Водород. Кислоты. Соли
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Тарасова Светлана Викторовна

Обобщающий урок – КВН по теме: «Водород. Кислоты. Соли» 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_vodorod_kisloty_soli.doc87.5 КБ
Microsoft Office document icon labirint_vodorod_2.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс химия  

Обобщающий урок – КВН по теме:

«Водород. Кислоты. Соли»                                          

Цели урока:  1. образовательные

  • Обобщить и систематизировать знания и умения по основополагающим понятиям темы;
  • Отработать умения составлять формулы кислот и солей;                    
  • Использовать знания химической номенклатуры;
  • Отработать умение писать уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, определять тип химической реакции.

                 2.  развивающие  

  • Способствовать развитию речи, быстроты реакции, логического мышления, общеучебных навыков;              
  • Способствовать умению анализировать ответы своих товарищей;                                                  
  • Применять данные знания в жизни и на практике.

                  3.  воспитательные

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважения;                                                                      
  • Повышать интерес учащихся к изучению химии;                              
  • Развивать соревновательный дух в получении знаний.

Оборудование. Опорные конспекты, дидактический материал, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.

Ход урока.

1. Разминка (теоретический и практический тур)

     1) Какие вещества называют кислотами?                            

      2) Какие вещества называют солями?                                

      3) Какие вещества называют оксидами?                                    

      4) Как составить формулу соли? (расскажите алгоритм)        

5) Назовите способ получения чистых металлов с помощью   водорода. Какую роль играет водород?

6) Как определить валентность кислотного остатка в молекуле кислоты?

      7)  I команда. 

           Получить водород лабораторным способом. Доказать наличие газа. Написать уравнение реакции.

      8) II команда.                                 

    Получить соль сульфат меди (II) из имеющихся реактивов, доказать ее наличие, написать уравнение реакции.

      9) III команда 

    Доказать, что в одной из двух выданных пробирок находится кислота, объяснить данное явление. Дать определение, какое вещество называют индикатором.

2. Крестики – нолики  (дидактическая игра)

Задание: Найдите выигрышный путь, т. е. укажите ряд (вертикальный или горизонтальный) или диагональ, где записаны:  

 

I команда

формулы кислот

II команда

формулы солей

III команда

формулы солей

 Выберите выигрышный путь при помощи карандаша и линейки, прочитайте формулы и назовите эти вещества.

H2SO4

CaO

AlCl3

H2S

Na2SO4

Fe(OH)3

HNO3

MgO

CaCO3

NaOH

BaO

Ca(OH)2

AgCl

HBr

SO2

Al(OH)3

Fe(NO3)3

P2O5

S

HCl

MgSO3

H3PO4

Mg

N2O5

LiOH

H2SO4

CaO

AlCl3

Na2SO4

Cu    

Fe(OH)3

HNO3

HBr

MgO  

NaOH

BaO

CaCO3 

HCl

SO2

AgCl

Al(OH)3

Fe(NO3)3

P2O5

H3PO4

S  

MgSO3

Mg  

N2O5

LiOH

H2SiO3

Cu  

Na2SO4

AlCl3

CaO

H2SO4

NaOH  

MgO

HI

Fe(OH)3

HNO3

AgNO3

SO2   

CaCO3

HF

BaO

Ba3(PO4)2

NaCl    

K2SiO3

FeS

LiBr

Mg  

N2O5 

LiOH

H2SiO3

MgSO4

3. Обгонялки                  

Задание: Даны цепочки превращений.

Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты, указать тип химической реакции и назвать полученные вещества.

I команда                                           II команда

O2  →  CuO  →  Cu                    WO3 → H2O → H2 → HCl → FeCl2

 ↓             ↓                                          III команда

 SO2       CuCl2                             Ca → H2 → Cu → CuO → CuSO4

4.  Конкурс капитанов

Задание: решить задачу «Вычисление массы вещества или объема газа по известной массе вещества, участвующего в реакции»

I команда

Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.

II команда

Рассчитайте, какую массу меди можно восстановить водородом из 16 г оксида меди (II).

III команда

Сколько оксида кальция сможет прореагировать с соляной кислотой массой 7,3 г?

5. Домашнее задание.

I команда

частушки о практическом применении солей

II команда

интересные факты про кислоты

III команда

ода кислоте

6. Лабиринт и тест.    

Пока жюри подводит итоги, у вас есть возможность проявить себя и показать свои знания каждому индивидуально.

