Рабочая программа по химии 9 класс ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
рабочая программа по химии по теме

Володина Татьяна Валериевна

 Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2ч. в неделю; всего – 68ч.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное   учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Оричи  

Утверждаю:

директор

КОГОКУ СОШ  пгт Оричи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           ______ Ожегина Л.Л.

Приказ № ______

от  «___» __________ 2014 г.

 

Рабочая программа по химии

9класс

 на 2014-2015 учебный год

 Автор-составитель:

Володина Т.В., учитель химии

высшей  квалификационной категории

пгт Оричи

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к рабочей программе курса химии 9 класса

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2ч. в неделю; всего – 68ч.  

Программой предусмотрено проведение:

       контрольных работ  - 4 часа,

       практических работ – 5 часов.

Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.      

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их    добывания, переработки и применения;
  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
  • развить экологическую культуру учащихся.

Данная программа ориентирована на общеобразовательные  классы.

Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  • экологизации курса химии;
  • интеграции знаний и умений;
  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

               Данная программа реализована в учебниках  « Химия -9» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

 называть химические элементы, соединения изученных классов;

 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

 составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической  оценки  информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки учащихся, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.


Тематический план

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме

Повторение(2часа)

 Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса

 2

Химические элементы и их свойства. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Относительная электроотрицательность, степень окисления. Валентность. Сведения о составе, номенклатуре  и свойствах основных классов неорганических соединений.

 Знать/понимать  

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,   окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; 

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;  
  • характеризовать:   связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,  
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  •  вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

Раздел 1. Теоретические основы   химии (16  ч)

 

 

1

Химические реакции и закономерности их протекания

3

Энергетика химических превращений. Энергия активации. Понятие о промежуточных активированных комплексах. Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе.   Химическое равновесие.

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам:     поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

 2

Растворы. Теория электролитической диссоциации

 

13

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов.

Предпосылки возникновения теории электролитической диссоциации. Идеи С. Аррениуса, Д. И. Менделеева, И. А. Каблуков а и других ученых.

Электролиты и неэлектролиты. Дипольиое строение молекулы воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи. Свойства ионов. Кристаллогидраты. Тепловые явления, сопровождающие процессы растворения. Краткие сведения о неводных растворах. Основные положения теории растворов.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Индикаторы.

Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Химические реакции в свете трех теорий: атомно-молекулярного учения, электронного строения атома, теории электролитической диссоциации.

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

  знать/понимать

  • химическую символику:   формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия:  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,  

       уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять:   сущность реакций ионного обмена;
  • определять:   возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять:   уравнения химических реакций ионного обмена;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  •  вычислять:   количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; 
  • распознавать опытным путем:    растворы кислот и щелочей,  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Раздел 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (32 ч)

3

Общая характеристика  неметаллов

2

Химические элементы-неметаллы. Положение элементов-неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева. Неметаллы -р-элементы. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Радиоактивные изотопы. Изотопы неметаллов, их применение. Характеристика углеродного метода, применяемого в разных областях науки. Загрязнение окружающей среды радиоизотопами; основные источники их поступления. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространение неметаллических элементов в природе.

Простые вещества-неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие об аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов.

Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительно-восстановительных реакциях. Общие свойства неметаллов и способы их получения.

Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений.

Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.

Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;              уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы- неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-неметаллов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

4

Подгруппа кислорода

и ее типичные представители

6

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов — простых веществ. Халъкогениды, характер их водных растворов. Биологические функции халькогенов. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Переход аллотропных форм друг в друга. Химические свойства серы. Применение серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды. Сероводород и сульфиды в природе. Воздействие сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.

Кислородсодержащие соединения серы. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Состав, строение, свойства. Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений серы (IV). Сульфиты. Гидросульфиты. Качественная реакция на сернистую кислоту и ее соли. Применение кислородсодержащих соединений серы (IV).

