Гордиев узел
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Внеклассное  мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Ученики разгадывают детективную историю, выполняют творческие работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gordiev_uzel.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  автономное учреждение

Новопетровская СОШ

Константиновский район

Амурская область

     

                   

(игра – конкурс)

                                                                                   Автор разработки:

                                                                              Миронова А.С.,

                                                                              учитель химии

                                       

с. Новопетровка

2012 г.

- 1 –

Наука – самое  важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

Антон Павлович Чехов.

Форма проведения  – игра – конкурс.

Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся,  развивать нестандартность мышления с помощью выполнения эксперимента.
  2. Использовать межпредметные связи (истории, биологии, географии).
  3. Повысить  культуру поведения, отношений в коллективе.
  4. Выявить артистические способности учащихся, через которые пробудить интерес к предмету.

Оборудование:  сцена украшена красочными плакатами, опорными схемами по  основным темам химии, химические реактивы и оборудование для выполнения опытов, необходимые реквизиты.

Ход игры

        Учитель.    Сегодня  мы проведём интеллектуальную игру – конкурс под названием «Гордиев узел». Команды: учащиеся 10 – 11 классов уже готовы сразиться. Но вначале выясним, что означает выражение «гордиев узел».  «Разрубить гордиев узел» - значит,  смело, энергично решить сложное дело. Для вас этими узлами будут служить различные вопросы,  задания  на химическую тему. Эти задания обозначены узлами на лентах.  (Демонстрация лент).

     У каждой команды – своя лента и свои  задачи. Право первого хода разыгрывается по жребию. Если команда успешно справляется с первой задачей, то нижний узел на её ленте будет развязан, и прищепка переместится к следующему узлу.  Если нет, узел останется, но прищепка поднимется выше, чтобы все видели какой по счёту вопрос стоит на очереди.         Вот и все условия конкурса. Начинаем соревнование.  Удачи вам!

  1. ый конкурс   «Блиц – турнир»

     Учитель.  Каждая команда отвечает по 3 вопроса. И если хотя бы два вопроса  угаданы  – задание считается выполненным.

1. Из  этого оксида эскимосы строят свои жилища – иглу.

(Иглу строят из снега, то есть из воды).

2. Название реакции между кислотой и щёлочью?

3. Кислота,  которая входит в состав желудочного сока? (Соляная).

- 2  -

4. Оксид, который образуется при разрушении  гранита и скапливается в русле рек. (Оксид кремния (IV), песок).

1.Самый распространённый на земле оксид, хотя оксидом его никто не называет. Что  это? (Вода).

2. Назовите пищевой продукт при  гниении  которого образуется газ со

специфическим запахом – сероводород  (Яйцо).

3. Какой газ выделяют растения при фотосинтезе?

4. Назовите оксид, который является твёрдым веществом белого цвета используется в строительстве, его реакция с водой протекает с образованием большого количества тепла.

2 – ой конкурс  «Детективная история»

     Учитель. Ребята  вам  всем,  наверное,  известно, что вчера ночью  в нашей школе побывали   преступники.   Они  оставили   после себя следы,  и наш уважаемый участковый  Жежар О.В.  обратился  за помощью  непосредственно в нашу криминалистическую, то есть химическую лабораторию.   Он  представил  вещественные  доказательства:

 1) грунт, оставленный  преступником  на месте преступления   и  

2) кусочки ткани от одежды, застрявшей в оконной раме.  

     И я предлагаю нашим лучшим химикам – лаборантам провести  качественный  анализ   на имеющиеся улики.   Думаю, что   они с этим заданием справятся.  За дело друзья!

3 – й  конкурс «Кто он?»

Учитель. В этом конкурсе речь пойдёт об учёных – химиках. Для того  чтобы отгадать о каком учёном идёт речь, я   вам буду давать подсказки. Если вы угадаете или рискнёте угадать с первой – 10 баллов, если со второй – 9 баллов, если с третьей – 8 баллов и т. д.

Итак, первая загадка «Кто он?»