Вам предложена работа из двух заданий:

  1. Лабиринт.  Чтобы добрать до финиша начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке «ДА», если суждение ошибочно, то по стрелке «НЕТ». Найдите правильный путь к финишу.
  2. Тест. Укажите номер вопроса и букву или буквы правильного ответа.

Вариант 1

  1. Укажите группы, в которых все вещества реагируют между собой:

a) HCl и Fe2O3             б) H2SO4 и SiO2

 в) K2O и H3PO4           г) Fe и Al2O3

2.  Укажите, с какими группами металлов может взаимодействовать серная кислота:

      а)Na, Ba, Ag                б) K,  Ca,  Ni

      в) Mg, Al, Zn               г) Pb, Cr, Cu

  1. Укажите, какая из реакций используется при лабораторном способе получения водорода:

а)  2Na + 2H2O  → 2NaOH + H2

б)  Zn + 2HCl  →  ZnCl2 + H2

в)  2H2O  →  2H2↑  +  O2

           г)  H2S  → H2↑  +  S

вариант 2

  1. Укажите группу, в которых все вещества     реагируют с соляной кислотой:

a)  Ca, H2, BaO                    б)  Zn,  H2O,  BaSO4

в)  Al2O3, H2SO4, Cu           г)  MgO, Na2O, Fe

2.  Какую из групп веществ можно использовать для получения водорода (путем взаимодействия с соляной кислотой):

     а)  Zn,  Ca,  Fe                     б) Cu,  Ca,  Na

       в)  Fe,  Zn,  Hg                     г) S,  Ca,  Zn

3.  Какие из записанных уравнений реакций характеризуют процессы                    -    промышленного применения водорода:

  а) N2 + 3H2 → 2NH3                  б) Fe2O3 + 3H2  → 2Fe + 3H2O

      CuO + H2 → Cu + H2O              H2 + Cl2 → 2HCl

в) 2H2 + O2 → 2H2O                 г)  H2O + CaO → Ca(OH)2

          Fe + 2HCl → FeCl2 + H2          4H2 + Pb3O4 → 3Pb + 4H2O

7. Подведение итогов, выставление оценок.

Фронтальный опрос

теоретический тур

практический тур

практические навыки

подведение итогов

работа в командах

на скорость

проверка номенклатуры

I команда

II команда

подведение итогов

работа в команде

на скорость и правильность

подведение итогов

индивидуальная работа

решение задач

правильность оформления

подведение итогов

работа с

дополнительной литературой, развитие интереса к предмету и творческой активности уч-ся.

Индивидуальная работа

в лабиринте 4 стрелки

тест:1 вариант-ответы

1 – а, в;

2 – б, в;

3 – а, б.

10 правильных ответов

тест:2 вариант-ответы

1 – г;

2 – а;

3 – а, б.

8 правильных ответов

Взаимопроверка

(таблица ответов)

1 вариант

2 вариант

«5» - 10

«5» - 8  

«4» - 9-8

«4» - 7-6

«3» - 7-5

«3» - 5-4

«2» - 4

«2» - 3

подведение итогов



Предварительный просмотр:

Лабиринт  «Водород»

                    Водород – самый                Соединения водорода                   Водород  обладает  

                   легкий газ               да      с неметаллами                    нет          восстановительной

                                                                           называют гидридами                             способностью

                                 нет                                                         да                         да                                  нет

                       

                        Водород                     нет    В промышленности   нет        Водород находит          

                плохо  растворим                       водород получают              широкое применение

                        в воде                        да                   из воды                                в технике

                           да                     нет                             нет             да                                да

        

             Водород взаимодействует                Водород имеет                                 ФИНИШ.

             с неметаллами                    да       самую высокую           нет    Повторение – мать      

                                                                      теплопроводность                             учения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Кислоты. Соли"

Урок проводится с использованием личностно-ориентированных и игровых технологий....

Кислород.Водород.Кислоты.Соли.

Дидактическая игра рассчитана для учащихся 8 класса, как обобщающий урок....

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Химический лабиринт " Водород. Кислоты.Соли"

Данный материал позволит в нетрадиционной форме проверить знания учащихся по теме "Водород" в 9 классе и по темам "Кислоты", "Соли" в 8 классе....

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Химический диктант "ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ"

Химический диктант "ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ"...

Водород. Кислоты. Соли

обобщение темы...