Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
рабочая программа по химии (5 класс) на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/Тарасенко И.В./

Протокол заседания ШМО №1

от «27» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_________/Терпугова Л.Н./

                                 ФИО

     «28» августа  2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В./

                                   ФИО

Приказ № 147 от «29» августа

                    2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пропедевтический курс

«Калейдоскоп химических открытий»

Направление: исследовательская деятельность

5 класс

Лопатиной Светланы Алексеевны,

учителя химии, ВКК

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «29» августа 2014 г.

  1. - 2015 учебный год
  1. Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.

Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы внеурочной деятельности авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и пособия  «Методика исследовательского обучения младших школьников» автор А. И. Савенков, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

 Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Актуальность.         Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

 Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  • Образовательные

Расширение кругозора учащихся.

Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения.

  • Развивающие

Создание условий для развития у учащихся потребности узнавать новое.

Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

Приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

  • Воспитательные

Воспитание коммуникативно-активной, грамотной личности.

Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.

Форма и режим занятий: групповая работа.

Внеурочные занятия (модуль «Калейдоскоп химических открытий», 8 час.) проводятся 1 раз в неделю в кабинете химии. Исследовательская деятельность учащихся  включает проведение опытов, наблюдений, планирования и предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.  

  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Практика

Дата

План

Факт

1

Пищевые добавки.

1

1

2

Что делает желудок?

1

1

3

Определение кислотности растворов при помощи лаборатории «Архимед».

1

1

4

Цветы изменяют окраску.

1

1

5

Вулкан страстей.

1

1

6

Работа воды.

1

1

7

Растительные индикаторы.

1

1

8

Магический кристалл.

1

1

Итого

8

8

  1. Содержание программы

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся младших классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе представления результатов исследования.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

4. Предполагаемые результаты

Данная программа  предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских  задач по различным направлениям.  Результат выражается в подготовке учащихся  к проектно-исследовательской деятельности.

В процессе обучения  у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающиеся должны научиться:

  •  видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  1. Формы и виды контроля

Психолого-педагогическое тестирование по следующим параметрам:

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2 

- степень актуальности определить сложно;

1 

- не актуальна;

0 

2.

Умение выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

4.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

5.

Эрудированность  в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

6.

Качество оформления работы в тетради:
- работа оформлена грамотно;

2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

15 баллов

  1. Методические рекомендации

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.
  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Список литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.



2. Технические средства обучения:

  • Планшет «NOVA-5000» с днабором датчиков
  • Компьютер
  • Принтер
  • Интерактивная доска Promethean ActivBoard
  • Фотоаппарат


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...