Тематическое планирование по химии 8 - 11 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) на тему

Бутакова Светлана Николаевна

Тематическое планирование по химии к учебнику  О.С.Габриелян 8 - 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по химии  

8 класс   (2 часа в неделю, всего 68 часов)

на 2014 – 2015 учебный год

№ ур.

Часы

Дата проведения

Тема урока

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть (демонстрация химич. продуктов, демонстрац. опыты, решение задач)

Задание на дом

Введение. Предмет химии (4 часа)

1

1

Предмет химии. Вещества.

Роль химии в нашей жизни.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления (реакции), отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование.

Коллекция предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла)

§ 1, упр. 4

стр 5-11

§ 2, стр 12-18

2

1

Краткие сведения по истории развития химии. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Возникновение и развитие химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии. Структура периодической системы (таблицы): периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие о свойствах химических элементов. Обозначения химических элементов, их названия. Происхождение названий.

Плакат – таблица периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 3, § 4, стр 19-32, таблица в тетради.

3

1

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Структура периодической системы (таблицы): периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие о свойствах химических элементов. Обозначения химических элементов, их названия.

§ 1 - § 4

стр 5 – 32

4

1

Химические формулы.

Самостоятельная работа № 1 «Первоначальные химические понятия»

Химическая формула, запись и чтение формул. Индексы и коэффициенты. Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.

§ 5, стр 33-37 упр. 1, 4.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

5

1

Основные сведения о строении атомов.

Доказательства сложного  строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса.

§ 6, стр 38-42 упр. 3, 5.

6

1

Изотопы.

Современное определение понятия «Химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного и того же химического элемента.

§ 7, стр 43-45 запись в тетради.

7

1

Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

Электронная оболочка атома, электронные слои, энергетические уровни. Строение электронной оболочки атомов элементов малых периодов. Завершенный и незавершенный электронные слои. Орбиталь, электронные формулы атомов.

§ 8, стр 46-52 упр. 2, 3

8

1

Ионная химическая связь.

Самостоятельная работа № 2  «Строение атома»

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений.

§ 9, стр 53-58 упр. 2

9

1

Ковалентная химическая связь.

Схема образования атомных молекул (Н2, CI2, S2, N2). Структурные формулы. Кратность химической связи.

§ 10, стр 59-62 упр. 3, 5

10

1

Электроотрицательность (ЭО).

Схема образования молекул соединений (НСI, H2O, NH3). Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи.

§ 11, стр 63-65 упр. 2 (б),

упр. 3

11

1

Металлическая химическая связь. Самостоятельная работа № 3  «Химические связи»

Понятие о металлической связи. Строение кристаллов натрия.

§ 12

Стр 66 – 68

12

1

Обобщение и систематизация знаний об элементах металлов и неметаллов, о видах химической связи.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§ 6 – 12 повторить,

 стр 38-67

13

1

Контрольная работа № 1

по теме «Атомы химических элементов»

Учет и контроль знаний по теме «Атомы химических элементов»

§ 1 -12 повторить,

стр 5 – 68

Тема 2. Простые вещества (8 часов)

14

1

Простые вещества – металлы.

Положение металлов в периодической системе элементов. Металлическая связь (повторение). Физические свойства металлов.

Коллекция металлов: Fe, AI, Ca, Mg, Na.

§ 13

Стр 69 – 72

15

1

Простые вещества – неметаллы.

Ковалентная связь (повторение). Физические свойства неметаллов. Химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы.

Коллекция неметаллов

§ 14, стр 73-78 упр. 3

16

1

Аллотропия.

Самостоятельная работа № 4 «Простые вещества – металлы и неметаллы».

Понятие аллотропии на примере модификаций элемента кислорода. Аллотропия фосфора, олова. Относительность понятия «металлические и неметаллические свойства».

Конспект в тетради

17

1

Количество вещества.

Молярная масса вещества

Количество вещества и его единицы: моль, моль, кмоль. Постоянная Авогадро.

Расчет молярных масс по химической формуле. Миллимолярная и киломолярная массы. Выполнение упражнений и использованием характеристик NА, n, m,  М.

Решение задач с использованием постоянной Авогадро, количества вещества, массы и молярной массы.

§ 15, стр 79-81

упр. 2 (а, в),

упр. 3 (б).

18

1

Молярный объем газообразных веществ.

Понятие о молярном объеме газов, миллимолярном и киломолярном объеме их.

§ 16, стр 82-85

упр. 1 (а, б), упр. 2 (а)

19

1

Урок – упражнение.

Самостоятельная работа № 5 «Простые вещества»

Решение задач и упражнений с использованием характеристик: количество вещества, молярная масса, молярный объем газов, постоянная Авогадро.

§15 - §16 (повторить), стр 79 – 85

20

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.

§13 – 16

 (повторить) стр 69 – 85

21

1

Контрольная работа № 2

по теме «Простые вещества»

Учет и контроль знаний учащихся по теме «Простые вещества»

§ 13-16

 стр 69 – 84

Тема 3.  Соединения химических элементов (11 часов)

22

1

Степень окисления.

Бинарные соединения металлов и неметаллов.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления атомов элементов в бинарных соединениях.

Составление формул бинарных соединений, общий способ построения их названий.

Образцы хлоридов, оксидов металлов.

§ 17, стр 86-90

упр. 2 (а, б, в), упр. 5

23

1

Оксиды и летучие водородные соединения.

Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений, их представители.

§ 18, стр 91-97 упр. 1.

24

1

Основания.

Самостоятельная работа № 6 «Оксиды и основания»

Состав, названия и классификация оснований. Расчеты по формулам оснований. Представители (Na, KOH, Ca(OH)2). Индикаторы и качественные реакции.

Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов.

§ 19, стр 98-101 упр. 3, 5

25

1

Кислоты

Состав, названия и классификация кислот. Расчеты по формулам кислот. Характеристика представителей кислот (H2SO4, H2CO3, H2SO3 и др.).

Образцы кислот: HCI, HNO3, H3PO4 и других неорганических и органических кислот. Правило разбавления H2SO4. Изменение окраски индикаторов.

§ 20,стр102-106

упр. 3, 4 (а)

26

1

Соли

Состав и названия солей. Растворимость солей. Характеристика представителей солей (NaCI, CaCO3, Ca3(PO4)2).

§ 21,стр107-113 упр. 3.

27

1

Кристаллические решетки

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток; связь типов кристаллических решеток с видом химической связи; характерные свойства веществ с определенным типом кристаллической решетки. Закон постоянства состава.

Модели кристаллических решеток

§ 22

стр 114-120

28

1

Чистые вещества и смеси.

