методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Осетрова Светлана Александровна

Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий,  по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sledstvie_vedut_znatoki_dlya_pechati.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ.

Добрый день. Меня зовут Светлана Александровна. Я рада приветствовать вас, уважаемые знатоки. Да, да, вы не ослышались. Сегодня вам, ребята, предстоит побыть в роли детективов – знатоков и за короткий школьный урок расследовать дело о зашифрованном химическом понятии.

Распутать это дело, то есть расшифровать понятие, не смогли знаменитые сыщики мира: Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Даже братья Колобки вынуждены были признать своё поражение.

Говорят: «Один в поле не воин». Поэтому работаем сегодня в командах – следственных группах. На столах у каждой группы лежат рабочие материалы, содержащие разнообразные задания для вас. При детальном изучении и правильном выполнении этих заданий вы получаете подсказку, которая позволит определить зашифрованное понятие.

Итак, приступаем. Запишите,  пожалуйста, тему сегодняшнего занятия в своих рабочих материалах : «Дело о зашифрованном понятии»

I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Чтобы первоначально знать, кого или что мы ищем, надо составить его словесный портрет, чем мы и займёмся сейчас. В рабочих материалах найдите задание 1.«Словесный портрет», выполните его. По окончании результаты вашей коллективной работы поместите на доску. (выполнение задания 1)

1. Реакция соединения

А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ

2. Реакция замещения

Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество

3. Реакция разложения

В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества

4. Реакция обмена

Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество

Занесите ответы в таблицу:

1

2

3

4

Б

Г

А

В

Право представить на свой вариант ответов предоставляем команде, первой выполнившей задание. Зачитайте, какие определения у вас получились.

(Проверка правильности выполнения работы, комментарий одной из команд).

Молодцы, справились с этим заданием и получаете первую подсказку (раздача буквы Ц).

  1. «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»

После того, как получено описание объекта, необходимо приступить к составлению его фоторобота.

В рабочих материалах выполните задание 2.«Составление фоторобота». Предложенные  правые части наклейте в соответствующие ячейки. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций. Лист с выполненным ответом расположите на доске.

Fe(NO3)2 + 2NaOH →

Fe(OH)2 + 2NaNO3

2Na + Cl2 →

2NaCl

2HgO →

2Hg + O2

Hg(NO3)2 + Zn →

Hg + Zn(NO3)2

(Проверка правильности выполнения работы {слайд})

Молодцы, юные следователи – знатоки, справились и с этим заданием. Получайте вторую подсказку. ( раздача буквы Е).

  1. «ВИДЕОУЛИКА»

В материалах дела есть и видеозапись, которая поможет расшифровать наше понятие. Познакомимся с видеофрагментом и после просмотра выполним задание 3.«Видеоулика» из рабочих материалов.

Составить уравнение химической реакции из видеофрагмента «Вулкан», расставить коэффициенты: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O

(Проверка правильности выполнения работы {слайд},  раздача буквы Р).

  1. «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод. У вас на столах находится всё необходимое для проведения эксперимента. Соблюдайте правила работы с нагревательными приборами (ВОПРОС ДЕТЯМ), растворами кислот, солей и щелочей; работу проводите только над лотками. Задание 4.«Криминалистическая лаборатория» для каждой группы индивидуальное, найдёте его в рабочих материалах. Результаты исследований записать на доске.

  1. Пробирку, содержащую небольшое количество свежеприготовленного гидроксида меди (II), закрепите в пробиркодержателе. Осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
  2. Небольшое количество оксида кальция осторожно поместите в пробирку, прилейте 2-3 мл воды, добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Какой вывод  можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
  3. Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата меди (II), внесите небольшое количество порошка железа или железную скрепку. Что наблюдаете? Какой вывод  можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
  4. Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III), добавьте к нему такой же объём раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Какой вывод  можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.

(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, , раздача буквы И).

  1. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Мы почти у цели – ещё один рывок, и дело раскрыто, понятие расшифровано. Перед решающим этапом необходимо отдохнуть. Поиграем в «крестики – нолики». Результаты вашего отдыха попрошу разместить на доске.

 (Проверка правильности выполнения работы {слайд}, раздача буквы А).

  1. «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».

