Атлас технологических карт по химии 8-9 кл.
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

Салангина Елена Петровна

В издании «Атлас технологических карт по химии 8-9 класс» представлены авторские материалы учителя химии Салангиной Елены Петровны, апробированные в СОШ №44 г.Кургана для учащихся 8-9 классов. Технологические карты разработаны с учетом содержания учебно-методического комплекса по химии О.С. Габриеляна (М.: Дрофа – 2010г.) и рассчитаны на 3 часа в неделю. 

Данная брошюра предназначена для учителей химии, а также будет интересна руководителям образовательных учреждений и методистам органов управления образования, курирующим предметы естественнонаучного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическое пособие по химии425 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Салангина

АТЛАС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

ПО ХИМИИ

8-9 КЛАСС

Курган 2010

Салангина Е.П. Атлас технологических карт по химии 8-9 класс/ Под ред. Н.Н. Войткевич. – Курган, 2010. – 32с.

Автор: Салангина Е.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии высшей квалификационной категории СОШ №44 г.Кургана

        Редактор: Войткевич Н.Н., доцент кафедры естественно-математического обучения ИПКиПРО Курганской обл.

В издании «Атлас технологических карт по химии 8-9 класс» представлены авторские материалы учителя химии Салангиной Елены Петровны, апробированные в СОШ №44 г.Кургана для учащихся 8-9 классов. Технологические карты разработаны с учетом содержания учебно-методического комплекса по химии О.С. Габриеляна (М.: Дрофа – 2010г.) и рассчитаны на 3 часа в неделю. Предметное содержание рассматривается автором на основе Государственного образовательного стандарта по химии.

Данная брошюра предназначена для учителей химии, а также будет интересна руководителям образовательных учреждений и методистам органов управления образования, курирующим предметы естественнонаучного цикла.

СОДЕРЖАНИЕ

8 класс

3

Технологическая карта №1. Введение

3

Технологическая карта № 2. Тема 1: «Атомы химических элементов»

5

Технологическая карта № 3. Тема 2: «Простые вещества»

7

Технологическая карта № 4. Тема 3: «Соединения химических элементов»

8

Технологическая карта № 5. Тема 4: «Изменения, происходящие с веществами»

12

Технологическая карта № 6. Тема 7: «Растворение. Растворы. Свойства растворов»  

15

9 класс

19

Технологическая карта № 1. Тема 1: «Металлы»

20

Технологическая карта № 2. Тема 2: «Неметаллы»

24

Технологическая карта № 3. Тема 3: «Органические соединения»

26

©         Салангина Е.П., 2010

8 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

Введение (8 класс)

           Ц1                       Ц2                       Ц3

            1            2            3            4            5            6

                        Д1                         Д2                       Д3

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц.1 Знать:

  1. Основные понятия:
  • вещество
  • химический элемент
  • простое вещество
  • сложное вещество – химическое соединение
  • физические явления
  • химические явления – химические реакции

Уметь:

  1. Различать и приводить примеры:
  • вещество и тело
  • простое и сложное вещество
  • физические и химические явления

Д.1

  1. Выписать в два столбика вещества и тела: железный гвоздь, сера, медный таз, железо, золотая серьга, серная пробка, полиэтиленовый пакет, цинковое ведро, медь, алюминий, золото, цинк.
  2. Выписать в два столбика простые и сложные вещества: AI, AIBr3, CO2 N2, O2, КF, ZnS, MgO, FeCI3,  P2O5, КBr, Br2 , Н2
  3. Выписать в два столбика физические и химические явления: плавление стекла, горение бумаги, тление угля, растворение соли, плавление сахара, горение серы, растирание мела в ступке, кристаллизация соли.

Ц.2 Знать:

  1. Строение периодической системы Д.И.Менделеева:
  • порядковый номер элемента
  • периоды: малые и большие
  • группы: главные и побочные
  • название и произношение 20 химических элементов.

Уметь:

  1. Находить химические элементы по порядковому номеру, номеру группы и номеру периода.
  2. Определять порядковый номер, номер периода и  группы, подгруппу для данного химического элемента.
  3. Писать химические символы 20 химических элементов.