Самостоятельная работа № 7 «Соединения химических элементов»

 Понятие о чистом веществе и смеси их отличиях. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей, разделение смесей и очистка веществ.

§ 23,стр121-123 упр. 1

29

1

Массовая и объемная доли компонентов смеси (примесей).

Понятие о доле компонента смеси. Вычисление доли компонента в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле.

§ 24,стр124-128 упр. 5

30

1

Количественные расчеты, связанные с понятием «доля».

Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема).

§ 24

стр 124-128

31

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§ 17 - § 24

стр 86 - 127

32

1

Контрольная работа № 3

по теме «Соединения химических элементов»

Учет и контроль знаний учащихся по теме «Соединения химических элементов»

§ 17 - § 24 повторить

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (7 часов)

33

1

Физические явления

Физические и химические явления (повторение). Способы очистки веществ, основанные на физических явлениях: дистилляция (перегонка), кристаллизация и выпаривание, фильтрование, возгонка (сублимация), отстаивание смесей. Очистка питьевой воды.

Плавление парафина

§ 25

стр 129-134

34

1

Химические реакции

Признаки протекания химических реакций. Реакции горения. Экзо- и эндотермические реакции.

§ 26,стр135-138 упр. 1, 2.

35

1

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Самостоятельная работа № 8 «Физические и химические явления веществ»

Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Роль  М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.

Химическое уравнение как условная запись химической реакции. Составление уравнений химических реакций.

Опыт, подтверждающий закон сохранения массы вещества в результате химических реакций.

§ 27,стр139-145

упр. 1, 3 (а,б,в)

36

1

Расчеты по химическим уравнениям.

Нахождение количества вещества, массы и объема продукта реакции по количеству, массе и объему исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием долей (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примесей).

§ 28,стр146-149 упр. 1

37

1

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

Самостоятельная работа № 9 «Химические уравнения»

Сущность реакции разложения. Составление уравнений реакций.

Сущность реакции соединения, замещения, обмена. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца.

Электролиз воды; разложение нитратов калия (натрия), перманганата калия, HNO3, гидроксида железа (III).

§ 29, упр. 4

§30

§ 31, упр. 2

§ 32, упр. 3

стр 150 - 167

38

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§ 25 - § 28 повторить

Стр 129 – 149

39

1

Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Учет и контроль знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

§ 25 - § 28 повторить

Стр 129 – 149

Тема 5. Простейшие  операции с веществом. Химический практикум (5 часов)

40

1

Практическая работа № 1 «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.»

Правила по технике безопасности.

Лабораторная посуда

§ 1 - § 4 повторить

Стр 5 – 31

41

1

Практическая работа № 2 «Наблюдения за горящей свечой»

Рассмотреть горение свечи и изучить ее свойства.

Свеча, спиртовка, стакан.

§ 23 - § 24 повторить

стр 121-128

42

1

Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»

Рассмотреть свойства почвы и воды.

Почва, вода, лаб.посуда, спиртовка.

§ 26 - § 27 повторить

Стр 135-144

43

1

Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»

Изучить признаки химических реакций (соединения, замещения, разложения, обмена)

§ 23 - § 24 повторить

Стр 120-129

44

1

Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

Уметь определять массовую долю сахара в растворе.

Сахар, лаб.посуда, вода.

§ 29 - § 32 повторить

Стр 150-167

Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (4 часа).

45

1

Скорость химических реакций

Понятие о скорости химических реакций. Единицы скорости химических реакций. Гомогенные и гетерогенные процессы. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой.

Конспект в тетради

46

1

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

Зависимость VP от:

а) природы реагирующих веществ;

б) температуры;

в) концентрации реагирующих веществ.

Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа.

Взаимодействие Zn, Mg, Fe c HCI.

Взаимодействие цинка с H2SO4.

Задание в тетради

47

1

Катализ и катализаторы.

Химическое равновесие.

Самостоятельная работа № 10 «Скорость химических реакций»

Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы

Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Принцип Ле Шателье. Способы смещения химического равновесия.

Смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III).

Запись в тет.

§ 29 - § 32 (пов) стр151-166

48

1

Урок – проект по теме «Три корочки хлеба»

Решение задач и упражнений. Контроль знаний по теме.

§ 29 - § 32 (пов)

Стр 150-167

Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (12 часов).

49

1

Растворение как физико-химический процесс.

Растворимость. Типы растворов.

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении.

Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Количественные оценки растворимости веществ.

Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

§ 34,стр186-192 упр. 1, 2

50

1

Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления.

§ 35

стр 193 – 197

51

1

Теория электролитической диссоциации.

Самостоятельная работа № 11 «Растворение. Растворимость веществ в воде».

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные). Определение кислот, оснований, солей с позиций теории электролитической диссоциации.

Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

§ 36

стр 198 – 202

52

1

Ионные уравнения реакции

Реакции обмена, идущие до конца. Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакции. Реакции нейтрализации.

Примеры реакций.

§ 37,стр203-208 упр. 1, 5

53

1

Кислоты, классификация и свойства.

Самостоятельная работа № 12

«Ионные уравнения реакции»

Диссоциация кислот, классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций.

Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями. Реакции нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики химических свойств кислот.

Реакции, характерные для кислот (на примере HCI, H2SO4)

§ 38,стр209-213 упр. 4, 5.

54

1

Основания, классификация и свойства.

Диссоциация растворимых оснований. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие растворимых оснований с кислотами, оксидами неметаллов. Солями. Разложение нерастворимых оснований.

Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований.

§ 39,стр214-217 упр. 3

55

1

Оксиды, классификация и свойства.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные и основные оксиды. Типичные реакции основных и кислотных оксидов.

Изучение свойств основных оксидов на примере CaO и кислотных оксидов на примере СО2.

§ 40,стр218-221 упр. 3, 4

56

1

Соли, классификация и свойства.

Средние, кислые, основные соли. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, солями, металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов (повторение). Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с таблицей растворимости). Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повт.)

Изучение химических свойств солей.

§ 41,стр222-225 упр. 1, 5

57

1

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

§ 42 стр226-228 упр. 2 (б), упр.4

58

1

Классификация химических реакций.

Самостоятельная работа № 13 «Свойства химических соединений»

Различные признаки классификации химических реакций.

Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена.

§ 41 - § 42

стр 222 – 228

59

1

Окислительно-восстановительные реакции

Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов.  Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Процессы восстановления и окисления, окислители и восстановители.

Взаимодействие Zn c HCI, c S, c CuCI2.

§ 43, упр. 5

Стр 229 – 236

60

Контрольная работа № 5

по теме  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Учет и контроль знаний по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов.»

Тема 8.  Химический практикум «Свойства растворов электролитов» (4 часа)

61

1

Практическая работа № 6

«Ионные реакции»

Обнаружение сульфат- и хлорид- ионов. Определение качественного состава солей (хлорида бария, сульфата магния, карбоната аммония).