Оксид серы (VI), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI). Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Особенности ее растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;              уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы- неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-неметаллов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород,   сульфат-ионы
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

5

Подгруппа азота

и ее типичные представители

8

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства простых веществ элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения. История открытия и исследования элементов подгруппы азота.

Азот как элемент и как простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак, строение, свойства, водородная связь между молекулами аммиака. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Оксиды азота. Строение оксида азота (II), оксида азота (IV). Физические и химические свойства оксидов азота (II), (IV).

Азотная кислота, состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Составление уравнений реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом электронного баланса. Соли азотной кислоты — нитраты. Качественные реакции на азотную кислоту и ее соли. Получение и применение азотной кислоты и ее солей.

Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и ее соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

 Круговорот фосфора в природе.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;               уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы- неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-неметаллов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем:  аммиак;  
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

   6

Подгруппа углерода и ее типичные представители

7

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, распространение в природе.

Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические свойства углерода.

Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение, свойства, получение. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремния: оксид кремния (IV), кремниевая кислота, состав, строение, свойства. Силикаты. Силикатная промышленность. Краткие сведения о керамике, стекле, цементе.

 

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;               уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы- неметаллы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-неметаллов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем:   углекислый газ,   карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

7

Общие сведения

об органических соединениях

9

 Соединения углерода — предмет самостоятельной науки — органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А.М. Бутлерова в развитии этой науки. Понятие о гомологии и изомерии.

Основные классы углеводородов. Алкапы. Электронное и пространственное строение предельных углеводородов (алканов). Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и изомеризации.

Непредельные углеводороды — алкены и алкины. Электронное и пространственное строение алкенов и алкинов. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации.   Полиэтилен. Алкины, номенклатура, свойства. Циклические углеводороды.

Распространение углеводородов в природе. Состав нефти и характеристика основных продуктов, получаемых из нефти.

Кислородсодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов: горение, гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.

Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, углеводы, белки — важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных. Свойства жиров и углеводов. Роль белков в природе и их химические свойства: гидролиз, денатурация.

Практические работы. 1. Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака. 2. Распознавание минеральных удобрений. 3. По-

лучение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. 4. Определение качественного состава органического вещества.

Расчетные задачи. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

 Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

 Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

 Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

    Уметь

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем:    аммиак,   карбонат-ионы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

          Раздел III. Металлы  ( 13 ч)

8

Общие свойства металлов

    3

Положение металлов в периодической системе. Особенности строения атомов металлов: s-, р- и f-элементов. Значение энергии ионизации. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Использование электрохимического ряда напряжения металлов при выполнении самостоятельных работ.    Общие сведения о сплавах.

Понятие о коррозии металлов. Коррозия металлов - общепланетарный геохимический процесс; виды коррозии: химическая и электрохимическая и способы защиты от нее.

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;              уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;  
  • характеризовать: химические элементы- металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-металлов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

9

Металлы главных и побочных подгрупп

10

Металлы элементы I-II групп главных подгрупп. Строение атомов химических элементов IА- и IIА-групп, их сравнительная характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных и щелочноземельных металлов. Закономерности распространения щелочных и щелочноземельных металлов в природе, их получение электролизом соединений. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области практического применения. Жесткость воды и способы ее устранения. Роль металлов I и II групп в живой природе.

Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.

 Железо, марганец, хром как представители d-элементов. Строение атомов, свойства химических элементов. Железо как простое вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна, и стали как важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в окислительно-восстановительных реакциях. Соединения железа — Fе2+, Fе3+. Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов. 

Практическое работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;              уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;  
  • характеризовать: химические элементы- металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов  элементов-металлов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации

Раздел IV.  Химия и жизнь      (5 ч)

10

Человек в мире веществ

3

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды

Полимеры и  их значение в жизни человека.

Химия и здоровье .

