Сценарий урока "Классы неорганических веществ"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Мокрова Ирина Михайловна

"Учение с увлечением"- так можно охарактеризовать урок знакомства с новым классом неорганическихвеществ.Формирование представления о кислотах и их свойствах происходит на примере веществ и явлений окружающей дейсвительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassy_neorganicheskikh_veshchestv_8_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе.

Тема урока: «Классы неорганических веществ»

Цель урока: формирование представления о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности, оценка значимости химических знаний в мировоззренческой системе взглядов на мир и собственное место в нем.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и уточнить знания о классах неорганических соединений:  оксидах, основаниях, кислотах путем повторения классификации, номенклатуры;
  • выработать представление о наличии общих химических свойств кислот на примере веществ и явлений окружающей действительности;
  • закрепить умение пользоваться рядом напряжений металлов и таблицей растворимости.

Развивающие:

  • развивать учебно информационные навыки: умение извлекать информацию из Interneta, устных сообщений, наблюдаемых процессов;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения  средств химии к пониманию свойств веществ и их безопасного и обоснованного применения.
  • повысить мотивацию к изучению химии через связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий)

Материалы и оборудование: чайник с накипью, уксусная кислота, ржавый ключ, упаковка препаратов «очиститель ржавчины», раствор гидроксида натрия, соляной кислоты, лакмус, фенолфталеин, стакан с зубной щеткой и пастой, яйцо обычное и выдержанное в соляной кислоте, стружки магния и меди; программное обеспечение в программе Microsoft PowerPoint (Приложение 1)

Эпиграф к уроку:  «Просто знать еще не все, знания необходимо  использовать»

М.В. Ломоносов. (Приложение 1 слайд 1) На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивация. Сообщение эпиграфа урока. Вопрос: Почему выбран именно такой эпиграф к уроку.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Повторение изученного ранее.

Учитель: Мы продолжаем изучать классы неорганических веществ.

- Какие вы уже знаете?

- Вспомним, что вам известно об этих классах

- Игра «Решето» ((Приложение 1 слайд 2)

- Задание «Найти «родственников»» (Приложение 1 слайд 3)

- Задание «Крестики – Нолики» (Приложение 1 слайд 4)

- Задание «Найди лишнее» (Приложение 1 слайд 5)

- Задание «Третий лишний» (Приложение 1 слайд 6)

2. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи перед учащимися. (Прил-ние 1 слайд7)

Учитель: Сегодня у нас интересная тема «Химические свойства кислот». Кислоты играют важную роль в нашей жизни (Приложение 1 слайд 8)

Цель урока. Познакомиться с химическими свойствами кислот на примере веществ и явлений окружающей жизни, функционирования организма человека. Для этого некоторым ученикам было дано опережающее домашнее задание: найти информацию о химических свойствах кислот.

Ваша задача записать химические реакции о свойствах кислот, рассказанных вам.

III. Изучение нового материала

1. Выступление учащегося по теме  «Как избавиться от накипи?» (Приложение 1 слайд 9)

Доказано, что кроме карбонатов кальция и магния в состав накипи в нашем городе, входит гидроксид железа (III), который и придает  накипи желтовато- коричневую окраску. Для удаления накипи используют химическое свойство кислоты: ее взаимодействие с основаниями.

Напишите уравнение реакции, которую можно  использовать для растворения накипи.

гидроксид железа (III) + соляная кислота = хлорид железа (III) +вода.

Осуществите ее на практике.

На практике можно использовать раствор уксусной кислоты. Накипь растворяется.

2. Выступление учащегося по теме «Почему ржавеют автомобили?» (Приложение 1

слайд 10)

Автомобили ржавеют из-за присутствия в воздухе влаги, растворенных солей, кислот, которые взаимодействуют с металлом автомобиля. Так серная кислота (разбавленная) может разъедать железо из которого делают автомобили.

Напишите уравнение реакции:

Железо + серная кислота (разб) = сульфат железа (II) + водород.

 Осуществите ее на практике, вместо железа используйте стружку магния.

Учитель: Кислоты реагируют только с теми металлами, которые стоят левее водорода в ряду напряжения металлов. Полученная соль должна быть растворимой.

3. Выступление учащегося по теме «Способы борьбы с ржавчиной». (Приложение 1

слайд 11)

Средства для очистки ржавчины содержат фосфорную или соляную кислоту. Одним из компонентов ржавчины, является оксид железа (III)

Напишите уравнение реакции:

Оксид железа (III) + фосфорная кислота = фосфат железа (III) + вода.

Осуществите ее на практике.

Для этого поместите ржавый ключ в пробирку с кислотой, выдержите, пока пишете уравнение.

4. Выступление учащегося по теме «Как работает наш желудок?» (Приложение 1

слайд 12)

Соляная кислота содержится в желудке и выполняет две функции: дезинфицирует большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Помимо этого при избытке соляной кислоты в желудочном соке возникают такие заболевания, как гастрит и язва желудка. Для лечения этих болезней используются лекарственные препараты (гастал и другие). В основе их действия используется химическое свойство кислоты: вступать в реакцию с щелочем с образованием нейтральной среды.

Напишите уравнение реакции:

Соляная кислота + гидроксид натрия = хлорид натрия +вода.

Осуществите на практике. В щелочь предварительно добавьте фенолфталеин.

5. Выступление учащегося по теме «Кислота и зубы». (Приложение 1

слайд 13)

Одним из компонентов зубной эмали является карбонат кальция. Многие виды пищи, например сладости, соки создают в ротовой полости кислую среду, которая разрушает карбонат кальция.

Напишите уравнение реакции:

Карбонат кальция + соляная кислота = хлорид кальция + вода + оксид углерода (IV)

Демонстрация опыта с обычным яйцом и выдержанном в кислоте.

Учитель. Реакция между кислотой и солью идет при условии, что кислота сильнее кислоты в соли. Один из продуктов уходит из сферы реакции в виде осадка или газа.

IV. Обобщение по теме «Химические свойства кислот».

С какими простыми и сложными веществами взаимодействуют кислоты?

При каком условии взаимодействуют кислоты с металлами, солями?

Ученик записывает на доске ответ. (Приложение 1 слайд 14)

V. Закрепление. Выполнение задания. (Приложение 1 слайд 15)

VI. Рефлексия.

- Обсуждение вопроса: Почему был выбран такой эпиграф к уроку?» (Приложение 1 слайд 16)

- Закончите фразу: (Приложение 1 слайд 17)

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею…

Я хотел бы …

VII. Домашнее задание

VIII. Подведение итогов. Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация сложных неорганических веществ, оксиды

По УМК Новошинского И.И. основные классы неорганических соединений изучаются в два этапа: на первом дается определение, классификация...В конце учебного года знания расширяются: изучаются химические с...

Классификация сложных неорганических веществ, основания.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

Классификация сложных неорганических веществ, кислоты.

презентация к превому этапу изучения темы...

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...

Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная).

Тренировочный тест по теме Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ(тривиальная и международная). создан по шаблону А.Н. Комаровского и содержит 10 вопросов на соответ...

Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....