Глава 8.

Работа № 8.

62

1

Практическая работа № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Реакции ионного обмена, идущие до конца. Проведение серии реакций, сопровождающихся образованием осадка, газа, слабого электролита (воды).

Работа № 9

63

1

Практическая работа № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.»

Осуществить реакции, характеризующие свойства растворов.

Работа № 10

64

1

Проект «Продукты питания как химические соединения»

Повторение курса химии за 8 класс (3 часа)

65

1

Химические формулы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов.

 § 5 - § 10 (повторить)

стр 33 – 60

66

1

Количество вещества, масса вещества, объем веществ.

§ 13 - § 16 (повторить)

стр 69 – 84

67

1

Решение задач

§ 1 - § 16 (повторить)

стр 6 – 86

68

1

Итоговая контрольная работа

        



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по химии

9 класс     (2 часа в неделю; всего 68 часов.)

№ ур.

Часы

Дата проведения

Тема урока

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть (демонстрация химич. продуктов, демонстарц. опыты, решение задач)

Задание на дом

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа)

1

1

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента. Характеристика элемента – металла (неметалла). Генетические ряды металла и неметалла.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 1, cтр 3-8 упр 1, 2

2

1

Вводная контрольная работа

Учет и контроль знаний учащихся за курс 8 класса.

3

1

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Переходные элементы (металлы). Зависимость химических свойств оксидов и гидроксидов элементов побочных подгрупп таблицы Д.И. Менделеева от степеней окисления их атомов.

§ 1 (пов.)

§ 2, стр 9-11 упр 2

4

1

Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.

Самостоятельная  работа № 1 «Амфотерные вещества»

Знать периодический закон Д.И. Менделеева (все 3 формулировки). Графическое отображение периодического закона в ПС Раскрытие научного подвига Д.И. Менделеева.

§ 3, стр 12-20 упр. 2, 8

Тема 1.   Металлы (14 часов)

5

1

Металлы. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов.

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Восстановительные свойства металлов. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и , теплопроводность, металлический блеск, твердость и плотность металлов.

Металлическая кристаллическая решетка. Коллекция «Металлы». Периодическая система Д.И. Менделеева.

§ 4, стр 21-26 упр 2, 3.

§ 5, § 6.

стр 27 – 32

6-7

2

Химические свойства металлов как восстановителей.

Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Металлическая химическая связь

Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов».

1)§8, стр 39-41 упр.2

2) § 8, стр 39-41 упр. 7

8

1

Получение металлов.

Самостоятельная работа № 2 «Свойства металлов»

Самородные металлы. Руды. Минералы.

Металлургия и ее виды: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Методы получения металлов.

§1 - §8 (пов.)

§ 9, стр 42-46

9

1

Сплавы. Коррозия металлов.

Сплавы, их свойства и значение. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Коллекция «Сплавы. Металлы».

§7 стр 33-38, §10, стр 47-51 упр.3.

§1 - §8 (пов.)

10

1

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе.

Характеристика щелочных металлов 1 группы главной подгруппы. Металлы в природе. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества.

Соединения щелочных металлов: оксиды, соли, гидроксиды, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 11

стр 52-59

упр.  1(б), 3.

 11-12

2

Щелочноземельные металлы, их соединения и свойства.

Характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. Строение атомов. Соединение щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты), их свойства.

Коллекция «Минералы».

1) § 11 (пов.)

§12, стр 60-67 упр.3,4.

2) § 12,

стр 60-66 упр. 5

13-14

2

Алюминий.

Строение атома алюминия, физические и химические свойства. Соединения алюминия: оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

1) §13 стр 68-71, упр 6.

2) § 13 стр 68-75, упр 8

15-16

2

Железо.

Самостоятельная работа № 3 «Металлы»

Строение атома железа, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+, Fe3+. Соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Получение гидроксидов железа (II), (III).

1)§14 стр 76-83, упр.1,5

 

2) §14, стр 76-83  упр.4

17

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Металлы»

Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева. Химические свойства металлов.

§ 4 - § 14 повторить, стр 26-76

18

1

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

Учет и контроль знаний по теме «Металлы»

§ 4-§ 14 (пов)

стр 21 – 83  

Химический практикум I.    Свойства металлов и их соединений.

19

1

Практическая работа № 1

«Осуществление цепочки химических превращений»

§ 1 - § 14 повторить, стр 8 – 76

20

1

Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов»

Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

§ 5 - § 14 повторить, стр 27 - 76

21

1

Практическая работа № 3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия.

§ 1 - § 14 повторить, стр 8 – 80

22

1

Практическая работа № 4

«Качественные реакции на ионы металлов».

Качественные реакции на ионы металлов

§ 1-§ 14 (пов) стр 3 - 82

                               Тема 2.    Неметаллы (18 часов).

23

1

Общая характеристика неметаллов.

Общая характеристика неметаллов: положение в ПС, особенности строения атомов, электроотрицательность, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 15, стр 88-93  упр. 3

24

1

Водород

Характеристика водорода. Получение водорода. Круговорот водорода в природе.

§ 17 стр 98-103  упр. 4

25

1

Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества.

Характеристика галогенов. Галогены – простые вещества, их свойства. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей.

§ 18, стр104

§19, стр 110-115 упр 3, 4.

§ 15-17(пов.)

стр 88-102

26

1

Получение и применение галогенов.

Рассмотреть способы получения галогенов. Применение галогенов. Биологическое значение галогенов.

§ 20, стр 116-121 упр. 1

27

1

Кислород.

Самостоятельная работа № 4 «Галогены – простые вещества»

Строение атома кислорода. Химические свойства кислорода. Применение кислорода в природе.

§ 21, стр122-129

28

1

Сера - простое вещество.

Строение атома серы. Аллотропия. Химические свойства и применение ромбической серы.

л/о «Взаимодействие серы с водой, металлами».

§ 22, стр 130-133  упр. 3, 4

29

1

Соединения серы.

Оксиды серы (IV  и VI), их получение и применение, свойства.

§ 23, стр 134-141 упр. 5.

§ 22 (пов.)

30

1

Азот – простое вещество.

Строение атома и молекулы азота, свойства простого вещества. Роль азота в природе.

л/о «Получение азота»

§ 24, стр 142-146  упр. 2

§ 22 - § 23 (повторить)

31

1

Аммиак.

Самостоятельная работа № 5  «Соединения серы и азота»

Строение, свойства, получение и применение.

д/о «Свойства аммиака»

§ 25, стр 147-152 упр. 7, 10

32

1

Соли аммония, их свойства и применение.

Рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония.