Минеральные удобрения на вашем участке

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

11

Производство неорганических веществ и их применение

2

Химическая технология как наука. Взаимосвязь науки химии с химической технологией (значение учений о кинетике, катализе, энергетике химических реакций в химической технологии). Понятие о химико-технологическом процессе. Понятие о системном подходе к организации химического производства; необходимость взаимосвязи экономических, экологических, технологических требований. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты.   Принципы химической технологии. Научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях. Понятие о взаимосвязи: сырье — химико-технологический процесс — продукт.

Металлургия.  Химико-технологические основы получения металлов из руд. Доменное производство. Различные способы производства стали. Легированные стали. Проблема рационального использования сырья. Перспективные технологии получения металлов.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Календарно-тематический план

№ урока

Название раздела, темы, урока

Содержание изучаемого материала в соответствии

с ФГОС ОО

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

ИКТ

Дата

По плану

Факт

               Повторение                                                                    2

1

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

Атомы и молекулы. Химический элемент.   Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.  

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

1

Комбинированный

 03.09.14

 2

  Основные классы неорганических соединений. Свойства веществ

Основные классы неорганических веществ.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

1

Комбинированный

 

05.09.14

Раздел 1. Теоретические основы   химии                          16  

Тема 1. Химические реакции    и закономерности

 их протекания                                                                                     3

3

Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции.

Классификация химических реакций по   поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект реакции.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-лекция

Электронный учебник

 10.09.14.

4

Скорость химической реакции.  

Понятие о скорости химических реакций.   Зависимость скорости химической реакции от некоторых факторов. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-лекция

Электронный учебник

 12.09.14

5

Химическое равновесие

Химическое равновесие.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

17.09.14

Тема 2.  Растворы.  

                Теория  электролитической                                               13

                Диссоциации

6

Понятие о растворах.  Теории растворов.

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Электронный учебник

 19.09.14

7

 Вещества электролиты и неэлектролиты.  

Электролиты и неэлектролиты. Дипольиое строение молекулы воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации.

.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компьютерная

презентация

 24.09.14

8

Диссоциация кислот, оснований и солей.

Диссоциация электролитов с разным типом химической связи.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

26.09.14

9

Сильные и слабые электролиты

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Индикаторы

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

01.10.14

10

Реакции   ионного обмена. Свойства ионов.

Реакции ионного обмена. Свойства ионов. Тепловые явления, сопровождающие процессы растворения

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

03.10.14

11

Кислоты  как электролиты

Химические свойства кислот  в свете теории электролитической диссоциации.

1

Комбинированный

08.10.14

12

Основания как электролиты

Химические свойства   оснований в свете теории электролитической диссоциации.

1

Комбинированный

10.10.14

13

Соли   с позиций  теории электролитической диссоциации

Химические свойства  солей   в свете теории электролитической диссоциации.

1

Комбинированный

15.10.14

14

Гидролиз солей.

Гидролиз солей.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

17.10.14

15

Обобщение знаний о кислотах, солях и основаниях в свете ТЭД

Химические свойства кислот, оснований и солей  в свете теории электролитической диссоциации.

1

Обобщение и систематизация знаний и умений  

Урок-семинар

22.10.14

16

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме « ЭД»

 Решение экспериментальных задач по теме « ЭД»

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

24.10.14

17

Решение задач.

Подготовка к контрольной работе

 Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

Обобщение и систематизация знаний и умений  

29.10.14

18

Контрольная работа  №1

1

Контроль и коррекция знаний

31.10.14

Раздел 2. Элементы-неметаллы и их важнейшие  соединения       32

 

Тема 3.  Общая характеристика  

              неметаллов                                                              2                          

19

 Элементы-неметаллы в периодической системе Д.И. Менделеева.

Положение элементов-неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева. Неметаллы -р-элементы. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Радиоактивные изотопы. Изотопы неметаллов, их применение. Характеристика углеродного метода, применяемого в разных областях науки. Загрязнение окружающей среды радиоизотопами; основные источники их поступления.

