Методическая разработка урока по теме "Алюминий" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Данная методическая разработка может использоваться на уроках химии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alyuminiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Амфотерность. Амфотерные соединения. Алюминий.»

Цели урока:
Сформировать понятие «амфотерность», изучить химические свойства амфотерных соединений.

Образовательная –обобщить сведения о характерных свойствах оксидов, кислот и оснований,  изучить  свойства амфотерных соединений, закрепить навык составления уравнений реакций;
Развивающая – развивать умение анализировать информацию, выделять причинно-следственные связи,  совершенствовать умение находить общие черты и различия в составе и свойствах веществ, развивать  критическое мышление самостоятельность

Воспитательная – продолжить формировать интерес к предмету, воспитывать положительную  мотивацию  к учению.


Тип урока:
Комбинированный урок изучения новых знаний и применения знаний, умений, навыков.

Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, оксид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия.

Ход урока:

Мотивация.

Игра «А ну-ка угадай-ка!»

Учитель: 

1 подсказка:   В 19 веке только у сына Наполеона III была погремушка из этого  металла.

2 подсказка: В 19веке  каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде, хотя бы одно украшение из этого металла. Ценившегося выше серебра и золота.

3 подсказка: В наше время этот металл называют «крылатым» металлом, он стал символом устремления людей  ввысь. В небеса. Без него невозможно создать самолеты и космические ракеты.

О каком металле, мы сегодня будем говорить? ( Об алюминии).

Повторение  пройденного материала.

Ребята, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим с вами пройденный материал. Какие 4 класса  неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, кислоты, основания, соли).

На какие 2 группы делятся оксиды (Солеобразующие и несолеобразующие)? Какие оксиды относятся к солеобразующим? ( Кислотные и основные) Давайте вспомним химические свойства оксидов.(Вспоминают).  А сейчас нам необходимо вспомнить на какие 2 группы делятся основания и их химические свойства (вспоминают). Напишите генетический ряд металлов (пишут). Теперь вспомним химические свойства кислот (вспоминают). Напишите генетический ряд неметаллов (пишут). Осталось вспомнить химические свойства  солей(вспоминают).

Какой вывод можно сделать, проанализировав химические свойства основных и кислотных оксидов, оснований и кислот?

Наиболее типичными для соединений являются реакции взаимодействия с       противоположными по свойствам веществами.

 А сегодня мы с вами изучим особые соединения, название которых произошло от греческого слова amphoteros, означающего « и тот и другой». К этим соединениям и относится отгаданный вами алюминий. Однокоренным к нему является слово амфибия, давайте вспомним, что оно значит?

IV. Изучение нового материала.

Амфотерность - способность соединений проявлять либо кислотные либо основные свойства, в зависимости от того с чем они реагируют.
Амфотерных соединений довольно много. Из оксидов двойственными свойствами обладают: оксид цинка, оксид алюминия, оксиды меди, оксиды олова, оксиды свинца, оксид железа (III) и др. (
На доске  записывают  формулы амфотерных оксидов). Амфотерным гидроксидам соответствуют амфотерные гидроксиды (на доске также записываются формулы  соответствующих гидроксидов).

Амфотерные соединения мы будем рассматривать на примере типичного представителя амфотерных соединений – алюминия.

Каково  положение Аl,  в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (3 период, 3 группа главная подгруппа, порядковый номер 13, разбирают электронную формулу).

 Давайте рассмотрим физические свойства.

Физические свойства: серебристо- белый металл, плотность= 2,7 г/см3; Т пл= 660, пластичен, легко вытягивается в проволоку, электропроводен, не коррозирует за счёт оксидной плёнки.( записывают физ.свойства в тетрадь)

Рассматривая  химические свойства алюминия, составим соответствующую схему. ( Схема заносится в тетрадь).

Схема химических свойств Аl

                       Простые вещества {+ O2, + HaL, + S}

Аl

                     Сложные вещества {+ H2O, +кислоты, + щёлочи, соли, оксиды металлов}

(К доске вызываются  2 ученика. Один пишет  реакции взаимодействия Аl  с простыми веществами, другой со сложными). Остальные ученики проверяют правильность написания, после проверки записывают реакции к себе в тетрадь.)

Оксид алюминия получают сжиганием порошка алюминия:
4Аl+3O
2=2Al2O3,

либо термическим разложением гидроксида алюминия:

2Al(OH)3          2Al2O3+3H2O

Давайте  проведем  опыты, которые докажут амфотерность оксида алюминия: 1 опыт – взаимодействие оксида алюминия с соляной кислотой. 2 опыт- взаимодействие оксида алюминия с гидроксидом натрия. Перед проведением опытов вспоминаем технику безопасности.(2 ученика  под руководством учителя  демонстрационно проводят опыты) .

Al2O3+6HCl         2AlCl3+3H2O

Al2O3+2NaOH         2NaAlO2+H2O  

Уравнения реакций записываются учениками на доске, остальные ребята записывают в тетрадь.    

Рассмотрим гидроксид алюминия. Его получают при взаимодействии раствора щелочи с  растворами солей алюминия.

AlCl3+3NaOH          Al(OH)3+3NaCl  

Гидроксид алюминия также проявляет амфотерные свойства.

(2 ученика вызываются к доске. Один пишет реакцию взаимодействия гидроксида алюминия с соляной кислотой, другой с гидроксидом натрия. Остальные учащиеся проверяют правильность написания и  записывают уравнения реакций в тетрадь.)  

Al(OH)3+  3NaOH         Na3[Аl(ОН)6]

2Al(OH)3+6HCl           2AlCl3+3H2O

 Используя учебник, изучите самостоятельно нахождение в природе, получение и применение алюминия.

Закрепление пройденного материала

Давайте закрепим пройденный материал, выполнив следующие задания.

 

Задание1

Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции (ГИА)

1 Al + O2                                                   A AlCl3+ H2

2 Al + H2O                                                Б Al (OH)3 + H2

3 Al + Cl2                                                  B AlCl3 

4 Al + NaOH                                             Г Al2O3

5 Al+ HCl                                                  Д NaAlO2 + H2

Ответ  

1

2

3

4

5

Г

Б

В

Д

А

Задание 2

Графический диктант. Поставьте в соответствующей графе плюс или минус.

№ вопроса

Вопрос

Ответ

1

Занимает 1 место по распространению в земной коре

2

Легкий металл

3

Реагирует с кислотами и щелочами

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

 

Задание 3

Осуществите схему превращений:

Al           AlCl3            Al(OH)3           Al2O3  

Домашнее задание

Параграф 50 зад. №1,2,5,8,10. Задачи:1,3  

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....