Урок-исследование "Химические свойства неорганических веществ"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Конспект урока по химии в 8 классе с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_issled.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                       ТЕМА УРОКА

       «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»                      

                                                                                                       8 КЛАСС

                                                                                                               

Тип урока: обобщающий

Вид урока:  экспериментально-поисковый

Цель урока: на основе экспериментальных  опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.

 Задачи урока:  

 образовательные:  - изучить общие свойства кислот, оснований, солей;

                                    - доказать, что данные свойства характерны для всех кислот,

                                      оснований, солей;              

                                    - повторить способы написания ионных уравнений реакций.

воспитательные:    - формировать умения учащихся работать в группах;

                                   -  оценивать ответы своих товарищей;

развивающие:          - стимулировать познавательную деятельность учащихся

                                    через химический эксперимент;                    

                                    - развивать способность применения опорных знаний;

                         - повысить технику химического эксперимента у учащихся,

                         - развивать умения и навыки наблюдать, делать выводы.

План урока:    

1.Вводное слово учителя: цели и задачи урока, домашнее задание;

 2. Повторение опорных знаний (свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД, работа по карточкам с формулами веществ);

3. Инструктаж по технике безопасности; по выполнению работы;

4. Проведение экспериментальной работы учащимися;

5. Подведение итогов эксперимента, оценивание результативности команд.

Виды работы учащихся:

- ответы на теоретические вопросы,

- проведение химических опытов,

- написание  ионных уравнений реакций, характеризующих общие свойства кислот, оснований, солей;

- подведение итогов эксперимента, формулировка выводов по проделанной работы.

Организация урока: учащиеся класса делятся на команды по 4 человека, каждая команда получает свой лист для исследований, согласно инструкциям проводит эксперименты, результаты фиксируются в своем  исследовательском листе, подводит итоги и делает выводы по проделанной работе. В конце урока команды представляют свои результаты исследований  для оценивания другими учащимися и учителем.

Оборудование: штативы с пробирками, держатели для пробирок, сухое горючее, спички, приспособления для сжигания сухого горючего, салфетки;

Реактивы: кислоты: серная, соляная, фосфорная; основания: гидроксиды калия и натрия; соли: карбонат кальция, сульфат меди, хлорид бария, нитрат серебра, оксид меди, индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин.

Оформление доски.  

 Тема урока  «Химические свойства  неорганических веществ»

 Девиз:  «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать  знания на деле»          (Аристотель)

 Д/з: повторить тему «Генетическая связь между классами веществ», послушайте сказку и ответьте не вопросы.

Сказка. В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило?» рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластинку с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз он был аккуратнее, получил осадок и отделил его, затем прокалил его в печке. Так получил он знатную краску, царь остался доволен.

 Ответ:      ( Zn   ZnCL2    Zn(OH)2    ZnO ;      Zn(OH)2    Na2ZnO2  )

Вопросы для обсуждения: из чего была сделана краска; запишите уравнения реакций; приведите формулу краски, что вы знаете об этом веществе.

      ХОД УРОКА:

  1. Вводное слово учителя. Сообщение темы и задач урока, запись домашнего задания.

  1. Повторение опорных знаний:

- работа у доски   -  3 человека составляют свои блок-схемы по основным химическим свойствам кислот, оснований, солей; а затем его защищают.

- работа с классом   -  химический диктант на знание формул кислот, оснований, солей (работа с карточками).

  1. Инструктаж по технике безопасности, правилам выполнениия

экспериментальной работы,  получение и заполнение  исследовательских листов.

      4.Выполнение экспериментальной работы. Каждая команда учащихся

         работает по инструкциям своего варианта (см. приложение «Варианты

         исследовательских  листов),  результаты исследований записываются в

         исследовательские листы, формулируют   выводы по проделанной работе.

         Команда должна защитить результаты своих  исследований перед всеми

         учащимися.

       5.Подведение итогов урока, оценивание результативности команд.

                                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

     «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ  ВЕЩЕСТВ»                                                                          

                         

      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                 ВАРИАНТ  № 1

КЛАСС _______       КОМАНДА____________________________                             ОЦЕНКА ____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства кислот, доказать, что данные свойства характерны для всех кислот.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Действие на индикатор

Взять три чистые пробирки.

Налить в каждую немного кислоты.

Добавить в одну – лакмус,

в другую – фенолфталеин,

в третью – метилоранж.

Описать изменение цвета растворов.

  2.

Взаимодействие с оксидом металла

В чистую пробирку насыпать немного CuO, добавить кислоты.

Пробирку укрепить в держателе, нагреть до кипения.

Описать изменение цвета раствора.

  3.

Взаимодействие с основанием

В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина.

Прилить кислоты.

Описать изменение цвета раствора.

  4.

Взаимодействие с солью

В пробирку насыпать немного CaCO3.

Прилить кислоты.

Описать наблюдаемый процесс.

ВЫВОДЫ:

 

                                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

            ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                     ВАРИАНТ  № 2

КЛАСС _______    КОМАНДА___________________________________   ОЦЕНКА _____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства оснований, доказать, что данные свойства характерны для всех оснований.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Действие на индикатор

Взять три чистые пробирки.

Налить в каждую немного щелочи NaOH.

Добавить в одну – лакмус,

в другую – фенолфталеин,

в третью – метилоранж.

Описать изменение цвета растворов.

  2.

Взаимодействие с кислотой

В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина.

Прилить кислоты.

Описать изменение цвета раствора.

  3.

Взаимодействие с солью

В пробирку налить немного CuSO4.

Прилить щелочи.

Описать наблюдаемый процесс.

  4.

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Пробирку с полученным в 3 опыте гидроксидом меди укрепить в держателе.

Вещество нагреть до кипения.

Описать изменение цвета.

ВЫВОДЫ:

 

                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ  3

                           ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ                ВАРИАНТ  № 3

КЛАСС _______  КОМАНДА_____________________________________    ОЦЕНКА ____

Цель исследования: изучить  общие химические свойства солей, доказать, что данные свойства характерны для всех солей.

Исследуемое свойство

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

  1.

Взаимодействие с кислотой

В пробирку насыпать немного  CaCO3.

Прилить кислоты.

Описать наблюдаемое явление.

  2.

Взаимодействие с основанием

В пробирку налить немного CuSO4.

Добавить щелочи NaOH.

Описать происходящее явление.

  3.

Взаимодействие с солью

В пробирку налить немного раствора  BaCL2.

Прилить раствор AgNO3.

Описать наблюдаемый процесс.

ВЫВОДЫ:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма внеклассного мероприятия по химии : живой квест. «Химические свойства неорганических веществ»

Первая попытка создать живой квест...Тема "Химические свойства неорганических веществ" использована в виде детективной истории...

Химические свойства неорганических веществ

Данна презентация может быть использована на уроке химии в 11-м классе по теме "Химические свойства неорганических веществ"...

Химические свойства неорганических веществ.

В справочнике представлены химические свойства (уравнения реакций) важнейших соединений 109 элементов Периодической системы от водорода до мейтнерия. Детально описано более 1100 неорганических веществ...

Тренировочные задания по теме «Химические свойства неорганических веществ»

Задания для отработки умений решать расчётные задачи, составлять уравнения реакций на основе знаний свойств классов веществ. Представлен в двух вариантах, полностью готов к печати, имеет перфоративные...

Зачет по теме: "Химические свойства неорганических веществ"

Данный материал поможет закрепить умения состалять формулы неорганических веществ, так-же при помощи уравнений реакций демонстрировать химические свойства веществ....

Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....