д/о «Кристаллические соли аммония»

§ 26, стр 153-155  упр 2, 4

33

1

Кислородные соединения азота.

Оксиды азота  (II  и  IV). Азотная кислота, её свойства и применение.

§ 27, стр 156-158 упр. 6

34

1

Фосфор и его соединения.

Применение фосфора.

Строение атома, аллотропия. Свойства белого и красного фосфора. Соединения фосфора: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Значение фосфора в природе.

д/о «Соединение фосфора»

§ 28 стр 159-163  упр. 1, 2

35

1

Углерод.

Строение атома, аллотропия, химические свойства углерода. Применение углерода.

д/о «Способность активированного угля».

§ 29

стр 164-171

36

1

Кислородные соединения углерода

Оксиды углерода (II  и  IV), их свойства и применение.

д/о «Получение СО2»

§ 30

стр 172-177  упр.5, 6(а).

§ 28-29 (пов.)

37

1

Кремний.

Самостоятельная работа № 6 «Углерод. Фосфор.»

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства. Оксид кремния  (IV), его природные разновидности.

§ 31  

стр 178-186 упр. 1,  4 (б)

38

1

Силикаты. Соединения кремния.

Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

§ 31, стр 178-185

§26, §27, §29 пов.

39

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Неметаллы»

Положение неметаллов в ПС. Химические свойства неметаллов.

§ 15 - § 31 (повторить) стр 88-180

40

1

Контрольная работа № 2

по теме «Неметаллы»

Учет и контроль знаний по теме «Неметаллы»

§ 15 - § 31 (повторить) стр 92-185

Химический практикум  II.     «Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» (4 часа)

41

1

Практическая работа № 5

«Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат – ионы. Подгруппа кислорода».

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

§ 24 - § 25

(повторить) стр 142-151

42

1

Практическая работа № 6

«Получение аммиака и исследование его свойств».

Получение аммиака. Изучение свойств водного раствора аммиака.

§ 23 (повт) стр 134-141

43

1

Практическая работа № 7

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».

§ 26 - § 30

(повторить) стр 153-177

44

1

Практическая работа № 8

«Получение, собирание и распознавание газов»

Получение окида углерода (IV) и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов.

§ 21 - § 23, 29 (пов),

стр 122-171

Тема 3.     Органические  соединения  (14 часов).

45

1

Органические вещества. Предмет органической химии.

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

§ 32, стр 193-199 упр. 1, 2

46

1

Алканы.

Предельные углеводороды.

Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Физические свойства предельных углеводородов. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

§ 33

§ 32 (пов.) стр 193-205

47

1

Алкены. Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения и окисления, гидратация и дегидратация. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

д/о «Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия».

§ 34, упр. 2

§ 32 - § 33 (пов)

стр 193-209

48

1

Алкины.

Самостоятельная работа № 7 «Алканы. Алкены.»

Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Получение ацетилена карбидным способом и его горение.

Запись и задание в тет. стр 195-208

49

1

Спирты.

Спирты и их атомность. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных - на примере этиленгликоля.

Трехатомный спирт - глицерин. Свойства, способы получения и применения одноатомных спиртов.

д/о «Получение этилового спирта».

§ 35

стр 210-216

упр. 4, 5 (б)

50

1

Альдегиды.

Альдегидная группа и общая формула альдегидов.  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Формальдегид, или метаналь, этаналь. Качественные реакции на альдегиды.

д/о «Реакция серебряного зеркала»

Конспект в тетради,

§ 32 - § 36 (повторить)

51

1

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

Сложные эфиры.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Свойства карбоновых кислот:  взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.

д/о «Свойства кислот».

§ 36, стр 217-220 упр. 1

52

1

Жиры.

Самостоятельная работа № 8 «Органические соединения»

Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Растительные и животные жиры. Применение жиров. Мыла. Синтетические и моющие средства.

д/о «Свойства твердых и жидких жиров»

§ 37

стр221-223

53-54

2

Аминокислоты и белки.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

§ 38

§ 36 - § 37 стр 217-230

55

1

Углеводы.

Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

л/о «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)

§ 39

стр 232 – 236  упр. 1

56

1

Полимеры.

Самостоятельная работа № 9  «Жиры. Белки. Углеводы»

Обобщить и повторить реакции полимеризации и поликонденсации. Сформировать представления о пластмассах и волокнах, рассмотреть их классификацию, свойства и применение отдельных представителей.

Коллекция «Пластмассы и волокна».

§ 40

стр 237 – 241

57

1

Обобщение знаний учащихся по теме «Органические вещества».

Решение задач и упражнений по теме «Органические вещества».  Подготовка к контрольной работе.

§32 - §39 (повторить) стр 194 – 236

58

1

Контрольная работа № 3

по теме «Органические вещества»

Контроль и учет знаний по теме «Органические вещества»

§ 34 (пов)

стр 206 – 209

Химический практикум  III.    «Получение, свойства и распознавание органических веществ» (3 часа).

59

1

Практическая работа № 9

«Получение и свойства этилена»

Получение этилена и изучение его свойств.

§ 40  

стр 237 - 240

60

1

Практическая работа № 10

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

§ 27 - 30  (пов)

стр 156 – 177

61

1

Практическая работа № 11

«Распознавание волокон и пластмасс»

Свойства пластмасс. Свойства волокон.

§ 31 - § 39 (пов)

стр 178 – 235

Минеральные удобрения (3 часа)

62

1

Классификация удобрений

Рассмотреть общую классификацию минеральных удобрений. Расчет питательной ценности удобрений.

Стр 246 – 252. упр. 1

63

1

Химическая мелиорация почв

Мелиорация. Химическая мелиорация. Кислотность почвы.

Стр 252 –255

64

1

Азотные, калийные и фосфорные удобрения.

Самостоятельная работа № 10 «Минеральные удобрения»

Азотные и калийные удобрения, их классификация и представители.

Стр 255-259

Ст.260, упр 4

Повторение курса химии за 9 класс  (3 часа).

65

1

Органические вещества. Карбоновые кислоты.

Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Свойства карбоновых кислот:  взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.

§ 4 - § 15 повторить

66

1

Металлы. Неметаллы.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Химические свойства металлов и неметаллов.

§ 15 - § 30 повторить

67

1

Органические соединения

Вещества органические и неорганические, относительность их понятия.

§ 31 - § 42 повторить

68

1

Итоговая контрольная работа

Контроль и учет знаний учащихся  за курс химии в 9 классе



Предварительный просмотр:

  Календарно-тематическое планирование по химии

10 класс.  (2 часа в неделю; всего 68 часов)

№ ур.

Часы

Дата проведения

Тема урока

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть (демонстрация химич. продуктов, демонстрац. опыты, решение задач)

Задание на дом

1

1

Введение. Предмет органической химии.

