Учебный проект "Углеводы в пищевой промышленности"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Мажура Ангелина Михайловна

Многие отрасли пищевой промышленности связаны с био­химической переработкой углеводов (брожение теста, получе­ние вина, пива, спирта, дрожжей, пищевых кислот, ацетона и т. д.). В крахмало-паточной промышленности из растений добывается крахмал и превращается в патоку, декстрины, глю­козу, мальтозу. Свеклосахарная промышленность добывает из клубней сахарной свеклы и сахарного тростника ценнейший пищевой продукт — сахарозу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_uglevodam.doc79 КБ
Файл uglevody_v_pishchevoy_promyshlennosti.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

«Углеводы в пищевой промышленности»

по дисциплине: химия

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество учащегося

Город, область

Воркута

Учебное заведение

МОУ СОШ№16

Учитель

Мажура А.М.

Описание проекта

Проект  включает в себя: краткое содержание, задачи и планируемые результаты

Название темы проекта

УГЛЕВОДЫ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Краткое содержание проекта

Углево́ды (сахара, сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений происходит от слов «гидраты углерода», оно было впервые предложено К. Шмидтом в 1844 году. Появление такого названия связано с тем, что первые из известных науке углеводов описывались брутто-формулой Cx(H2O)y, формально являясь соединениями углерода и воды. Углеводы — весьма обширный класс органических соединений, среди них встречаются вещества с сильно различающимися свойствами. Это позволяет углеводам выполнять разнообразные функции в живых организмах.

Предмет(ы)

Химия, физическая и коллоидная химия

Приблизительная продолжительность проекта

2 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

В ходе работы над проектом учащиеся должны узнать:

  • свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;
  • дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;
  • роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах.

В ходе работы над проектом учащиеся должны научиться:

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность,
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения задач,
  • Работать в коллективе и команде.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные: 

  • уважать личность другого ученика;
  • управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях; оказывать бескорыстную помощь сверстникам.
  • самостоятельно формулировать цели проекта после их совместного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебные проблемы и составлять план их решения;
  • слушать других, быть готовым принять другую точку зрения;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью преподавателя;
  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители;
  • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
  • проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему без углеводов невозможно представить современный ассортимент  пищевых  продуктов?

Проблемные вопросы учебной темы

Почему  углеводы относены к высокомолекулярным полисахаридам?

Какие группы углеводов применяются в общественном питании и пищевой промышленности?

Какими свойствами характеризуются представители каждой группы?

Способствуют ли углеводы  лучшему перевариванию пищи?

Учебные вопросы

Строение молекулы углеводов.

Классификация углеводов.

Свойства углеводов.

Изменение углеводов в технологических процессах.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Учащиеся  работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1. Тестирование.

2.Стартовая презентация для выявления потребностей учащихся.

3. Формирование групп.

4. Мозговой штурм.

5. Подбор необходимой информации для работы над проектом.

1. Практическая работа по учебному плану.

2. «Маршрутные листы».

3. Критерии самооценки работы в группах. Оценочные листы.

4. Критерии оценивания презентации.

1. Итоговая самооценка качества работы в группах перед защитой проекта.

2.Критерии оценивания проекта.

3. Защита проекта.

4. Рефлексия.

Описание методов оценивания

Тестирование – выявление первоначальных знаний учащихся по данной теме.

Стартовая презентация - В ходе демонстрации презентации, беседы и анкетирования учащихся учитель может определить уровень их знаний по теме проекта.

Создание малых групп.

Мозговой штурм – проводится сразу после стартовой презентации учителя и анкетирования учащихся. Эффективность приёма: участие в структурированном взаимодействии и равное участие всех учащихся, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах взаимного обучения. Позволяет учащимся высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга в обстановке, максимально способствующей творчеству, развивает критическое мышление. При этом происходит овладение навыками общения, активное участие каждого ученика.

Маршрутные листы – план работы группы, включающий в себя проблемные вопросы.

Оценочные листы – помогают контролировать качество усвоения учебного материала, результаты оценивания в них учитываются при проведении итогового обобщающего оценивания. Критерии оценивания работ учащихся и групп являются одновременно и своеобразной инструкцией, следуя которой, учащиеся сверяют в ходе проекта свои результаты обучения и степень сотрудничества между участниками. Шаблоны помогают учащимся при оценке умений и навыков в создании презентаций, отражающих результаты исследования.

Итоговая самооценка – критерии, по которым можно произвести итоговое  обобщающее оценивание всего проекта. В процессе работы критерии корректируются.

Критерии оценивания проекта – это критерии, по которым можно произвести  обобщающее оценивание всего проекта.

