рабочая программа по химии СПО 1 курс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Щербакова Наталья Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Разработана  в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основании государственного образовательного стандарта. Составлена на основе примерной программы по химии  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

имени А.П. Байкузова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«РЖПТ им. А.П. Байкузова»

________________/ О.Н. Хрульков /

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06  ХИМИЯ

23.02.06  «Техническая эксплуатация подвижного  состава железных дорог»

2014

Обсуждена и одобрена предметной (цикловой) комиссией

Общеобразовательных дисциплин

Протокол

от «___»_______________2014г.

Председатель  П(Ц)К

Т.П. Силантьева _________________

Составлена в соответствии с требованиями гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности      23.01.09  «Техническая эксплуатация подвижного  состава железных дорог

___________________ М.В.Яхина

«___»__________________2014 г.


Рабочая программа дисциплины «Химия» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.01.09  «Техническая эксплуатация подвижного  состава железных дорог»

Авторы:

Щербакова  Наталья Викторовна  преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Разработана  в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основании государственного образовательного стандарта. Составлена на основе примерной программы по химии  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Химия – составная часть образовательной области «Естествознание»; она является обязательной для изучения и входит в состав федерального компонента государственного стандарта.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Основная содержательная цель курса – изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Изучение этих вопросов составляет основу формирования таких мировоззренческих понятий, как материальное единство органических и неорганических веществ; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; о химии как производительной силе общества, о роли химии в решении экологических и экономических проблем.

Главная задача – развитие учащихся средствами предмета «Химия».

Особое внимание при обучении химии необходимо уделить эксперименту. Лабораторные и практические занятия дают возможность учащимся непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций, позволяют решать познавательные задачи.

Программа по химии составлена с учетом будущих профессий обучающихся. Профилирование предметов связано с решением следующих задач:

- разъяснение роли науки в целом, отдельных изучаемых понятий, явлений, закономерностей в будущей профессиональной деятельности, в разработке используемого в отрасли (производстве) оборудования, технологий, техники в целом, а также в повседневной жизни;

-  усвоение обучающимися тех учебных элементов которые необходимы для освоения общетехнических предметов, общей и специальной технологий;

-  формирование профессионально значимых качеств личности.

Профилирование осуществляется следующими способами:

- целенаправленным отбором профессионально значимых учебных элементов;

-  нахождением оптимального времени и места рассмотрения в курсе химии каждого профессионально значимого учебного элемента, а также места использования его в профцикле;

-  более глубоким изучением профессионально значимого материала;

-  выделением времени на организацию повторения;

-  через систему специальных заданий, практических работ;

-  с помощью подбора и изготовления дидактического материала.

Учебная программа предусматривает изучение основ общей, неорганической и органической химии, теории и практики. Она включает в себя следующие разделы:

  1. Общая и неорганическая химия.
  2. Органическая химия.

Преподавание химии включает в себя использование разнообразных форм и методов обучения. Особенно эффективно применение познавательных задач, творческих заданий, использование метода погружения учащихся в профессионально значимые ситуации, метода проектов и т. д.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 103 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося-  25 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

103

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

14

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося

В том числе:

Работа с учебником – составление конспекта.

Составление логико-дидактических структур по теме.

Работа с книгой и конспектом.

Подготовка реферативных сообщений

25

Итоговая аттестация в форме  экзамена


 Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ

                                                                                 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

43

Тема 1.1 

Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

5

Лекции

1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

2

1

1

1

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Расчёты по химическим формулам

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом

2

3

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

4

Лекции

1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов. Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

2

1

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Определение положения элемента в Периодической системе. Составление схем строения атомов по предложенному образцу

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником- составление конспекта)

2

3

Тема 1.3

Строение вещества

Содержание учебного материала:

8

Лекции

1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

3. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

 4.  Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

5. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

1

2

1

1

1

1,2

1,2

1

1,2

     

          1

Лабораторные работы

  1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла.
  2. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

2

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

 Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. (Составление логико-дидактических структур по теме)

 Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.)

3

3

Тема 1.4

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

5

Лекции

1. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

2. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.