Знать, что изучает органическая химия. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Понятие о гомологических рядах веществ. Понятие об изомерии и гомологии на основе этих рядов.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 1, стр 5-12 упр. 2, 5

2

1

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Уяснить основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова.

§ 2, стр 13-22 упр. 2, 10

3

1

Входная контрольная работа.

Закрепление знаний, умений и навыков по изучению органической и неорганической химии.

Стр 5 – 22 (повторить)

Тема 1.           Строение и классификация органических соединений (8 часов).

4

1

Строение атома углерода. Электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов.

Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов. Химические связи: сигма – связи (σ) и пи-связи (π).

Модели орбиталей (s, p).

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Конспект в тетради

5

1

Гибридизация орбиталей.

Виды гибридизации.

Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации: sp3 – на примере молекулы метана; sp2 – молекулы этилена; sp – молекулы ацетилена.

Задание в тетради

6

1

Классификация органических соединений.

Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета. Ациклические соединения, как соединения с незамкнутой цепью атомов углерода с одинарными, двойными и тройными связями. Карбоциклические соединения: алициклические, ароматические. Классификация органических соединений по функциональным группам. Спирты, фенолы, простые эфиры. Карбоновые кислоты, сложные эфиры. Карбонильные соединения: альдегиды, кетоны. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, аминокислоты, амины.

Запись в тетради, задание по карточке.

7

1

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная.

Тест по теме «Органические вещества».

Разновидности структурной изомерии. Изомерия положения (на примере алкенов). Межклассовая изомерия (на примере алкенов, спиртов, простых эфиров, аминокислот). Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая изомерия (на примере алкенов и циклоалканов). Оптическая изомерия на примере α - аминокислот.

§ 2

стр 13 – 21

8

1

Типы химических реакций в органической химии

Типы химических реакций в органической химии. Рассмотреть реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации.

Плавление, горение и обугливание органических  в-в. Обесцвечивание этиленом и С2Н2 бромной воды и раствора перманганата калия. Взаимодействие спиртов с Na  и кислотами.

Запись в тетради, задание на карточке.

9

1

Типы реакционно-способных частиц и механизмы реакций в органической химии.

Познакомить учащихся с типами реакционно-способных частиц в органической химии. Основные механизмы протекания реакций. Способы образования и разрыва ковалентной связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Конспект в тетради

10

1

Обобщение знаний по теме

«Классификация органических соединений».

Знать органическую химию. Уметь составлять электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов. Уметь определять валентность химического элемента, виды функциональных групп.

Задание в тетради

11

1

Контрольная работа №1 по теме «Классификация органических соединений».

Учет и контроль знаний по теме «Классификация органических соединений»

§ 1 - § 2

стр 6 – 21

Тема   2.        Углеводороды   (11 часов).

12

1

Углеводороды.

Природные источники углеводородов.

Понятие об углеводородах. Природные источники УВ: нефть, природный газ, каменный уголь. Переработка нефти.

Конспект в тетради

13

1

Алканы.

Лабораторная работа № 1 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

Строение, гомологический ряд. Изомерия и номенклатура алканов. Получение алканов в промышленности из природных источников углеводородов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, гидролиз карбида алюминия. Физические свойства алканов.

§ 3, стр 23-32

 упр. 5, 7, 11.

14

1

Химические свойства алканов.

Химические свойства алканов. Реакции радикального замещения, горения, дегидрирования, изомеризации. Применение алканов.

§ 3, стр 23-32 задание в тетради.

15-16

2

Алкены.

Лабораторная работа № 2 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»

Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Получение алкенов. Физические свойства алкенов. Гидрирование и окисление алкенов. Полимеризация. Применение алкенов на основании их свойств.

§ 4, стр 33-41 упр. 7, 8

17

1

Алкадиены. Каучуки.

Состав и строение. Изомеризация и получение алкадиенов. Физические и химические свойства. Каучуки, резина.

 § 5 стр 34-46

§ 4 (пов.)

18

1

Алкины. Ацетилен.

Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Получение алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкинов. Гидрирование, димеризация, тримеризация, окисление алкинов. Применение алкинов.

§ 6, упр. 3, 4 стр 23 – 51

§ 3 - § 5 (пов.)

19

1

Ароматические углеводороды.

Тест  теме «Углеводороды».

Строение, изомеризация и номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения ароматических углеводородов. Применение ароматических углеводородов.

§ 7, стр 52-54 упр. 4

20

1

Нефть и способы ее переработки.

Нефть. Фракционная перегонка (ректификация). Продукты перегонки нефти. Крекинг и реформинг.

§ 8, стр 55-62 упр. 1, 9

21

1

Урок - упражнение

Закрепить ЗУН по углеводородам. Подготовка к контрольной работе.

§ 3 - § 7 (пов) стр 24-53

22

1

Контрольная работа № 2

по  теме «Углеводороды»

Учет и контроль знаний по теме «Углеводороды»

§ 1 - § 8 (пов) стр 5 – 62

Тема 3.          Кислородсодержащие   соединения   (14 часов).

23

1

Спирты.

Состав и классификация спиртов. Физические и химические свойства спиртов. Представители класса спиртов.

§ 9, стр. 63-68

24

1

Химические свойства спиртов.

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием гидроксильных групп: взаимодействие с галогеноводородами, окисление и дегидрирование спиртов.

§ 9, стр. 69-73

25

1

Особенности свойств многоатомных спиртов.

Лабораторная работа № 3 «Свойства глицерина»

Особенности свойств многоатомных спиртов. Важнейшие представители класса спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Применение спиртов.

§ 9 стр 63-73 упр. 10 - 13

26

1

Фенолы.

Физические свойства фенола. Строение, изомеризация, номенклатура фенола. Многоатомные фенолы.

§ 10

стр.74-76

27

1

Химические свойства фенола.

Химические свойства фенола: кислотность, реакции бензольного кольца. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественные реакции фенолов.

§ 10

стр 74 – 79

28

1

Альдегиды и кетоны.

Самостоятельная работа по теме «Спирты. Фенолы.»

Классификация и изомерия альдегидов и кетонов. Строение карбонильной группы.  

§ 11 стр 80-83

29

1

Химические свойства альдегидов.

Химические свойства альдегидов. Восстановление и окисление альдегидов. Реакция «серебряного зеркала».

§ 11, стр 80-83 упр. 6

30

1

Карбоновые кислоты.

Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные и многоосновные карбоновые кислоты. Строение карбоксильной группы. Физические свойства одноосновных карбоновых кислот.

§ 12,

стр. 84-89

31

1

Химические свойства карбоновых кислот.