Д.2

  1. Назвать химические элементы:
  • третий период, вторая группа, главная подгруппа
  • четвертый период, четвертая группа, побочная подгруппа
  • № 6, 27, 38, 56, 43, 21, 34, 18.

  1. Используя ПСХЭ определить номера химических элементов: селен, кремний, мышьяк, медь, фосфор, марганец, железо.

Ц.3 Знать:

  1. Понятия:
  • относительная атомная масса
  •  относительная молекулярная масса
  • химическая формула
  • индекс, его физический смысл
  • коэффициент, его физический смысл.

Уметь:

  1. Округлять число до целого
  2. Определять относительную атомную массу химического элемента (Аr).
  3. Вычислять относительную молекулярную массу вещества (Мr).
  4. Давать качественную и количественную характеристику вещества по химической формуле.

Д.3

  1. Найти в ПСХЭ элементы с № 5,10, 13, 24, 36, 46, 78 и записать их относительные атомные массы.
  2. Вычислить относительные молекулярные массы веществ: AIBr3, CO2, NO2, FeCI2, P2O3.
  3. Дать качественную и количественную характеристику веществам по химической формуле: AIСl3, CO, N 2O5, Н2SO4

Мr  (СХ НУ) =

 = х ∙ Аr(С) +  

 + у ∙ Аr (Н)

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§  1-3, № 3, с.6, № 1-3, с.9

§  1-3, №1,4, с.6, № 4-5, с.9, № 1-3, с.13

§  1-3, № 2,5, с.6, № 4-5, с.9, № 4-6,с.14

§  4, № 5, с.18

§ 4, № 2,3,с. 18,

§  4, № 4, с.18.

§  5, № 1-3,с.20, индивид. карточки.

§  5, № 4-5, с.20, индивид. карточки

§ 5 ,  № 4-5, с.20, индивид. карточки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

Тема 1: «Атомы химических элементов» (8 класс)

            Ц1                                    Ц2                                                  Ц3                        

            1            2            3            4            5            6            7            8            9            10            11            12            13            14            

                                      Д1                                                    Д2                                                      Д3                           К.Р.                        

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц.1 Знать:

1. Строение атома:

  • состав ядра: протоны, нейтроны
  • электронное облако - орбиталь
  1. Изотопы - понятие.

Уметь:

  1. Определять заряд ядра и общее число электронов в атоме.
  2. Вычислять число протонов и нейтронов в ядре.

Д.1  

  1. Определять заряд ядра и общее число электронов в атомах: № 23, 15, 41, 47.
  2. Вычислять число протонов и нейтронов в ядре: № 12, 17, 18, 27, 38.

Ц.2 Знать:

  1. Строение периодической системы Д.И. Менделеева.
  2. Физический смысл номеров:
  3. порядкового
  4. группы
  5. периода
  6. Образование положительных и отрицательных ионов.
  7. Изменение металлических и неметаллических свойств.

Уметь:

  1. Писать схемы строения атомов элементов малых периодов.
  2. Давать характеристику химическому элементу по плану.
  3. Сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов на основе положения в ПСХЭ

Д.2

  1. Написать схемы строения атомов: №4, 15, 20
  2. Дать характеристику элемента № 3
  3. Сравнить металлические свойства натрия и магния.
  4. Сравнить неметаллические свойства серы и хлора.

План характеристики химического элемента

  1. Химический знак
  2. Порядковый номер
  3. Относительная атомная масса
  4. Номер группы, подгруппа
  5. Номер периода
  6. Схема строения атома
  7. Состав ядра

Ц.3 Знать:

  1. понятие - электроотрицательность.
  2. Виды химической связи:
  • ковалентная неполярная
  • ковалентная полярная
  • ионная связь
  • металлическая
  1. Бинарные соединения - понятие.
  2. Электронные и структурные формулы молекул.

Уметь:

  1. Определять вид химической связи.
  2. Писать схемы образования определенного вида связи.
  3. Писать электронные и структурные формулы веществ.