1

2

1

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Приготовление раствора заданной концентрации.
  2. Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах.

2

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. (Работа с учебником- составление конспекта)

2

3

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

7

Лекции

1. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

2. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

3. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

1

1

2

1,2

1,2

1,2

Лабораторные работы

1. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

2. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

2

2

Практические занятия

  1. Составление уравнений реакций гидролиза солей.

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. (Составление логико-дидактических структур по теме)

2. Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. Ионные уравнения реакций. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.)

2

3

Тема 1.6

Химические реакции

Содержание учебного материала:

6

Лекции

1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

2

2

1,2

1,2

Лабораторные работы

1. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

1

2

Практические занятия

  1. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

1

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником- составление конспекта)

2.  Окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.)

2

3

Тема 1.7

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

8

Лекции

1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

2. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

2

2

1

1

Лабораторные работы

1. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

1

2

Практические занятия

  1. Получение, собирание и распознавание газов.
  2. Решение экспериментальных задач.

1

1

3

3

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов.

(Подготовка реферативных сообщений)

 2. Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений)

2

3

Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

34

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

5

Лекции

1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

2. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

3. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

1

2

2

1

1

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником- составление конспекта)

2

3

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

10

Лекции

1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

3. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

4. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

2

2

1

1

1,2

1,2

1,2

1,2

Лабораторные работы

1. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

3. Получение этилена и опыты с ним

4.  Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

4

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта)

2. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. (Составление логико-дидактических структур по теме)

3

3

Тема 2.3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

9

Лекции

1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

3. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

2

2

2

1,2

1,2

1,2

Лабораторные работы

  1. Спирты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).
  2. Карбоновые кислоты. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
  3. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

3

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид. (Работа с учебником- составление конспекта)

3

3

Тема 2.4 

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

10

Лекции

1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты.

2. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

2

4

1

1

Лабораторные работы

  1. Изучение свойств белков. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне.

1

2

Практические занятия

  1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
  2.  Распознавание пластмасс и волокон.

2

2

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта)

2. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме)

2

3

Итого

78/25

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии;

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся – 36;

- стулья – 36;

- доска классная – 1;

- стеллаж для моделей и макетов – 1;

- шкаф для моделей и макетов – 1;

- рабочее место преподавателя – 1;

- рабочее место лаборанта – 1;

- шкафы для реактивов – 6;

- вытяжной шкаф – 1.

 

Методические разработки по курсу «Химия».

Учебно-методический комплекс дисциплины «Химия»

Учебно-методическая литература по дисциплине «Химия».

Учебные наглядные пособия:

- комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:

- Портреты химиков;

- Химические реактивы

- Химическая посуда

- Учебные пособия для студентов (электронная версия учебника)

- Таблицы

- Плакаты

- Схемы – конспекты

- Дидактический материал

- Видеофильмы;

- Слайд - материалы

Технические средства обучения:

- компьютер

- экран проекционный;

- видеоплеер;

- телевизор;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.

Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.

Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.

Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.

Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.

Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.

Дополнительные источники:

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

           Электронный ресурс Лабораторный практикум по химии. Форма доступа:  http://shnic.narod.ru/ 

          Сайты «Творческие мастерские» Развитие творческого мышления учащихся, http://school.holm.ru/ – школьный мир химии  

           Kонсультативные сайты для учителей и учеников http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии.

           Электронные энциклопедии. Поиск необходимой информации для рефератов, докладов, исследовательских работ, http://www.chem.ac.ru/ – программы для обработки, рефераты, курсовые работы

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ГБОУ  РЖПТ  им. А.П. Байкузова», реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Для проверки уровня подготовки и качества знаний  обучаемых  предусмотрены следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тематическое тестирование, тематические зачетные и проверочные работы, обобщающие уроки; подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения учебных, в том числе семинарских занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовки выступлений, проектов, исследований, творческих работ.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме зачета, итоговой аттестацией в форме экзамена.

Промежуточная  аттестация и текущий контроль осуществляется на основе  фондов оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). 

