Урок по теме "Бензол"
план-конспект урока по химии на тему

Володина Татьяна Валериевна

Урок  по теме " Бензол" с презентацией. Урок построен в технологии проблемного обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок по теме " Бензол"1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Бензол» 10 класс  

Володина Т.В. учитель химии  КОГОБУ СОШ  пгт Оричи Кировской области

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

 Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

 

Образовательная цель урока:

-  сформировать понятие   «ароматические  углеводороды»;

- познакомить учащихся с новым типом химической связи, характерным для данной группы соединений, на примере бензола; дать понятие  ароматичности;

Развивающая цель урока:

 - способствовать развитию

учебно-интеллектуальных умений учащихся: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;

учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, исследовать практически (наблюдать, ставить опыты).

 Воспитательная цель урока:

-  способствовать  формированию у учащихся организованности, аккуратности,  ответственности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач.

Методы обучения:

  • методы организации учебной деятельности:

словесные - диалогическое изложение, эвристическая беседа,   объяснение,

наглядные - химический эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности

  • методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике, проблемная ситуация, работа в парах, применение ИКТ
  • методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль

Оборудование урока:

  • реактивы: бензол, р-р КМnО4, бромная вода;
  • шаростержневая модель молекулы бензола (по Кекуле);
  •  опорные конспекты, таблицы.
  •  компьютерная презентация,

1 .Орг момент.

2. Мотивация и целеполагание.

 ( слайд1)

Эпиграф «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».                                                             А.Дистервег

Учитель: Предлагаю немного побыть химиками и провести расчеты. Определить: о каком веществе пойдет речь сегодня на уроке?

Решение задачи. ( слайд2)

Анализ жидкости  показал, что данное вещество содержит 92, 3% углерода, 7,7 % водорода.   Плотность паров этого вещества по воздуху  равна 2,69. Определите формулу данного вещества.

Учитель: Итак, молекулярная формула неизвестного вещества - С6 Н6

Мы познакомимся с загадочным веществом, которое занимало умы многих химиков 19 века на протяжении нескольких десятков лет. Речь пойдет о бензоле – веществе, которое сейчас хорошо знакомо каждому химику.

 Постановка проблемного вопроса:

Учитель:  Как вы думаете, к  какому классу орг. соединений его можно отнести?

 Ученик: скорее всего это ненасыщенный углеводород, так как не хватает 8 атомов водорода до полного насыщения.

Учитель: Какова общая формула  данного соединения?

Ученик: исходя из молекулярной формулы , получаем СпН2п – 6,  он не является ни алканом, ни алкеном, ни алкином.

Учитель: Бензол относится к ароматическим углеводородам.

Постановка цели урока:

 Как вы думаете, какова   цель  сегодняшнего урока?

 Учащиеся формулируют  цели урока.( слайд3)

3. Блок усвоения новой учебной информации.

Тема урока «Ароматический» не означает «ароматный»  ( слайд4)

 У бензола интересная история.( слайд5)

 Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глоубер,

который получил это соединение в 1649 году в результате

перегонки каменноугольной смолы. Но названия вещество

не получило, и состав его был неизвестен.

История открытия бензола.( рассказ учащихся)( слайд 6)

1825 г- Майкл Фарадей установил, что вещество состоит только из водорода и углерода, назвал его «карбюрированным водородом»( слайд7)

1833 г – Эйльгард Мичерлих определил эмпирическую формулу С6 Н6

  нагрел негашеную известь CaO с бензойной кислотой C6 H5 COOH (она содержится во многих ягодах, в частности, в клюкве и бруснике, и препятствует их гниению) и получил неизвестную, легкокипящую жидкость с резким запахом. Вот тогда и вспомнили об открытии Фарадея. Он назвал его "бензином" ( слайд8)

( слайд 9)

Наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле.

( слайд 10)

успех пришел к нему во сне: "...Моя лаборатория находилась в переулочке, и даже днем в ней царил полумрак. Для химика, который проводит целые дни в лаборатории, это не было помехой. Я занимался работой над своим учебником, но что-то мне мешало, и мои мысли где-то витали. Я повернул кресло к камину и задремал. Атомы принялись танцевать перед моими глазами. На этот раз маленькие группы держались скромно на втором плане. Мой взор, обостренный от повторения одних и тех же образов, обратился скоро к более крупным фигурам различной формы. Длинные нити очень часто сближались и свертывались в трубку, напоминая двух змей. Но что это? Одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо кружиться перед моими глазами. Я внезапно пробудился и на этот раз провел остаток ночи, чтобы изучить следствия из моей гипотезы..."  