Д.3

1. Выписать формулы веществ в 4 столбика:

  • ковалентная неполярная
  • ковалентная полярная
  • ионная связь
  • металлическая

NaCI, Ва, К, СО2, AIBr3, CO2, NO2, КF, ZnS., MgO, FeCI3, Ba3P2, P2O5, КBr, CI2, Н2, О2, Сu, С, Са.

2. Написать схемы образования: NaCI, НCI, CI2

3. Написать структурные формулы: AI2О3 , ZnBr2 , СаF2.

Вид хим. связи

Частицы

Ковалентная неполярная

Атомы одинаковых неМе

Ковалентная полярная

Атомы разных неМе

Ионная

Ионы Ме и неМе

Металлическая

Атомы Ме – ионы Ме - электроны

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 6-7 , № 1,3, с24, № 1-3, с.27

§ 6-7 , № 4-5, с24, № 4-6, с.27

§ 6-7 , № 4-5, с24, № 4-6, с.27

§ 8-, № 1,2, с.34

§ 8-, № 3-4, с.34

§ 8-, № 5-7, с.34

§ 9-12, № 1-3 ,с.38, .№ 1-2, с.42, .,№ 1-2, с.45

§ 9-12, № 4-5,с.38., № 3-4, с.42, .,№ 3-4, с.45,

№ 1-3, с.48

§ 9-12, № 4-5,с.38., № 3-4, с.42, .,№ 3-4, с.45,

№ 1-3, с.48

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3

Тема 2: «Простые вещества» (8 класс)

         Ц1             Ц2                          Ц3                            Ц4                           Ц5

          1              2              3              4              5              6              7              8             9              10             11              12

                         Д1            Д2                          Д3                            Д4                          Д5                             К.Р.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц 1. Знать: 

положение металлов в  ПСХЭ

Уметь:

1. Давать характеристику металлам

2.Сравнивать металлические свойства

Д 1.

  1. Дать характеристику натрию по положению в ПСХЭ.
  2. Сравнить металлические свойства лития и натрия.

1. Ме – 1-2ē на внешнем ē слое

2. Ме свойства усиливаются в группе сверху вниз

3. Чем больше радиус атома и меньше ē на внешнем ē слое, тем ярче выражены Ме свойства химического элемента

Ц 2. Знать: 

положение неметаллов в        ПСХЭ

Уметь: 1. Давать характеристику неМе.

2.Сравнивать неметаллические свойства.

Д 2. 

  1. Дать характеристику углероду.
  2. Сравнить неметаллические свойства углерода и азота.

1. неМе - 4-8 ē на внешнем ē слое

2. неМе свойства усиливаются в периоде слева направо

3. Чем меньше радиус атома и больше ē на внешнем ē слое, тем ярче выражены неМе свойства химического элемента

Ц 3.

 Уметь: Вычислять количество вещества, массу вещества.

Д3. 1.Найти массу 5 моль воды.

2.Найти количество серной кислоты Н24 массой 980г.

М = m / n    (г/моль)        I М I = I Мr I

m = M ∙ n      (г)

n = m / M     (моль)

Ц 4. Знать: число Авогадро

Уметь: пользоваться числом Авогадро для вычисления числа частиц (атомов или молекул).

Д4.1.Сколько молекул содержится в 6 моль водорода.

   2.Найти количество вещества 30∙1023   молекул азотной кислоты

N = NA ∙ n  (молекул, атом)

n =  N / NA  (моль)

NA= 6∙1023 (молекул/моль, атом/моль)

Ц5. Знать: формулу вычисления молярного объема

 Уметь: вычислять количество вещества, объем газа (при н.у.).

Д 5. 1. Найти количество вещества 44,8л водорода (н.у.).

2. Найти объем 7 моль кислорода (н.у.).