Мы выполнили очень большую работу, изучили большой объём материала. Осталось получить последнюю подсказку, так необходимую для раскрытия нашего дела. Не будем долго говорить – лучше выполним быстро задание 6.«Аналитический отдел».

Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.

  1. Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.

2NaNO3 → 2NaNO2 +O2

  1. Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.

Mg + O2 → 2MgO

  1. Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.

2Na + 2H2O → H2 + 2NaOH

  1. При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.

Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4 + 2NaNO3

(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, раздача букв К, Я).

Итак, уважаемые сыщики – знатоки. Вы отлично справились со всеми заданиями, получили все возможные буквы – подсказки. Теперь сложите из них  слово, которое и будет нашим зашифрованным понятием. Что же это за понятие? Конечно, это реакция! Но не просто реакция, а химическая реакция. Что за сегодняшний урок мы повторили о химических реакциях?

  • Понятие химической реакции.
  • Типы химических реакций.
  • Признаки химических реакций.
  • Написание уравнений химических реакций.
  • Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Большое вам спасибо за сотрудничество! В завершение урока попрошу вас поделится со мной капелькой вашего настроения. Выберите смайлик, больше всего характеризующий ваше настроение сейчас и при выходе из кабинета наклейте его на  лист, расположенный на двери. Всем спасибо, урок закончен!

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Группа №1

Тема урока _________________________________________________________________

Дата урока _______________ класс ____________________________________________

ФИ обучающегося __________________________________________________________

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.

1. Реакция соединения

А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ.

2. Реакция замещения

Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество.

3. Реакция разложения

В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества.

4. Реакция обмена

Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество.

Занесите ответы в таблицу:

1

2

3

4

  1. «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»

Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

Варианты ответа

Fe(NO3)2 + NaOH →

NaCl + H2O

Na + Cl2 →

Hg + O2

HgO →

Fe(OH)2 + NaNO3

Hg(NO3)2 + Zn →

FeCl3 + NaNO2

NaCl

Hg + Zn(NO3)2

Hg(OH)2 + NaCl

  1. «ВИДЕОУЛИКА»

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O .

  1. «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.

  1. Пробирку, содержащую небольшое количество свежеприготовленного гидроксида меди (II), закрепите в пробиркодержателе.
  2. Осторожно нагрейте в пламени спиртовки.
  3. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________

__________________________________________________________________________________

  1. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Определите выигрышный путь для реакций замещения.

NaOH+HCl = NaCl+HOH

Zn+2HBr=ZnBr2+H2

BaO+H2O=Ba(OH)2

S+O2=SO2

Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2

CO2+H2O=H2CO3

Fe+S=FeS

2K+2HOH=2KOH+H2

2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3

  1. «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».

Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.

  1. Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.

____________________________________________________________________________

  1. Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.

____________________________________________________________________________

  1. Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.

___________________________________________________________________________

  1. При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.

____________________________________________________________________________

Группа №2

Тема урока _________________________________________________________________

Дата урока _______________ класс ____________________________________________

ФИ обучающегося __________________________________________________________

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.

1. Реакция соединения

А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ.

2. Реакция замещения

Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество.

3. Реакция разложения

В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества.

4. Реакция обмена

Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество.

Занесите ответы в таблицу:

1

2

3

4

  1. «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»

Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

Варианты ответа

Fe(NO3)2 + NaOH →

NaCl + H2O

Na + Cl2 →

Hg + O2

HgO →

Fe(OH)2 + NaNO3

Hg(NO3)2 + Zn →

FeCl3 + NaNO2

NaCl

Hg + Zn(NO3)2

Hg(OH)2 + NaCl

  1. «ВИДЕОУЛИКА»

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O

  1. «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.

  1. Небольшое количество оксида кальция осторожно поместите в пробирку, прилейте 2-3 мл воды, добавьте 1 каплю фенолфталеина.
  2. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________

__________________________________________________________________________________

  1. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Определите выигрышный путь для реакций соединения.

NaOH+HCl = NaCl+HOH

2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3

BaO+H2O=Ba(OH)2

Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2

S+O2=SO2

CO2+H2O=H2CO3

Fe+S=FeS

2K+2HOH=2KOH+H2

Zn+2HBr=ZnBr2+H2

  1. «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».

Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.

  1. Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.

____________________________________________________________________________

  1. Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.

____________________________________________________________________________

  1. Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.