Раздел (тема)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов

подготовки

Формы и

методы контроля

Раздел 1

Тема 1.1

Знать формулировки основных законов химии; состав, названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений

Уметь производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции, определять типы химических реакций, характеризовать свойства классов неорганических соединений, составлять генетические ряды, образованные классами неорганических соединений

Семинарское занятие

Самостоятельная работа

Раздел 1

Тема 1.2

Знать современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева

Уметь определять элемент по описанным свойствам, определять элемент по электронной формуле; устанавливать по порядковому номеру элемента номер периода и номер группы, в которых он находится, а также формулы и характер высшего оксида и соответствующего ему гидроксида; записывать электронную формулу данного элемента и сравнивать с окружающими его элементами в периоде и группе

Семинарское занятие

Тестирование

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Раздел 1

Тема 1.3

Знать виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая). Донорно-акцепторный механизм связи

Уметь определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений

Семинарское занятие

Тестирование

Самостоятельная работа

Раздел 1

Тема 1.4

Знать основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия

Уметь выявлять условия протекания обратимой реакции в нужном направлении, применять понятия: прямая и обратная реакции; эндо- и экзотермические реакции; скорость химической реакции; химическое равновесие и условия его смещения

Семинарское занятие

Тестирование

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Раздел 1

Тема 1.5

Знать теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований; иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей

Уметь записывать уравнения реакций ионного обмена, определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами; составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей; предсказывать реакцию среды в растворах солей; решать задачи на концентрацию растворов

Самостоятельная работа

Тестирование

Лабораторное занятие

Семинарское занятие

Практическое занятие

Раздел 1

Тема 1.6

Знать основные понятия и сущность окислительно-восстановительных реакций, правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Уметь классифицировать реакции с точки зрения степени окисления: определять и применять понятия – степень окисления, окислители и восстановители. Процессы окисления и восстановления: составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении

Семинарское занятие

Самостоятельная работа

Тестирование

Практическое занятие

Контрольная работа

Раздел 1

Тема 1.7

Знать положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов: состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов; общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I-III групп; свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы – железа, меди и хрома; понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии

Уметь составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений; находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы; объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия; давать определения и применять понятия – металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов

Семинарское занятие

Самостоятельная работа

Тестирование

Практическое занятие

Лабораторное занятие

Раздел 2

Тема 2.1

Знать что изучает органическая химия; основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова; явление изомерии; понятие углеводородов; способы разрыва ковалентной связи

Семинарское занятие

Самостоятельная работа

Раздел 2

Тема 2.2

Знать общую формулу углеводородов, характер связи в их молекулах: понятие гомологов; правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов; эмпирические названия изучаемых углеводородов; свойства и практическое значение изуч енных углеводородов.

Уметь называть углеводороды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов

Семинарское занятие

Тестирование

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Раздел 2

Тема 2.3

Знать определение, состав, строение, применение, промышленное получение спиртов и фенолов; альдегидов и кетонов, предельных монокарбоновых кислот, моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисарарилов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы); свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы и их применение.

Меры  по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; о губительном действии на организм человека спиртов

 

Уметь составлять структурные формулы спиртов и фенолов;

альдегидов и кетонов;

карбоновых кислот; Уметь называть их по систематической номенклатуре составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства и способы получения

Семинарское занятие

Тестирование

Лабораторное занятие

Раздел 2

Тема 2.4

Знать названия аминов; их свойства и их применение; строение аминокислот, структуру белка, свойства и значение белков. Знать состав, строение и свойства полимеров. Знать состав, названия и свойства представителей важнейших классов органических соединений, их функциональные группы; практическое значение изучаемых органических веществ

Уметь доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами; сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов; объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга; определять наличие белковых соединений качественными реакциями

Семинарское занятие

Самостоятельная работа

Лабораторное занятие

Тестирование

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка (зачетная) освоенных обучающимися  общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...

Рабочая программа по химии за курс 8 класса

Рабочая программа по  химии  разработана для обучения в 8  классах  на основе примерной программы для основного общего образования по химии, федерального компонента государственног...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс

   Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,  на о...