Он же предложил циклическую формулу бензола в 1865 г.

Проблемный вопрос: 

Учитель: Какие можно сделать  предположения  о строении бензола?

( слайд 11, 12) 

Выдвигаем гипотезу:

Ученик: По молекулярной формуле бензол относится к ненасыщенным углеводородам. Это можно доказать экспериментально.

Если бензол дает качественные реакции на кратную  связь, значит он относится к непредельным соединениям.

 Опыты с обесцвечиванием бромной воды и перманганата калия.( слайд 13)

Опровержение гипотезы:

Ученик: Бензол не обесцвечивает бромную  воду и перманганат калия, поэтому опыт позволяет предположить, что бензол не образует прямую или разветвленную цепь,  в которой находятся двойные или тройные связи.  

Учитель: Каково  же строение бензола? ( проблема)

 Самостоятельная работа

используя дидактические материалы  и учебник с. 117-118 ( вставить   пропущенные слова в текст)  подготовить ответ  на проблемный вопрос.

 Ответы на слайде:( слайд 14)

  • Возбужденном
  • sp²
  • 1s и 2p
  • 3 гибридных облака
  • 120°
  • σ – связи
  • p – электронное облако
  • p – электронные облака
  • Перпендикулярной
  • 0,139 нм
  • плоскостное

Учитель:

Современное представление об электронной природе связей в бензоле основывается на гипотезе Лайнуса Полинга, который предложил изображать молекулу бензола в виде шестиугольника с вписанной окружностью, подчёркивая тем самым отсутствие фиксированных двойных связей и наличие единого электронного облака, охватывающего все шесть атомов углеродного цикла.

Плоскость в которой расположены атомы углерода, называется бензольным ядром или бензольным кольцом. Связь в бензольном ядре часто называют ароматической. Отсюда название .( слайд 15-17)

Попробуем сформулировать определение   ароматических углеводородов или аренов.

Ароматические углеводороды, или арены — это углеводороды, в молекулах которых имеется одно или несколько бензольных колец.

Каковы свойства аренов? ( стр 119 )

Физические свойства:

( слайды18-20)

Легкокипящая бесцветная жидкость,  имеет специфический запах, не растворяется в воде, растворяется в органических растворителях,  сам является растворителем.

При охлаждении легко застывает и превращается в белую кристаллическую массу с температурой плавления 5.5 °С.

Токсичен, опасен для окружающей среды, огнеопасен.

  1. Закрепление учебного материала

Ответы на вопросы теста стр. 121 №1-4 ( «Задачник по химии 10 класс» Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин )

  1. Информация о домашнем задании ( слайд 21)

 §18 прочитать, записи выучить, № 2 - 5, 7 стр. 121 ( задачник)

  1. Рефлексия. 

Цель: оценить, насколько проведенное занятие было познавательным для учащихся.

1)  В какой мере ты удовлетворен занятием?

3- полностью  удовлетворен

2 - в основном

1 - частично

0 - не  удовлетворен

2)  В какой мере ты проявил себя на занятии?

3- в полной мере

2 - в  значительной мере

1 - частично

0 - не  и проявил себя

3) В какой мере ты усвоил материал?

3- в полной мере

2 - в  значительной мере

1 - частично

0 - не   усвоил

4) Насколько занятие было полезным для тебя?

3-  полезно во всем

2 — много было полезно

1 -  не очень полезно

0 -  бесполезно

5)   В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятиях?

3- в полной мере

2 - в  значительной мере

1 - частично

0 - не   удовлетворен

6)  Насколько новым был для тебя материал этого занятия?

3-   все было новым

2 — многое было  новым

1 -   многое уже известно

0 -   ничего нового

Обработка результатов

Подсчитывается общее количество набранных баллов

Количество баллов

Уровень эффективности занятия

0 -- 6

низкий

 7 — 15

средний

16 - 21

высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...