрепить понятие ...

Сера - химический элемент и простое вещество

Данный урок рассчитан на учащихся 9-х классов, изучающих химию на базовом уровне (2 часа в неделю) по УМК Кузнецовой Н.Е..Предложенный урок является комбинированный. Ведущая задача урока: развитие инф...

Урок химии в 9 классе. Тема:Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.

Конспект урока химии в 9 классе (с презентацией) к учебнику Габриеляна О.С. Данный уроу разработан на основе методики исследовательской деятельности. Учащиеся проводят теоретическое исследование, позв...

Сера. Характеристика химического элемента и простого вещества

Презентация содержит необходимый материал для изучения темы "Сера: химический элемент и простое вещество" в 9 классе (УМК О.С. Габриеляна)...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Сера химический элемент и простое вещество

Материал ислыползуется при узучении темы "Неметаллы"...