Лабораторная работа № 4 «Свойства уксусной кислоты»

Химические свойства. Кислотность (взаимодействие с металлами, основаниями, оксидами, солями). Отдельные представители карбоновых кислот.

§12, стр 84-91  упр. 4, 8

32

1

Сложные эфиры.

Строение и получение сложных эфиров. Гидролиз сложных эфиров.

§ 13,

стр. 92-93

33

1

Жиры. Омыление жиров.

Строение и распространение жиров. Омыление жиров. Жиры как сырье для получения мыла.

§ 13,

стр. 94-97

34

1

Мыла, и их моющие средства.    

Лабораторная работа № 5 «Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Мыла. Очищающее действие мыла. Синтетические моющие средства.

§ 13 стр 92-99

упр. 4, 5, 8.

35

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Кислородсодержащие соединения»

Закрепление ЗУН по кислородсодержащим соединениям. Подготовка к контрольной работе.

§9 - §13 (пов) стр 64 - 98

36

1

Контрольная работа № 3

по теме «Кислородсодержащие соединения»

Учет и контроль знаний по теме «Кислородсодержащие соединения»

§ 10 - § 13 (пов)

стр 74 - 99

Тема 4.     Углеводы.  Азотсодержащие соединения. (17 часов)

37-38

2

Углеводы, их классификация и значение. Моносахариды.

Лабораторная работа № 6 «Свойства глюкозы»

Классификация углеводов: моносахариды, полисахариды.

Глюкоза, строение её молекулы. Физические и химические свойства глюкозы.

§ 14

стр 100-109

упр. 9, 11

39

1

Дисахариды. Сахароза и её свойства.

Общая формула и представители дисахаридов. Физические и химические свойства сахарозы. Нахождение в природе  и биологическая роль. Получение сахара в промышленности.

§ 15

стр. 110-112.

40

1

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.

Общая формула и представители полисахаридов: декстрины, гликоген, крахмал, целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна).

§ 15

стр 110-115 упр. 7

41

1

Амины. Анилин.

Самостоятельная работа по теме «Углеводы»

Строение, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Физические и химические свойства аминов. Амины как нуклеофилы.

§ 16

стр 116-121 упр. 5, 8

42

1

Аминокислоты.

Строение и изомерия аминокислот. Свойства аминокислот, обусловленные наличием в их молекулах основной амино- и кислотной карбоксильной групп.

Реакции поликонденсации, пептидная связь, образование полипептидов.

§ 17

стр. 122-127

43-44

2

Белки.

Лабораторная работа № 7 «Свойства белков»

Белки как полимеры. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Биологическая роль белков.

§ 17

стр 122 – 134 упр. 10

45

1

Нуклеиновые кислоты.

Рибонуклеиновые кислоты (РНК) и дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК). Нуклеотиды, полинуклеотиды.

§ 18

стр 135 – 141 упр. 3, 4

46-47

2

Ферменты.

Классы ферментов. Применение ферментов в промышленности.

§ 19

стр 142 – 147 упр. 8

48-49

2

Витамины.

Лабораторная работа № 8 «Свойства витаминов»

Витамины. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Функции витаминов.

§ 20

стр. 148-152

50-51

2

Гормоны, лекарства.

Самостоятельная работа по теме «Азотсодержащие органические соединения»

Гормоны. Свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Лекарства. Химиотерапия и фармакология.

§ 20

стр. 153-161,

упр. 6, 11

52

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Углеводы. Азотсодержащие соединения»

Закрепление ЗУН по углеводам и азотсодержащим органическим соединениям.

§ 14  - § 20 (пов)

стр 100 – 148

53

1

Контрольная работа № 4

по теме «Углеводы. Азотсодержащие соединения»

Учет и контроль знаний по теме «Углеводы. Азотсодержащие соединения»

§ 14 - § 17 (пов)

стр 100 – 134

Тема  5.  Искусственные и синтетические полимеры (5 часов)

54-55

2

Искусственные полимеры.

Искусственные полимеры. Пластмассы. Целлулоид. Волокна (ацетатное волокно, вискоза, медно-аммиачное волокно).

Коллекция «Пластмассы», «Волокна».

§ 21

стр 162-165

56-57

2

Синтетические органические соединения.

Самостоятельная работа по теме «Полимеры»

Синтетические полимеры. Структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Полиэтилен. Синтетические каучуки.

Коллекция «Пластмассы», «Каучуки».

§ 22

стр 166-173

упр. 5 – 8

58

1

Урок – упражнение

§ 21 –22 (пов) стр 162 – 173

Химический практикум (2 часа)

59

1

Практическая работа № 1 по теме «Идентификация органических соединений»

Распознавание органических соединений.  Химические свойства ОС.

§ 21 -§ 22 (пов)

стр 164 – 173

60

1

Практическая работа № 2 по теме «Распознавание пластмасс и волокон»

Распознавание пластмасс и волокон.

Стр 160 - 172

Повторение курса химии за 10 класс

61

1

Углеводороды. Химические свойства углеводородов.

Повторить понятие об углеводородах. Строение, гомологический ряд углеводородов.

§ 3 - 8 (пов) стр 32 – 55

62-63

2

Кислородсодержащие соединения.

Физические и химические свойства спиртов, фенолов, альдегидов.

§ 9 -§ 12 (пов)

стр 63 – 90

64-65

2

Углеводы.

Повторить классификацию углеводов: моносахариды, полисахариды, дисахариды.

§ 14 -§ 19 (пов)

стр 100 – 142

66-67

2

Азотсодержащие органические соединения.

Строение и состав аминокислот, анилина, белков.

68

1

Итоговая контрольная работа



Предварительный просмотр:

  Календарно-тематическое планирование по химии

11 класс    (2 часа в неделю; всего 68 часов)

№ ур.

Часы

Дата проведения

Тема урока

Изучаемые вопросы

Экспериментальная часть (демонстрация химич. продуктов, демонстарц. опыты, решение задач)

Задание на дом

Тема 1.     Строение атома (8 часов)

1

1

Строение атома.

Инструктаж по ТБ.

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

§  1, стр 3-10 упр. 1, 2, 6

2

1

Вводная контрольная работа.

Закрепление знаний, умений и навыков по изучению органической и неорганической химии.

Задание в тетради

3

1

Состояние электронов в атоме.

Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях.

Электронные формулы атомов элементов. Принцип Паули, правило Хунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s, p, d, f – семейства.

Модели орбиталей

§ 1 стр 3-10 задание в тет.

4

1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Предпосылки открытия Периодического закона: накопление фактологического материала, работа предшественников (Берцелиуса, Деберейнера…).

Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная диагональная периодические зависимости.

Таблица Периодической системы химических элементов

§ 2, стр 11-23 упр. 10

5-6

2

Периодический закон  и строение атома.

