Облачные технологии как средство повышения качества обучения химии.
статья по химии на тему

Кондратьева Татьяна Александровна

ИКТ стали неотъемлимой частью нашей жизни. В статье отражена сущность облачных технологий, обосновано их использование на уроках, спроектировано учебное занятие на основе их применения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Облачные технологии как средство повышения

качества обучения химии»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ:03.03.2014г. 07.03.2014г.

«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»

                                             (наименование курсов)

                                                                             Выполнила: Кондратьева Татьяна Александровна,

                                                                                учитель химии

                                                                                МБОУ СОШ № 128 Кировского района

                                                                                г. Самары

Самара, 2014г.

 Современное общество характеризуется интенсивным внедрением компьютерных сетей и массовым использованием ресурсов глобальной сети Интернет с целью удовлетворения информационных потребностей. Поэтому «Федеральный государственный образовательный стандарт» направлен на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сети Интернет. Для выполнения поставленных задач необходимы

  • информационно-образовательная среда образовательного учреждения,  включающая комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационно- коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование. Она должна обеспечить информационно-методическую поддержку образовательного процесса, планирование образовательного процесса и его ресурсного  обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса, мониторинг здоровья обучающихся, современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • повышение информационной компетентности учителя;
  • обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях.

Однако на практике учителя-предметники, стремящиеся использовать  ИКТ в процессе обучения, сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению, а поэтому часто используют эти технологии только как дополнительное  техническое средство обучения, что снижает их результативность. Требуется создать систему работы с использованием ИКТ на уроках химии.  Использование ИКТ сегодня требует осмысления того, насколько целесообразно и эффективно они используются на уроках химии, во внеурочное время; насколько они способствуют развитию личности обучающегося, формированию у него информационно-коммуникативных компетенций; насколько разработаны и обоснованны методики их применения.

С широким внедрением ИКТ и Интернета происходит формирование новых, более эффективных образовательных технологий, которые способствуют воспитанию всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни.

Возможность использования современных ИКТ на уроках дает ряд преимуществ перед традиционными методами:

  1. оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию;
  2. динамичность хранения  и передачи информации. Применение ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности;
  3. позволяет изменять традиционную систему образования;
  4. позволяет экономить время на уроке;
  5. учитель – только организует и направляет познавательную деятельность учащихся.

Одной из таких современных ИКТ является облачная технология.

Облачные технологии — это электронное хранилище ваших данных в сети интернет, которое позволяет хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с вашими друзьями и коллегами.

Выбор применения облачных технологий в образовательном процессе,  а именно, на уроках химии, обоснован

  • расширением возможности представления учебной информации;
  • возможностью группы обучающихся  одновременно работать с созданным документом как в классе, так и за его пределами, при условии  доступа в Интернет;
  • работать в облаке можно из любой точки, где есть доступ в сеть;
  • для работы в облаке не требуется наличия на компьютере особого программного обеспечения;
  •  доступ к образованию людей с ограниченными возможностями (дистанционное обучение).

Внедрение облачных технологий способствует усилению мотивации обучающихся к учебе, тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание, заставляет по-другому оценить представляемую информацию. Применение облачных технологий позволяет сделать урок по - настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществлять диффренцированный подход к обучению.

Однако есть и ограничения применения технологии: наличие компьютеров  на уроке, число которых должно соответствовать числу обучающихся, локальная сеть, для получения качественных услуг пользователям необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет, время работы за компьютером регламентировано нормами СанПин, недостаточная компьютерная грамотность учителя, недостаточно времени для подготовки к уроку, при недостаточно развитой мотивации к работе обучающиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

Реализация облачных технологий на уроках химии на примере 10 класса по теме «Строение атома»

Цель урока — систематизация, обобщение и практическое применение теоретических знаний о строении атома при решении задач.