1- я  подсказка

(10 баллов)

Уже  в 9 лет получил кличку «Великий химик»

2- я  подсказка

(9 баллов)

Учился у крупнейших учёных Н.Н. Зинина, К.К. Клауса

3- я  подсказка

(8 баллов)

Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

4 – я  подсказка

(7 баллов)

В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата

5 –я  подсказка

(6 баллов)

В  23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии

6 – я подсказка

(5 баллов)

Создал теорию строения органических веществ

(Ответ:  Александр Михайлович Бутлеров).

- 3 –

Вторая загадка  «Кто он?»

1- я  подсказка

(10 баллов)

Его год рождения совпал с годом начала  Отечественной войны 1812 года, родился недалеко от границы с Ираном.

2- я  подсказка

(9 баллов)

Одним из любимых композиторов у него был Александр Александрович Алябьев, особенно его произведение «Соловей».

3- я  подсказка

(8 баллов)

В 1830 году он поступает на математическое отделение философского факультета Казанского университета.

4 – я  подсказка

(7 баллов)

В Казани читает лекции по органической  и аналитической химии.

5 –я  подсказка

(6 баллов)

Он обладал  исключительной памятью и отличался большой начитанностью. К нему за справками обращались и физики,  и  химики,  и математики,  и медики.

6 – я подсказка

(5 баллов)

 О нём писали: «Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным  золотыми буквами в истории химии»

Ответ: Николай Николаевич Зинин

4 – ый конкурс  «Определи на ощупь»

     Учитель.  Приглашаю по одному желающему от  каждой команды.

(Участникам завязывают  глаза).  Задание следующее вам необходимо  назвать предметы,   которые находятся в коробке.

(В коробке находится химическая посуда:  воронка,  колба,  фарфоровая чашка, держатель,  ступка, цилиндр).

   Учитель.  Прошу наших криминалистов озвучить результаты своих исследований.  Кто, по  вашему мнению,    является преступником?

(Поочерёдно  предоставляется  слово     химикам-лаборантам   от  каждой

команды, жюри также проверяет уравнения химических реакций).

5 –ый конкурс   «Разминка – класс»

     Учитель.  Каждая наука требует неимоверных, мучительных усилий.  Недаром же существует  выражение «муки   творчества». Попробуйте,  показать в маленьком  этюде – пантомиме  процесс творческой   работы:

- учёного – химика

- стеклодува.

(Проводится жеребьёвка команд).

- 4 –

6 – ой  конкурс  «Роспись по резиновым сапогам»

(Домашнее задание – творческий конкурс)

     Учитель. В цивилизованных государствах каждый гражданин имеет несколько пар обуви, которые он одевает попеременно в зависимости от того, куда он идёт. В  нецивилизованных   странах  граждане вообще не носят обуви. А вот в одной маленькой азиатской стране, закрытой для мира, промышленность выпускает только один тип обуви – резиновые сапоги. Правда они  нашли  способ  преодолеть обувное однообразие  и  с  помощью гуашевой  краски  раскрашивают свои сапоги. Иногда им приходится перекрашивать сапоги несколько раз в день, ведь для посещения разных мест на сапогах должен быть разный  рисунок.  Иными словами: «Голь на выдумки хитра».

     Участники нашего конкурса раскрасили их так, чтобы в них можно было пойти…   А куда? Сейчас мы  с  вами и  увидим…

Жеребьёвка  проведена заранее:

- на дискотеку;

- в церковь;

- в гости к дальним родственникам;

- на ярмарку.

 Учитель. Спасибо ребята за яркое зрелище, ну а мне остаётся только добавить, что резина – это не что  иное как вулканизированный каучук. Сапоги изготовлены и каучука.

7 –ой конкурс «Химическая эстафета»

Учитель. Каждая команда  получает по жребию своё задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее он пройдёт и без ошибок произнесёт, тем выше получает балл.

Билет 1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда алкенов.

Билет 2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда  предельных одноатомных спиртов.

