План-конспект урока по теме "Водородный показатель".
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Меньшикова Анастасия Александровна

Материал научит учащихся определять среду вещест, рассчитывать водородный показатель pH, pOH.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока, разработанного в рамках витагенного подхода

Тема: «Среда водных растворов. Водородный показатель»

Цели: 1) воспитание активности и самостоятельности

            2)  развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез)

            3) организовать деятельность учащихся на усвоение знаний: понятия рН, его определения для различных растворов; умений: преобразование математических выражений; навыков: определять среду растворов с помощью  различных индикаторов

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод: частично-поисковый

Подход: витагенный

Оборудование: растворы: желудочного сока, твердого и жидкого мыла, соды, слюны; штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага.

Ход урока:

Этап урока/время

Содержание

Методы и формы организации

Замечания

Целеполагание/2 мин

Формулировка цели: зачем нужен водородный показатель и как он нам может пригодиться в жизни

Актуализация /10 мин

 Опыты.

Определение рН водных растворов желудочного сока, твердого мыла, жидкого мыла, соды и слюны.

Вопросы для эвристической беседы:

1)Что такое изжога и как от нее избавиться?

2)Какой компонент обеспечивает рН=2 в желудочном соке?

3)Почему кислотная среда способствует пищеварению?

4)Почему нельзя умываться часто обычным туалетным мылом?

5)Мы часто встречаем в рекламе, что самый хороший шампунь с рН=5,5? Почему?

6)Почему советуют использовать мыло DOVE?

7)Сода имеет щелочную среду. Ее основное применение?

Групповая форма организации (в парах постоянного состава)

Алгоритм:

1)Приготовить водные растворы предложенных веществ

2)Нанести стеклянной палочкой каплю раствора на универсальную индикаторную бумажку

3)Сравнить цвет бумажки по шкале на коробочке

4)Записать значение рН исследуемого раствора

Каждой паре с подносом выдается карточка, на которой прописан алгоритм работы

Основной этап (изучение нового материала) / 25 мин

Какие ионы обеспечивают кислую среду? какие  - щелочную?

Почему же у Na2CO3 щелочная среда?

В каком случае мы можем сказать, что среда нейтральная?

+]= [ОН-]=10-7 моль/л

Тогда как можно записать выражение для кислой и щелочной сред?

+]>[ОН-] – кислая среда

+]>10-7 моль/л

+]<[ОН-] – щелочная среда

+]<10-7 моль/л

Для дальнейшего разговора введем новое понятие: константа диссоциации воды.

КН2О= [Н+]·[ОН-]

Н2О↔Н++ОН-

КН2О=10-14 при 25°С

Как будет выглядеть выражение для концентрации Н+ и ОН-, используя выражение для константы диссоциации?

Решите задачу: Если [ОН-]=10-5 моль/л при 25°С, то чему будет равна [Н+]?

Как рассчитать рН? (Химики для удобства упростили запись концентрации и ввели величину рН.)

рН=-lg [Н+]

Можно ли выразить таким же образом величину рОН?

Проводится в форме эвристической беседы. Учитель дополняет и корректирует ответы учащихся.

Этап закрепления /8 мин

Решение простых задач по определению рН.

Карточка 1.

Если концентрация катионов водорода в крови человека составляет 10-7,4 , то каково ее значение рН?

Карточка 2.

Кислотность слюны подчелюстных желез составляет 6,4. Определите концентрации Н+ и ОН-.

Карточка 3.

Концентрация ОН- в слезах человека равна 10-6,6. Определите рН слез.

Карточка 4.

Концентрация катионов водорода в женском грудном молоке при различных условиях колеблется от 10-6,8 до 10-4,7. Тогда в каком интервале колеблется рОН?

Самостоятельное решение учащимися задач и в конце урока проверка результатов.

Алгоритм:

  1. Внимательно прочитайте условия задачи.
  2. Запишите дано.
  3. Определите что вам необходимо найти.
  4. Запишите формулу для решения задачи, если необходимо, преобразуйте ее для нахождения неизвестной вам величины.
  5. Проведите расчет.
  6. Запишите ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...