1

Комбинированный

12. 11.14

20

 Кристаллическое строение и физико-химические свойства неметаллов. Соединения неметаллов

Простые вещества-неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие об аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов.

Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительно-восстановительных реакциях. Общие свойства неметаллов и способы их получения. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространение неметаллических элементов в природе.

1

Комбинированный

 14.11.14

Тема 4.   Подгруппа кислорода и ее                                                     6

               типичные представители

21

Общая характеристика  неметаллов подгруппы кислорода и их простых веществ.  

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов — простых веществ.   Биологические функции халькогенов.

1

Комбинированный

19. 11.14

22

Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

21.11.14

23

Сера как простое вещество. Аллотропия,  свойства  и применение серы.

Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Переход аллотропных форм друг в друга. Химические свойства серы. Применение серы.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

26.11.14

24

Сероводород. Сульфиды

 Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды Сероводород и сульфиды в природе. Воздействие сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.

1

Комбинированный

28.11.14

25

Кислородсодержащие соединения серы(IV).

  Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Состав, строение, свойства. Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений серы (IV). Сульфиты. Гидросульфиты. Качественная реакция на сернистую кислоту и ее соли. Применение кислородсодержащих соединений серы (IV).

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

03.12.14

26

Кислородсодержащие соединения серы(VI) Круговорот серы в природе. Экологические проблемы, связанные с серой

Оксид серы (VI), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI). Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Особенности ее растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.

1

Комбинированный

05. 12.14

Тема 5.   Подгруппа азота  и ее                                                           8

              типичные представители

27

Общая характеристика элементов подгруппы азота.  

Свойства простых веществ элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения. История открытия и исследования элементов подгруппы азота.

1

Комбинированный

10.12.14

28

  Азот как  химический элемент и простое вещество

Азот как элемент и как простое вещество, распространение в природе, физико-химические свойства, получение  

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

12.12.14

29

Аммиак. Соли аммония.  

Аммиак, строение, свойства, водородная связь между молекулами аммиака. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. 

1

Комбинированный

Компьютерная

Презентация

17.12.14

30

Практическая работа №2. Получение аммиака и опыты с ним

Получение аммиака и опыты с ним

1

Практические задания

19.12.14

31

Оксиды азота

Оксиды азота. Строение оксида азота (II), оксида азота (IV). Физические и химические свойства оксидов азота (II), (IV).

1

Комбинированный

24.12.14

32

Азотная кислота, нитраты

Азотная кислота, состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Составление уравнений реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом электронного баланса. Соли азотной кислоты — нитраты. Качественные реакции на азотную кислоту и ее соли. Получение и применение азотной кислоты и ее солей.

1

Комбинированный

14.01.15

33

 Фосфор – элемент и простое вещество.

Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

16.01.15

34

Кислородсодержащие  соединения фосфора. Круговорот фосфора в природе

Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и ее соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

Минеральные удобрения: классификация, примеры, особенности физиологического воздействия на растения. Проблема связанного азота. Проблема научно обоснованного использования минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Расчеты питательной ценности удобрений. Проблема накопления нитратов.

1

Комбинированный

21.01.15

Тема 6.   Подгруппа углерода                                                               7

35

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество.

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, распространение в природе.

Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические свойства углерода.

1

Комбинированный

23.01.15

36

Оксиды углерода

Оксиды углерода, строение, свойства, получение

1

Комбинированный

28.01.15

37

Угольная кислота и ее соли. 

  Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

1

Комбинированный

30.01.15

38

Практическая работа  №3:  Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Распознавание карбонатов

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

04.02.15

39

Кремний и его свойства. Соединения кремния. Силикатная промышленность.

Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремния: оксид кремния (IV), кремниевая кислота, состав, строение, свойства. Силикаты. Силикатная промышленность. Краткие сведения о керамике, стекле, цементе.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

06.02.15

40

Обобщение и систематизация знаний по темам 5-6. Решение задач

  Расчетные задачи. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

Обобщение и систематизация знаний и умений.