8. Конкурс «Химическая  интерпретация»

     Учитель.  Каждый человек  время от времени занимается выдавливанием из тюбика зубной пасты или крема. Как  правило,  то,  что выдавливается из

тюбика, образует кучку или полоску. А между тем как показали исследования одной  полунаучной лаборатории, это неправильно. Чтобы,  например, крем оказал более благоприятное воздействие на кожу человека,

- 5 –

его  надо выдавить  в виде иероглифа, соответствующего зодиакальному

 знаку человека. То есть необходимо методом выдавливания нарисовать на коже символ своего знака Зодиака.

      Задание. Попробуйте  поупражняться в  художественном  выдавливании  и нарисуйте кремом на руке или на животе иероглиф, соответствующий

знаку.

7. Конкурс «Новые химические знаки»

     Учитель. Как вам хорошо, известно,  в кабинете химии особое внимание уделяется технике безопасности.

Ваша задача нарисовать знак, который относится к категории предупреждающих  и  называются так:

- «Осторожно: неприятные запахи!»

Однако,   сразу хочу прокомментировать: «В химии  нет  такого  слова  воняет, есть слово пахнет».

- «Осторожно: злые террористы!»  Какой бы вы отпор дали террористам, если бы он заглянул  в кабинет химии и увидел на  самом  видном месте ваш знак.

4. Химический язык

     Учитель.  Команды должны составить   по 2 фразы, включающие химические термины, которые можно использовать в художественной литературе или просто в жизни. Например, индикатор.  «Ваш смех – индикатор веселья в зале».

За каждую фразу 1 балл.

Термины:  катализатор, ртуть, лакмусовая бумажка, серебро, ржавчина, озоновая дыра.

     Учитель. Ребята, вы сегодня сами убедились в том, что обладаете многими талантами. И поскольку вы являетесь старшеклассниками, а 11 класс, выпускниками нашей школы, мы желаем вам быть упорными, настойчивыми в достижении намеченных целей. Смело идите к своей мечте!  Надо только захотеть и приложить усилия. Не сворачивайте с дороги! Дерзайте!

Я благодарю всех, кто пришёл к нам на наше внеклассное мероприятие. До новых встреч!

- 6 -

Приложение

Дополнительные сведения, полученные милицией

 Перед совершением  преступления  вечером сторож  видел  возле школы  

четырёх   подозрительных личностей.

1. Штукатура, работающего в деревне.

2. Дояра.

3. Механизатора, который  занимался внесением удобрений на поля колхоза.

4. Шофёра,  перевозившего известняк на стройку.

Методика определения

Определённые вещества сопутствуют определённым профессиям

*Люди, работающие на ферме,  имеют дело с кормами,  навозом (соли аммония).

*Формула известняка – СаСО

*В штукатурке присутствует сульфат кальция (гипс)

*Удобрения бывают калийные, фосфорные, азотные, а также смешанные.

Результаты анализа из криминалистической лаборатории

Образец

Обнаружены катионы и анионы

(ионные уравнения)

Заключение

 Грунт

 Ткань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордиев узел

Аннотация к материалу "Гордиев узел"Класс:                       9-11 Автор урока:       Свириденко ...

Урок - соревнование "Гордиев узел"

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме "Законы Ньютона" в 9 классе. По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму З...

Внеклассное мероприятие "Гордиев узел"

игра-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”....

Игра "Гордиев узел"

Может быть использована на уроках для проверки изученной темы, во внеклассной работе....

Викторина по физике для 7 класса "Гордиев узел"

Викторина по физике для 7 класса "Гордиев узел"...

Игра-конкурс "Гордиев узел"

Данная игра прошла в рамках недели химии среди 10 - 11 классов. разрубить Гордиев узел, значит,  справиться с 9 конкурсами....

Дистанционное обучение. 6 класс. Гордиев узел.

Задание 1. "Восстанови слова". Восстанови слова и выдели лишнее слово в каждом столбце. Объясни, почему оно лишнее. Задание 2. "Продолжи ряд". Найди закономерн...