На уроке сочетаются технология проблемного обучения и облачные технологии. Последние используются на трех этапах урока:

  1. поиск решения - обучающиеся собирают, анализируют и систематизируют информацию, выдвигают гипотезу решения проблемной ситуации, пользуясь при  этом презентациями или документами облака;
  2. обобщение — обучающиеся выполняют тест, находящийся в облаке;
  3. информация о домашнем задании — обучающиеся получают ссылку, по которой они могут выйти на форму, содержащую тестовое задание. Проверяют доступ и дома, выйдя в сеть Интернет, выполняют домашнее задание и отправляют его педагогу.

Таблица. Сочетание технологии проблемного обучения и ИКТ.

Технология проблемного обучения

ИКТ

Модуль урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование в структуре урока

Постановка проблемной ситуации.

Постановка стратегической цели и на ее основе проблемного вопроса. Развитие мотивации обучающихся.

 Разработка плана реализации идеи решения проблемы.

Поиск решения.

Консультирование по систематизации собранной информации, отслеживание деятельности каждого обучающегося.

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, выдвижение гипотезы.

Облачные технологии (презентации, документы облака)

Проверка принятого решения.

Консультирование обучающихся при проверке и обсуждении выдвинутой гипотезы.

Проверка и обсуждение выдвинутой гипотезы.

Обобщение и вывод.

Консультирование обучающихся при решении заданий.

Решение заданий по ссылке http://goo.gl/vjhuzO позволяющих применить полученные теоретические знания на практике. Самоконтроль.

Облачные технологии

(форма, содержащая тестовое задание)

Рефлексия

Оценка деятельности  обучающихся.

Оценка своей деятельности, определение границы своего «знания» и «незнания».

Информа

ция о домашнем задании.

Представляет ссылку на форму, содержащую тестовое задание.

Проверка доступа по ссылке.

Облачные технологии

Для реализации облачных технологий на уроках химии необходимы следующие условия:

а) материально-технические ресурсы — наличие современных технических средств (компьютеров). Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это способствует усилению мотивацию обучающихся к учебе, тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание, заставляет по-другому оценить представляемую информацию. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по - настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществлять диффренцированный подход к обучению. Однако нужно понимать, что суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер сложившиеся методы и приемы обучения, а  перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают современные технические средства;

б) информационные ресурсы - необходим надежный и быстрый доступ в сеть Интернет;

в) кадровые ресурсы - необходима соответствующая подготовка учителей, умелое, грамотное владение  новой техникой и инновационными технологиями;

г) научно-методические ресурсы - наличие методических пособий по применению облачных технологий на уроках и во внеурочное время;

д) доступ к сети Интернет у обучающихся, который бы давал им  возможность использовать все ресурсы облака.

Использование облачных технологий на уроках химии  позволяет получить новый образовательный результат:

 Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-постановка и формулировка проблемы;

-моделирование;

-универсальные логические действия.

Регулятивные УУД:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;

-умение действовать по плану;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метапредметные УУД:

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое  рассуждение и делать выводы;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

- планирование и регуляция деятельности;

-владение устной и письменной речью, монологической речью.

Список источников и литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М: «Школа-Пресс» -  2002. - 305 с.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М: "Педагогический поиск" -  2004. - 250 с.
  3. Кудрявцева Н. Г. Деятельностно-ориентированный подход к образованию// Управление школой. -2011-№9. - с.14 — 15.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.edu.ru/index.php?page_id=58&sid=1102&topic_id=5. Дата доступа 12.11.13.
  5. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы. -  Ростов-на-Дону: «Феникс» - 2002. - 504 с.
  6. Серякина А. В. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений пр переходе на ФГОС ООО.-Саратов: «Сарипкипро» - 2013. - 40 с.
  7. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования. Режим доступа:[http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/programma_monitoringa_urovnya_sformirovannosti_uud]
  8.  Дубровина И. В. Психология 6,7,8 классы. - М: «Московский психолого-социальный институт (МПСИ)» -  2007. - 70 с.
  9. ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/543. Дата доступа 04.03.14.
  10. ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/2974. Дата доступа 04.03.14.
  11. Фундаментальное ядро образования [электронный ресурс]. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821. Режим доступа 04.03.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращ...

Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках как средство повышения качества обучения русскому языку.

В статье говорится об эффективности использования информационных технологий на уроках русского языка....

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов  также значительно повышает качество образования....