11.02.15

41

Контрольная работа

№ 2

1

Контроль и коррекция знаний

13.02.15

Тема 7.   Общие сведения об органических соединениях                9

42

 Органическая химия – отрасль химической науки. Особенности состава и многообразие органических соединений.

 Соединения углерода — предмет самостоятельной науки — органической химии. Классификация и номенклатура  углеводородов.  

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

18.02.15

43

   Практическая работа №4. Определение качественного состава органического вещества.

 

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

20.02.15

44

 Теория химического строения А.М.Бутлерова

 Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А.М. Бутлерова в развитии этой науки. Понятие о гомологии и изомерии.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компьютерная

презентация

25.02.15

45

Понятие о предельных углеводородах. Алканы.

Основные классы углеводородов. Алканы.   Изомерия и номенклатура предельных углеводородов.

1

Комбинированный

Практ. задания, химический эксперимент

27.02.15

46

Физические и химические свойства и применение алканов.

Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и изомеризации.

1

04.03.15

47

Непредельные углеводороды.  Алкены. Алкины.

Непредельные углеводороды — алкены и алкины. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен — представители полимеров.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

06.03.15

48

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты.

Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов. Общие формулы  спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов: горение, гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин).

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

11.03.15

49

Карбоновые кислоты.

Гомологический ряд карбоновых кислот. Общая формула карбоновых кислот. Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

13.03.15

50

Биологически важные соединения. Общие представления о  белках, жирах и углеводах.

Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, углеводы, белки — важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных. Свойства жиров и углеводов. Роль белков в природе и их химические свойства: гидролиз, денатурация.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

Компьютерная

презентация

25.03.15

Раздел 3. Металлы                                                   13

Тема 6.  Общие свойства металлов                                                    3

51

Положение элементов – металлов в таблице Менделеева и особенности строения их атомов.  

Положение металлов в периодической системе. Особенности строения атомов металлов: s-, р- и f-элементов. Значение энергии ионизации. 

1

Комбинированный

27.03.15

52

Металлы – простые вещества, их кристаллическое строение   и физико-химические  свойства

Металлическая связь. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.

1

01.04.15

 53

    Сплавы. Коррозия металлов и сплавов

 

Использование электрохимического ряда напряжения металлов при выполнении самостоятельных работ. Способность металлов образовывать сплавы. Общие сведения о сплавах. Понятие о коррозии металлов. Коррозия металлов - общепланетарный геохимический процесс; виды коррозии: химическая и электрохимическая и способы защиты от нее.

1

Комбинированный

03.04.15

Тема 7. Металлы главных и побочных подгрупп                              10

54

Общая характеристика строения атомов химических элементов   и простых веществ  щелочных металлов

Металлы — элементы IА группы. Строение атомов химических элементов IА-группы, их сравнительная характеристика и щелочноземельных металлов.

1

Комбинированный

08.04.15

55

Химические свойства и применение щелочных металлов и их соединений. Роль натрия и калия  в организме человека.

.Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных металлов. Закономерности распространения щелочных   металлов в природе, их получение электролизом соединений.  Роль металлов I  группы в живой природе

1

Комбинированный

10.04.15

56

Общая характеристика  элементов  главной подгруппы второй группы.

Металлы — элементы II группы. Строение атомов химических элементов  IIА-группы, их сравнительная характеристика.

1

Комбинированный

15.04.15

57

Физико-химические свойства  магния, кальция их основных соединений. Распространение и роль металлов IIА-группы в природе. Общее понятие о  жесткости  воды.

Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение   щелочноземельных металлов. Закономерности распространения   щелочноземельных металлов в природе, их получение электролизом соединений. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области практического применения. Жесткость воды и способы ее устранения. Роль металлов  II группы в живой природе.