Самостоятельная работа № 1 по теме «Строение атома»

Изотопы. Современное понятие «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука – Мозли. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.

Таблица Периодической системы химических элементов

§ 2, стр 11-22 упр. 1-4

7

1

Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе.

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.

§ 1 - § 2 (пов) стр 3 – 22

8

1

Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома»

Учет и контроль знаний по теме «Строение атома»

§ 1 - § 2 (пов) стр 3 – 22

Тема 2.     Строение вещества (14 часов)

9

1

Ионная химическая связь

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь. Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по краткости (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомные и молекулярные. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки.

Механизм образования этой связи и ее значение. Единая природа химических связей.

Демонстрационные модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи.

§ 3, стр 24-28 упр. 1, 8, 9

10

1

Ковалентная химическая связь

Насыщаемость, поляризуемость, направленность связи – геометрия молекулы.

§ 4, стр 29-37 упр. 3-5

11

1

Металлическая химическая связь

Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка.

§ 5, стр 38-46 задание в тетради.

12

1

Водородная химическая связь.

Самостоятельная работа № 2  по теме «Химические связи»

Водородная химическая связь. Механизм образования водородной связи. Водородная связь в белках и нуклеиновых кислотах.

§ 6 стр 47-53

§ 3 - § 5 (пов.)

13-14

2

Полимеры.

Лабораторная работа № 1  «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них»

Полимеры. Пластмассы. Классификация полимеров по происхождению (биополимеры, искусственные и синтетические полимеры) и по отношению к нагреванию. Применение пластмасс. Волокна (природные, химические). Неорганические полимеры.

§ 7, стр 54-66 упр.4, 10

15

1

Газообразные вещества

Агрегатные состояния веществ (газообразное, жидкое и твердое). Закон Авогадро. Молярный объем газов. Свойства газов.

§ 8, стр 67-79 упр. 4, 12

16

1

Жидкие вещества

Вода, ее биологическая роль. Круговорот воды в природе. Применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Временная и постоянная жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды.

§ 9, стр 80-86 упр. 1- 4

17

1

Твердые вещества

Кристаллические и аморфные вещества. Применение аморфных веществ. Относительность некоторых химических понятий.

§ 10, стр 87-94 упр. 5

§ 8 - § 9 (пов.)

18

1

Дисперсные системы. Самостоятельная работа № 3 по теме «Строение вещества».

Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Коагуляция. Молекулярные и истинные растворы.

Образцы различных систем  жидкой средой.

§ 11, стр 95-104 упр. 3, 9

19

1

Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ)

Предпосылки создания ТСБ: работа предшественников (Дюма, Велер, Жерар, Кекуле), съезд естествоиспытателей в г. Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии.  Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ  не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения.

Конспект в тетради (задание)

20

1

Состав вещества. Смеси.

Закон постоянства состава вещества. Массовая и объемная доля растворенного вещества. Массовая доля примесей и продукта реакции. Молярная концентрация.

§ 12

стр 105-111

упр. 6, 8

21

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Строение вещества»

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.

§ 3 - § 12 (пов) стр 24 – 105

22                                                                                          

 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества».

 Учет и контроль знаний по теме «Строение вещества»                                                                                                                                                                                                                                                      

§ 8 - § 12 (пов) стр 67 – 110

Тема 3.     Химические реакции (13 часов)

23-24

 2

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Лабораторная работа № 2 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса»

Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава вещества.

Превращение красного фосфора в белый; кислорода – в озон.

Цепочка Р → Р2О5 → Н3РО4.

Свойства СН3СООН.

Свойства металлов.

§ 13,

стр 112-117 задание в тетради

25-26

2

Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ.

Лабораторная работа № 3 «Реакции. Идущие с образованием осадка, газа или воды»

Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия, экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Теплота образования. Закон Гесса. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Взаимодействие Н24 с Н2О, горение Mg. Разложение гидроксида меди (II).

Получение СО2.

Растворение нитрата аммония в Н2О.

§ 14, стр 118-125 упр. 7, 8

§ 13 (повтор.)

27-28

2

Скорость химических реакций.

Лабораторная работа № 4 «Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)»

Понятие о скорости реакции (Vр). Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура. Концентрация. Катализаторы. Катализ гомо-, гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами, ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Взаимодействие растворов Na2SO4, BaCI2, Na2S2O3, H2SO4 при разных t, растворов Na2S2O3 разных концентраций с H2SO4, Na c H2O, C2H5OH.

Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с НСI идр.

§ 15 стр 126-135

§ 13 - § 14 (пов.)

29

1

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье.

§ 16 стр 137 – 142  упр. 6, 7.

§13-§ 15 (пов.)

30-31

2

Электролитическая диссоциация (ЭД).

Самостоятельная работа № 4 по теме «Химические реакции».

Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы.

Кислоты, соли и основания в свете представлений об ЭД.

Степень электролитической диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов.

Реакции идущие с образованием осадка, газа или Н2О с участием органических и неорганических электролитов

§ 17

стр 143 – 149 упр.10 (б)

32

1

Гидролиз

Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов. Белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей (3 случая). Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Сернокислотный гидролиз углеводов.

Гидролиз карбонатов, сульфитов, нитрата цинка.

§ 18 стр 150-154 упр. 7, 8

33

1

Электролиз. Окислительно-восстановительные реакции.

Самостоятельная работа № 5 по теме «Гидролиз»

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления элементов. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Электролиз. Применение электролиза в промышленности.

§ 19

стр 155 – 163

§13-§18 (пов.)

34

1

Повторение и обобщение пройденного материала.

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.

§13-§19 (пов) стр 112 – 155

35

1

Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции»

Учет и контроль знаний по теме «Химические реакции»

§16 - §19 (пов.) стр 137 – 162

Тема 4.     Вещества и их свойства (18 часов)

36

1

Классификация неорганических веществ.

Простые и сложные вещества.

Оксиды, их классификация.

Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные гидроксиды).

Кислоты, их классификация.

Соли средние, кислые, основные.

Комплексные соли.

Коллекция «Минералы и горные породы».

Получение Cu(OH)2, Fe(OH)2, AI(OH)3, Fe(OH)3, Zn(OH)2.

Конспект в тетради (задание)

37

1

Классификация органических веществ.

Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Образцы газообразных, жидких, твердых органических веществ.

Конспект, задание по карточке.

38

1

Металлы.

Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с коллекцией металлов»

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, с солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами.

Оксиды и гидроксиды металлов:. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизни организмов.

Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов.

Горение Nа и Li в кислороде; взаимодействие Nа с Н2О.

Взаимодействие Mg с Н2О; Mg, Zn, Fe и   Cu  c  HCI; Fe  c  CuSO4 в растворе; AI (или Zn) c NaOH в растворе.