___________________________________________________________________________

  1. При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.

____________________________________________________________________________

Группа №3

Тема урока _________________________________________________________________

Дата урока _______________ класс ____________________________________________

ФИ обучающегося __________________________________________________________

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.

1. Реакция соединения

А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ.

2. Реакция замещения

Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество.

3. Реакция разложения

В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества.

4. Реакция обмена

Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество.

Занесите ответы в таблицу:

1

2

3

4

  1. «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»

Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

Варианты ответа

Fe(NO3)2 + NaOH →

NaCl + H2O

Na + Cl2 →

Hg + O2

HgO →

Fe(OH)2 + NaNO3

Hg(NO3)2 + Zn →

FeCl3 + NaNO2

NaCl

Hg + Zn(NO3)2

Hg(OH)2 + NaCl

  1. «ВИДЕОУЛИКА»

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O

  1. «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.

  1. Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата меди (II), внесите небольшое количество порошка железа или железную скрепку.
  2. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________

__________________________________________________________________________________

  1. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Определите выигрышный путь для реакций обмена.

NaOH+HCl = NaCl+HOH

Zn+2HBr=ZnBr2+H2

BaO+H2O=Ba(OH)2

Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2

2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3

CO2+H2O=H2CO3

Fe+S=FeS

2K+2HOH=2KOH+H2

CuCl2+2LiOH=2LiCl+Cu(OH)2

  1. «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».

Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.

  1. Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.

____________________________________________________________________________

  1. Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.

____________________________________________________________________________

  1. Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.

___________________________________________________________________________

  1. При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.

____________________________________________________________________________

Группа №4

Тема урока _________________________________________________________________

Дата урока _______________ класс ____________________________________________

ФИ обучающегося __________________________________________________________

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.

1. Реакция соединения

А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ.

2. Реакция замещения

Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество.

3. Реакция разложения

В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества.

4. Реакция обмена

Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество.

Занесите ответы в таблицу:

1

2

3

4

  1. «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»

Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

Варианты ответа

Fe(NO3)2 + NaOH →

NaCl + H2O

Na + Cl2 →

Hg + O2

HgO →

Fe(OH)2 + NaNO3

Hg(NO3)2 + Zn →

FeCl3 + NaNO2

NaCl

Hg + Zn(NO3)2

Hg(OH)2 + NaCl

  1. «ВИДЕОУЛИКА»

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O

  1. «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.

  1. Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III), добавьте к нему такой же объём раствора гидроксида натрия.
  2. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________

__________________________________________________________________________________

  1. «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Определите выигрышный путь для реакций разложения.

NaOH+HCl = NaCl+HOH

Zn+2HBr=ZnBr2+H2

H2CO3= CO2+H2O

Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2

4HNO3=4NO2+O2+2H2O

BaO+H2O=Ba(OH)2

2NaNO3=2NaNO2+O2

2K+2HOH=2KOH+H2

CuCl2+2LiOH=2LiCl+Cu(OH)2

  1. «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».

Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.

  1. Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.

____________________________________________________________________________

  1. Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.

____________________________________________________________________________

  1. Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.

___________________________________________________________________________

  1. При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.

____________________________________________________________________________


  1. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»

1

2

3

4

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

  NaCl + H2O

  Hg + O2

  Fe(OH)2 + NaNO3

  FeCl3 + NaNO2

  NaCl

  Hg + Zn(NO3)2

  Hg(OH)2 + NaCl


Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

Fe(NO3)2 + NaOH →

Na + Cl2 →

HgO →

Hg(NO3)2 + Zn →



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".

Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...

Методическая разработка конкурса "Краеведы-знатоки"

Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь.Береги и люби его.Сделай все для того, чтобы он стал еще краше. Краеведение – имеет значение – «краем ведать». Получение зна...

Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.

Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...

Методическая разработка по ПДД "Знатоки дорожного движения"

Для проведения интерактивной игры "Знатоки дорожного движения" необходимы две команды.  Перед игроками игровое поле, состоящее из шести блоков, содержащих по 4 вопроса.  Выбрав задание и отв...

Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.

Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знатоки пернатых"

Материал может быть использован для проведения мероприятий к "Дню птиц" или при проведении предметной недели биологии....

Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе

Ежегодный конкурс знатоков Отечественной  истории - один из самых любимых для детей и  взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...