Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.
статья по экологии по теме

Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонович Татьяна Ивановна, учитель, МБОУ «СОШ №18», г. Абакан.

Особенности реализации  духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.

           Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников, где формулируются цели и задачи воспитания, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

           Внеурочная деятельность является почвой формирования духовно -  нравственных качеств  школьника.   Одним из видов такой деятельности является  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. экологическое воспитание. Школьникам прививают такие ценности как: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. 

Проблема  экологического состояния  природы в настоящее время очень актуальна. Эта проблема  обострилась вследствие экологически неграмотного ведения хозяйства и  безответственного отношения к природе.

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый  тихий наш шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.  Дети - это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за всё живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно  и для всей природы.  Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные  дисциплины, но и создать все условия для воспитания заботливого отношения к окружающей среде. Поэтому одним из направлений работы школы является экологическое воспитание. Учитель воспитывает у детей ответственность за сохранения цивилизации на Земле на протяжении всего школьного возраста, как в учебное, так и внеурочное время [1, с.4]

Сущность экологического образования состоит не только в том, чтобы  передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и   в формировании мотивов, ориентирующих действия и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений [3, с.23]

Для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе, чтобы заботиться о растительном и животном мире, о своей планете, мало одного желания, мало сочувствия ко всему живому. Чтобы взаимодействие с природой было экологически грамотным, нужны знания, которые передаются во время разных форм работы.  [1, с. 44].

Учащиеся должны не только говорить об экологии на занятиях, но иметь возможность выполнять конкретные дела, направленные на улучшение экологического состояния школьной территории и  своего места жительства.

В рамках экологического воспитания в нашей школе действует отряд «Зелёный росток», имеющий практическую направленность, а также образовательный и воспитательный потенциал. Предусмотрена исследовательская работа учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено  трудовой и созидательной деятельности детей, учителей и их родителей. Участие в акциях проводимых муниципальными, республиканскими и российскими учреждениями.

Важно понимание уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности [2, с.7].  

Определение духовно-нравственного воспитания современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.

Литература

Статья в сборнике трудов

Салата,Г.А. Обращение к коллегам (читателям) / Г.А.Салата //Сборник авторских методических разработок по эколого-биологическому направлению: Абакан, 2010.-С.4 -44

Книги

Грехова, Л.И. В союзе с природой / Л.И. Грехова. – Москва: Изд-во Сервисшкола, 1999. – 317с.

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников / Л.С.Литвинова, О.Е.  Жиренко. – Москва: Изд-во 5 за знания, 2007. – 208с.