§ 20

стр 164 – 170

упр. 5 (а, б)

39

1

Коррозия металлов.

Получение металлов.

Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Металлы в природе.

Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение.

Электрохимическая коррозия  цинка в соляной кислоте.

Коллекция .

Получение Fe  взаимодействием  AI c Fe2O3.

§ 20

стр 164 – 173 упр. 6, 7

40

1

Неметаллы.

Положение неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.

Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений неметаллов синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов.

1. Взаимодействие Zn и  S, Fe  и Ci2 (или Na и  Ci2), P и CI2 c NaBr и KI, Br2 c C2H4, P c KCIO3.

2. Получение и свойства НСI и NН3.

3. Взаимодействие СО2 с NаОН.

§ 21 стр 174-179 упр. 8

41

1

Неметаллы.

Самостоятельная работа № 6 по теме «Металлы и неметаллы»

Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степеней окисления неметалла.

§ 21 стр 174-179

§ 20 (пов.)

42

1

Урок-упражнение по классам «Металлы» и «Неметаллы»

Решение задач и упражнений.

§20-§21 (пов.) стр 164 – 179

43

1

Контрольная работа № 4 по теме «Металлы и неметаллы»

Учет и контроль знаний по теме «Металлы и неметаллы»

§20-§21 (пов.) стр 164 – 179

44-45

2

Кислоты.

Классификация органических и неорганических кислот.

Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.

Особенности свойств серной и азотной кислот. Особенности свойств СН3СООН и НСООН.

Свойства НСI, Н24 и СН3СООН.

Взаимодействие Н24  и НNО3 с Сu.

§ 22 стр 180-187

упр. 5 (а), 6.

46-47

2

Основания.

Самостоятельная работа № 7 по теме «Кислоты и основания органических и неорганических веществ».

Основания в свете протолитической теории.

Классификация органических и неорганических оснований.

Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов.Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Взаимодействие NaOH с кислотами,  солями (CuSO4 и NH4CI), амфотерными гидроксидами (Zn(OH)2).

§ 23 стр 188-192

 упр. 4, 5 (б)

48-49

2

Соли.

Лабораторная работа № 6 «Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли»

Средние соли. Хлорид натрия, карбонат кальция. Кислые соли.  Основные соли.

§ 24

стр 193 – 199 упр. 5

§22-§23 (пов.)

50-51

2

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

Самостоятельная работа № 8 по теме «Органические и неорганические соединения».

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.

Генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента (Zn).

Генетические ряды и генетическая связь в органике (для соединений, содержащих два атома углерода). Единство мира веществ.

§ 25 стр 200-204 упр. 3, 4

52

1

Урок - упражнение

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§ 20 - § 25 (пов) стр 164 – 200

53

1

Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства»

Учет и контроль знаний по теме «Вещества и их свойства»

§ 20 - § 25 (пов) стр 165 – 203

Тема 5.       Химический практикум (5 часов).

54

1

Практическая работа № 1 по теме «Получение, собирание и распознавание газов»

Получение, собирание, распознание газов и изучение их свойств.

§13 - §19 (пов.) стр 112 – 163  

55

1

Практическая работа № 2  по теме «Скорость химических реакций»

Скорость химических реакций, химическое равновесие.

§20 - §25 (пов.) стр 164 – 204

56

1

Практическая работа № 3 

по теме «Решение эксперимен-тальных задач по неоргани-ческой химии»

Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

§23 - §25 (пов.) стр 188 – 203

57

1

Практическая работа № 4 

по теме «Решение эксперимен-тальных задач по органической химии»

Решение экспериментальных задач по органической химии.

§24-§25 (пов.) стр 193 – 204

58

1

Практическая работа № 5

по теме «Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами»

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

§ 1 - § 10 (пов) стр 3 - 90

Тема 6. Химия и общество (6 часов)

59-60

2

Химия и производство

Лекционно-семинарское занятие по плану:

1) химическая промышленность и химические технологии;

2) сырье для промышленной промышленности;

3) вода в химической промышленности;

4) энергия для химического производства;

5) научные принципы химического производства;

6) защита окружающей среды и охрана труды при химическом производстве;

7) основные стадии химического производства; сравнение производства аммиака и метанола.

Приготовить реферат

61

1

Химия и сельское хозяйство.

Самостоятельная работа № 9 по теме «Химия в производстве и сельском хозяйстве»

Лекционно-семинарское занятие по плану:

1) химизация сельского хозяйства и ее направления;

2) растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК);

3) удобрения и их классификация;

4) химические средства защиты растений;

5) отрицательные последствия применения пестициды и борьба с ними;

6) химизация животноводства.

Коллекция удобрений

Приготовить сообщение

62

1

Химия и экология

Лекционно-семинарское занятие по плану:

1) химическое загрязнение окружающей среды;

2) охрана гидросферы от химического загрязнения;

3) охрана почвы от химического загрязнения;

5) охрана флоры и фауны от химического загрязнения;

6) биотехнология и генная инженерия.

Запись в тет.

Приготовить реферат (сообщение)

63-64

2

Химия и повседневная жизнь человека.

Лекционно-семинарское занятие по плану:

1) домашняя аптечка;

2) моющие и чистящие средства;

3) средства борьбы с бытовыми насекомыми;

4) средства личной гигиены косметики;

5) химия и пища;

6) маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать;

7) экология жилища;

8) химия и гигиена человека.

§ 1 - § 2 (пов) стр 3 – 22

65

1

Урок-упражнение по теме «Строение атома»

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Решение упражнений.

§ 13 - § 19 (пов) стр 112 – 155

66

1

Урок-упражнение по теме «Химические реакции»

Понятие о химической реакции. Составление химических реакций, решение задач.

§ 20 - § 25 (пов) стр 164 – 200

67

1

Урок-упражнение по теме «Вещества и их свойства»

Простые и сложные вещества. Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Повторить формулы и определения

68

1

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян

Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....

Календарно-тематическое планирование по химии в 9-м классе к учебнику О.С. Габриелян

Полное распределение количества часов по темам, указано количество часов на контрольные работы, практические работы и лабораторные опыты....

Тематическое планирование по химии 8 класс

Развернутое тематическое планирование составлено согласно программе основного  общего образования по химии для общеобразовательных школ О.С. Габриеляна. В разработке включены такие разделы как: и...

календарно- тематическое планирование по химии 9 класс .

Календарно- тематическое планирование по химии 9 класс. Учебник автор: Рудзитис и Фельдман....

Тематическое планирование по химии в 8 классе

Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часа в неделю в первом и втором полугодии. Всего 105 часов в год. Курс рассчитан на формирование знаний и умений учащихся по основным вопросам к...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....