1

Комбинированный

17.04.15

58

Алюминий.  Важнейшие соединения алюминия

Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике.  Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.

 

1

Комбинированный

22.04.15

59

Металлы- d-элементы. Железо – представитель  d-элементов.

Железо, марганец, хром как представители d-элементов. Строение атомов, свойства химических элементов. Железо как простое вещество. Физические и химические свойства.

1

Комбинированный

24.04.15

60

Важнейшие соединения железа.

Состав, особенности свойств, производство и применение чугуна, и стали как важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в окислительно-восстановительных реакциях. Соединения железа — Fе2+, Fе3+. Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

29.04.15

61

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

Комбинированный

Практические задания, химический эксперимент

06.05.15

62

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

1

Обобщение и систематизация знаний и умений.

08.05.15

63

Контрольная работа №3

1

Контроль и коррекция знаний

13.05.15

Раздел IV.  Химия и жизнь                                                    5

 Тема 8. Человек в мире веществ                                                          3

64

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Полимеры и жизнь

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

15.05.15

65

Химия и здоровье человека

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

20.05.15

66

Минеральные удобрения на вашем участке. Практическая работа №6. Минеральные удобрения

Минеральные удобрения

1

Комбинированный

Компьютерная

презентация

 22.05.15

Тема 9. Производство неорганических веществ и их применение      2

67

Химическая технология как наука. Производство и применение  серной кислоты .

Взаимосвязь науки химии с химической технологией (значение учений о кинетике, катализе, энергетике химических реакций в химической технологии). Понятие о химико-технологическом процессе. Понятие о системном подходе к организации химического производства; необходимость взаимосвязи экономических, экологических, технологических требований. Способы управления химическими реакциями в производственных условиях. Принципы химической технологии. Научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях. Понятие о взаимосвязи: сырье — химико-технологический процесс — продукт. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты.  химических реакций, их аппаратурное оформление. Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного

1

Изучение нового материала и первичное закрепление

 

27.05.15

68

Обобщение и систематизация  знаний за курс 9 класса

1

29. 05.15


Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература основная и дополнительная

  1. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М.  Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /   Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 384 с.: ил
  2. Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с.
  3. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.-128с.

    4.  Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы:

          10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с.

    5.  Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007

    6.  Иванов В.Г. . Химия в  формулах 8-11 класс: справочные  материалы М: Дрофа,

         2007

 

Медиаресурсы:

Интернет сайты 

Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/

Открытый колледж Химия

http://www.college.ru/chemistry/

Школьная химия

http://www.schoolchemistry.by.ru/

Каталог образовательных ресурсов по химии

http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149

Виртуальный учебник по химии

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Электронный учебник по химии Органическая химия

http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

Химические игры Алхимик

http://www.alhimik.ru/fun/games.html

Я иду на урок химии

http://him.1september.ru/urok/

Методическое объединение учителей химии СВО Москвы

http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html

Занимательная химия

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm

         http://www.alhimik.ru

         http://chemistry.r2.ru

http://khimia.h1.ru

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chem4you.boom.ru/

htt p://hemi.wallst.ru/

http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

http://formula44.narod.ru.p://hemi.wallst.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.school.edu.ru/default.as 

 http://www.zavuch.info/p



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 8 класса ( Н.Е.Кузнецова)

Данная рабочая программа составлена для работы в 8 классе по учебнику Н.Е.Кузнецовой. Программа расчитана на 2 часа в неделю в общеобразовательных классах....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

Рабочая программа по химии 8 класс, Н.Е. Кузнецова , 3ч в неделю.

Образовательная( рабочая)  программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.Рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю....

Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс, Кузнецова Н.Е.

Образовательная ( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование. Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю...

Рабочие программы по химии 8 - 11 класс (Кузнецова Н. Е.)

Содержит материал для работы с обучающимися по программе Н. Е. Кузнецовой по химии 8 -11 класс: календарно - тематический план, планируемые результаты, контрольные и практические работы, критерии оцен...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...