Методическая статья на тему: Использования на уроках химии в 9 классе «Виртуальной химической лаборатории» (на примере темы «Щелочные металлы и их соединений»)
статья по химии (9 класс) на тему

Новикова Анастасия Владимировна

Химия, являясь экспериментальной наукой, осуществляет обучение учащихся  через различные формы работы с натуральными веществами и материалами:

  • демонстрационные опыты, проводимые учителем в процессе изучения нового материала;
  • лабораторные (фронтальные) работы, выполняемые учащимися в порядке освоения новых знаний и навыков;
  • практические работы, выполняемые  учащимися фронтально для проверки усвоения пройденного материала;
  • лабораторные опыты, которые ученик может выполнять как контрольные при вызове к доске;
  • опыты и работы, которые учащиеся могут проводить во внеучебной деятельности, например, при выполнении проектов, связанных с применением знаний, умений и навыков работы  с веществами и т.д.

Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Информационные технологии при обучении химии становятся незаменимыми помощниками, если речь идет об изучение токсичных или взрывоопасных веществ (например, галогенов, щелочных металлов). В этом случае возможность проведения эксперимента  виртуально является единственной.

Одним из наиболее удачных прикладных программных средств (ППС) для проведения лабораторных и практических работ выступает «Виртуальная химическая лаборатория» для 8-11 классов. Цель подобных ППС - достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышения учебной самостоятельности и творческой активности школьников. Выполнение лабораторных экспериментов с использованием компьютерных технологий, как показал опыт, вносит определенные особенности в учебный процесс: возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.

Виртуальный эксперимент - компьютерная симуляция лабораторных работ, предполагает, что не только объект исследования, но и вся экспериментальная установка находится в мнимом виртуальном пространстве компьютера. Следует отметить, что введение данного типа химического  эксперимента в школьный курс химии имеет как достоинства, так и недостатки. 

ППС «Виртуальная химическая лаборатория»  может использоваться на всех этапах урока в качества средства повышения мотивации изучения предмета. Способы использования ППС «Виртуальная химическая лаборатория»  зависят от технического оснащения школы:

- в компьютерных классах во время практических занятий;

- в режиме интерактивной доске в качестве дополнительного иллюстративного материала, для демонстрации интерактивного решения расчетных и экспериментальных задач при фронтальной работе с классом и выполнении интерактивных тестовых заданий и лабораторных опытов при индивидуальной работе;

- для самостоятельной работы учащихся (дома, в библиотеке) - работа с коллекцией учебных  объектов, виртуальными Л/Р, задачами, дополнительным учебным материалом для углубленной подготовки по предмету. Используя средства программы, можно написать реферат, доклад, подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока;

-дистанционное обучение.

Анализируя ППС «Виртуальная химическая лаборатория», можно перечислить методики использования его в учебном процессе:

Рассмотрены фрагменты уроков с использованием «Виртуальной химической лаборатории»  при изучении темы «Щелочные металлы и их соединений».

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon statya_virtualnaya_laboratoriya.pdf412.02 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет учащимся закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравн...

Конспект урока химии 9 класс "Скорость химических реакций"

Конспект урока создан для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и профориентации....

Презентация по химии для 9 класса "Химические свойства щелочных металлов и их соединений"

С помощью опорных схем учащиеся 9 классов могут записать уравнения реакций цепочек превращений, возможность протекания реакций....

Методическая статья "Организация работы учащихся на уроках химии в режиме здоровьесберегающих технологий"

В данной методической статье представлен опыт работы об организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках химии....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Технологическая карта урока по теме: «Щелочные металлы и их соединения».

Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого на основе положения химического элемента в Периодиче­ской системе химических элементов. Познакомить учащихся с практическим пр...