Рефлексия -  обязательный этап, в ходе которого учащихся оценивают свою работу.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

- знания по темам: «Классификация высокомолекулярных соединений», «Углеводы» (курс общей химии);

- навыки работы с печатными изданиями;

- элементарные поисковые умения в сети Интернет;

- навыки самостоятельной работы;

- навыки работы в группе.

Учебные мероприятия

  1. Знакомство со стартовой презентацией для выявления представлений и интересов учащихся.
  2. Подготовка памяток по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.
  3. Формирование групп.
  4. Знакомство учащихся с необходимой литературой и интернет-источниками по интересующим их проблемным вопросам.
  5.  Анализ собранного материала.
  6. Подготовка учащимися отчетных материалов о проделанной работе.
  7. Оформление результатов  в виде мультимедийной презентации в соответствии с инструкцией, подготовка к защите.
  8. Защита проекта.
  9. Рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Учащиеся  с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Главное для проблемных учеников - создание ситуации успеха. Задания дифференцированы, чётко определён план работы; при работе в группах у каждого такого ученика есть наставник, более сильный ученик. Результаты своего обучения они представляют в виде устных ответов или письменных тестов.

Сильный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования. Итоги работы может предоставить в виде собственной презентации, видеоролика, анимации.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Лазерный диск, компьютер(ы), принтер, проекционная система, сканер, мультимедийное оборудование.

Технологии — программное обеспечение

Программы обработки изображений, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD.

Материалы на печатной основе

  1. Евстратова, К.И. Физическая и коллоидная химия/ К.И. Евстратова, Н.А. Купина, Е.Е. Малахова - М.: Дрофа, 2009.
  2. Евстратова, К. И. Практикум по физической и коллоидной химии/ К. И. Евстратова - М.: Просвещение, 2009
  3. Зимон, А.Д. Занимательная и коллоидная химия/ А.Д. Зимон - М.: РАДЭКОН, 2010.
  4. Зубович, И.А. Неорганическая химия/ И.А. Зубович. - М.: РАДЭКОН, 2009.
  5. Кнорре, Д.Г. Физическая химия/ Д.Г. Кнорре, Л.Ф. Крылова, B.C. Музыкантов.М.: Дрофа, 2008.

Хмельницкий, Р.А. Физическая и коллоидная химия/ Р.А. Хмельницкий. - М.: Дрофа, 2009.

Другие принадлежности

Доступ к сети Интернет.

Интернет-ресурсы

  1. Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vbbooks.ru
  2. Компьютерные электронные книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.compebook.ru.
  3. Форум о химии. Режим доступа: http://forum.xumuk.ru/index.php
  4. Книги по химии - Физическая химия. Коллоидная химия. Режим доступа: http://chemistry-chemists.com/Uchebniki/Chemistry-books-Physical-Colloid.html
  5. Физическая химия и коллоидная химия: Учебник – Карточка ресурса. Режим доступа: http://www.edu.ru/modules.php
  6. Химия в жизни человека. Режим доступа:      http://www.b-i-o-n.ru/theory/himija-v-zhizni-cheloveka
  7. Значение     органической     химии.     Режим     доступа: http://cnit.ssau.ru/organics/chem1/P1_3.htm

Другие ресурсы

На защиту проекта приглашаются ученики с другого класса.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПК. Пищевая промышленность.План проведения практической работы

Изучение факторов размещения пищевой промышленности на примере продуктов, имеющихся дома....

Статья "Алюминий в пищевой промышленности. Посуда из алюминия"

Данная статья применяется на уроках химии при изучении темы "Металлы", расширеят кругозор обучающихся, имеет профессиональную направленность....

Пищевая промышленность Оренбуржья

Для пищевой промышленности характерно сочетание крупных производств со средними и мелкими. Ведущими отраслями являются мясная, маслодельная, сыроваренная, молочная, мукомольно-крупяная. Мукомольно-кру...

Пищевая промышленность Казахстана»

Цель: Изучение сахарной и кондитерской отраслей пищевой промышленности Казахстана.Развитие умений: Умение  работать с картами, статистическими данными, публично выступать, эмоционально откликатьс...

Статья "Химия окружающей среды. Пищевые добавки в пищевой промышленности"

В настоящее время вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений – диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д.  Результаты  исследований сост...

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

Целями урока являются: 1. Определить состав АПК. 2. Показать связи звеньев АПК. 3. Выявить особенности размещения пищевой и легкой промышленности. 4. Определить факторы размещения этих отраслей.5. Опр...

Влияние пищевой промышленности на здоровье современного человека.

Человек состоит из того, что он ест и пьёт…»Народная мудрость «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»Народная мудрость     Еще Гипп...