урок в 9 классе "Жиры"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тихонова Елена Александровна

Разработка урока по химии, представлена в виде технологической карты, что  соответствует требованиям ФГОС ОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiry.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Жиры

9 класс

Тихонова Елена Александровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Ершов Саратовской области

Класс: 9

Тема урока: Жиры

Тип урока: урок открытия новых знаний

         Цели урока:      Познакомить учащихся с жирами как одной из наиболее важных групп природных соединений класса сложные эфиры, с их классификацией, свойствами, значением.

Закрепить умение устанавливать причино-следственную связь между составом и свойствами вещества.

Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и биологии.

Воспитание чувства уверенности, конкурентоспособности в современном мире.

Планируемые  результаты учебного занятия:        

Предметные: знать состав жиров, их способы получения, уметь соотносить состав и свойства жиров.

Метапредметные :

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Методы и методические приемы: эвристическая беседа, театрализация действий, исследовательские задания.

Оборудование: на демонстрационном столе: п/масло, сл/масло, свеча в подсвечнике, свечи на столах учащихся, майонез, маргарин.

на ученических столах: химический штатив с пробирками, KMnO4 раствор, спирт, бензин, вода, п/масло, животный жир, майонез, пробки, обертки от «Масло сливочное»

портрет М. Бертло, головные уборы, согласно сценария.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин)

Просит рассмотреть вещества и предметы на столах и сделать вывод о теме урока

1. Обсуждают    вещества на демонстрационном столе (проблемная ситуация). Предлагают тему урока

Л.  УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира.

К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

2

Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме). (3-4 мин)

Организует фронтальную беседу по теме «Сложные эфиры»

Предлагает ребятам ответить на вопрос; «Как могут быть связаны жиры и сложные эфиры?

Работают с учебником, находят определение жиров, читают

П.УУД.  Уметь анализировать,отличать новое от уже известного.

3

Этап выявления места и причины затруднения(3-4 мин)

Подводит ребят к проблеме, получение жиров. Если жир - сложный эфир, вспомните, как получают сложные эфиры, подумайте и предложите способ получения искусственного жира.

Ученики указывают на реакцию этерификации, как способ получения эфиров

Р. УУД.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

4

Этап «открытие нового знания»

 (3-4 мин)

Молодцы! Вы только что повторили великое открытие, сделанное французским химиком Марселеном Бертло 150 лет назад, представляем ему слово

Один из учеников, одев цилиндр, зачитывает запись из лабораторного журнала Бертло.(прил.1)

 

П. УУД.

Умение работать с текстом.

К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

5

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(7-8 мин)

Учитель организует беседу на основе прочитанной информации и просит записать уравнение реакции получения тристеарина, трипальмитина, триолеина

В. Вспомните агрегатное состояние пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Демонстрирует названные кислоты Обсудите в группах: Соотнесите агрегатное состояние со строением кислот. Что можно ли сказать об агрегатном состоянии написанных эфиров?

Сделаем вывод об агрегатном состоянии жиров.

Пишут уравнения реакций с выходом к доске.

 Пальмитиновая и стеариновая кислоты твердые, они предельные, а олеиновая жидкая, она непредельная.

Вероятно, эфир, образованный предельной кислотой будет твердым, а непредельной жидким

Отвечают на вопрос учителя

П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

6

Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону

(7-8 мин)

Подумайте над тем, в каких организмах образуются жиры.

Как правило, животные жиры жидкие, а растительные твердые, почему?

Как доказать, что в составе имеются непредельные кислоты?

Организует лабораторный опыт

В животных и растениях

Вероятно, животные жиры содержат предельные кислоты, а растительные непредельные.

Вещества, имеющие кратные связи в своем составе, обесцвечивают растворы KMnO4 и Br2

Проговаривают этапы выполнения опыта. Проводят лабораторный опыт

Р. УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

7

Этап включения в систему знаний и повторения

(7-8 мин)

Сегодня Вы на урок принесли обертки от того «масла», которое используете по утрам для бутербродов, прочитайте информацию о его составе

Как сделать жидкие жиры твердыми?

Проведение этой реакции стало возможным, благодаря работам французского химика Поля Сабатье. За эти работы он в 1912 году был удостоен Нобелевской премии.

Вспомним значение жиров в природе, в быту, в жизни человека

Дает задание прочитать текст учебника §37 с. 222  «Мыла», составить ситуационные задания по тексту, используя конструктор М. Шаталова(прил. 2)

Состав: выполнено из высококачественных растительных жиров

Провести химическую реакцию между жидким жиром и водородом

Читают, составляют задания

П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

П.УУД. Понимание текста, извлечение информации

8

Информация о домашнем задании

(1-2 мин)

 §37, упр. №3, 4.

Поясняет выполнение заданий.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 (5-6 мин)

Учитель подводит  ребят к моменту формулирования итога урока.

Проводят рефлексию по алгоритму.

Пишут синквейн «Жиры»

Л. УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Приложение1.

М. Бертло: "Лабораторный журнал. Сегодня, наконец, достигнут желаемый результат. В запаянных трубках я нагревал глицерин со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой в разных пропорциях, наконец, в пропорции, когда три частицы кислоты приходились на одну частицу глицерина, произошла реакция, выделяя при этом три частицы воды. Мною, в течение 1854 года были получены тристеарин, трипальметин, триолеин»

Конарев Б. Н. «Любознательным о химии. Органическая химия».

Приложение 2.

Структура ситуационной задачи

Наименование структурного компонента

Назначение структурного компонента

Название задачи

Отражает смысл задачи. Формирует исходную мотивационную основу для ее решения

Проблемный вопрос

Определяет область  предстоящей работы и направление информационного поиска за счет описания практико-ориентированной ситуации, завершающегося постановкой учебной проблемы

Информация

Формирует информационное поле работы учащегося, предлагая им сведения, представленные в разных формах(тесты, таблицы и т.д.)

Задания, предполагающие работу с информацией

Раскрывают систему усложняющихся заданий, выполнение которых приводит к ответу на поставленные вопросы

 Конструктор заданий (по этапам усвоения знаний)

Этап усвоения знаний

Варианты заданий

Ознакомление

Назовите…

Составьте список…

Изложите…

Прочтите…

Понимание

Объясните, почему…

Изложите иначе…

Приведите пример…

Укажите причину…

Применение

Постройте график зависимости…

Рассчитайте…

Подтвердите…

Подготовьте…

Анализ

Укажите признаки…

Распределите на…

Выявите, чем отличается…

Составьте перечень основных…

Синтез

Предложите свой путь..

Разработайте план..

Создайте проект..

Постройте модель…

Оценивание

Оцените риски…

Выскажите суждения…

Ранжируйте…

Дайте заключение…

Шаталов М.А. Методическая программа формирования УУД//Химия в школе.- 2014.-№6.- с.13-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...