Vm = V / n   (л/моль) Vm = 22.4 л/моль

V = n ∙ Vm     (л)

n = V / Vm      (моль)

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 13-16, № 2а, 3а, с.57

§ 13-16, № 2бв, 3бв, с.57, № 1,2,с.59

§ 13-16, №5, с.58, №3, с. 59

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4

Тема 3: «Соединения химических элементов» (8 класс)

            Ц1                                      Ц2                      Ц3                       Ц4                        Ц5

            1            2            3            4            5            6            7            8            9            10            11            12            13            14

                                                     Д1                         Д2                       Д3                        Д4                           Д5         К.Р.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц.1 Знать:

  1. Степень окисления (определение)
  • Степень окисления атомов металлов и неметаллов в соединениях.
  • Степень окисления атомов в простых веществах.
  1. Бинарные соединения (оксиды, гидриды и т.д.)
  2. Систематическую номенклатуру.

Уметь:

  1. Составлять формулы по степени окисления
  2. Определять степени окисления
  3. Давать названия веществам по систематической номенклатуре
  4. Решать задачи по формулам:
  • М = m / n
  • N = NA  ∙  n

Д.1.

  1. Составить формулы: оксида, гидрида, нитрида, хлорида, фторида, бромида, иодида магния.
  2. Определить степени окисления химических элементов в соединениях:

AIBr3, CO2, NO2, КF, ZnS.

  1. Дать названия веществам по систематической номенклатуре: MgO, FeCI3, Ba3P2, P2O5., КBr
  2. Вычислить массу 5 моль оксида натрия.
  3. Вычислить число молекул в 12 моль оксида серы(IV)

АЛГОРИТМ № 1. Составление формул.

  1. Записать химические элементы:

на первом месте – электроположительный (отдает электроны)

на втором месте– электороотрицательный (принимает электроны)

  1. Определить числовое значение степени окисления у каждого элемента:
  • у первого – числовое значение равно № группы
  • у второго – от 8 - № группы
  1. Найти наименьшее общее кратное (НОК)
  2. Определить индексы:

НОК / степень окисления = индекс

  1. Записать формулу

АЛГОРИТМ № 2. Определение степени окисления.

  1. Определить числовое значение степени окисления у второго элемента:
  • у первого – числовое значение может быть переменным
  • у второго – от 8 - № группы
  1. Степень окисления второго элемента умножить на его индекс и разделить на индекс первого
  2. Записать степень окисления первого элемента

4.Сумма зарядов должна быть равна нулю

Ц.2 Знать:

  1. Основания (определение)
  2. Растворимые – щелочи и нерастворимые основания
  3. Названия индикаторов, изменение цвета индикаторов в щелочной среде
  4. Соответствие оксидов металлов – основаниям
  5. Применение оснований

Уметь:

  1. Составлять формулы оснований.
  2. Пользоваться таблицей растворимости.
  3. Составлять формулы  оснований соответствующих оксидам металлов.
  4. Давать названия основаниям по систематической номенклатуре.
  5. Распознавать щелочи при помощи индикаторов.

Д.2

  1. Составить формулы оснований следующих металлов: натрий, барий алюминий, железо (II) свинец (III). Дать названия.
  2. Составить формулы растворимых и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.
  3. Составить формулы оснований соответствующих следующим оксидам:
  • оксид кальция
  • оксид железа (III)
  • оксид серебра
  • оксид цинка.

4. Распознать: гидроксид натрия, воду и гидроксид железа (II).

  • ОН-  - гидроксид ион
  • число гидроксогрупп = числовому значению степени окисления металла
  • индикатор – это вещество, которое изменяет свою окраску в растворах щелочей и кислот
  • степени окисления в оксиде и в основании одного и того же металла одинаковые

Ц.3 Знать:

  1. Кислоты (определение).
  2. Классификацию кислот.
  3. Формулы основных кислот (10).
  4. Соответствие оксидов неметаллов – кислотам.
  5. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

Уметь:

  1. Писать формулы кислот.
  2. Давать характеристику кислоте.
  3. Определять степени окисления каждого элемента в формуле кислоты.
  4. Пользоваться таблицей растворимости.
  5. Определять заряд иона кислотного остатка.
  6. Распознавать кислоты при помощи индикаторов.

Д.3

  1. Дать характеристику азотной кислоте.
  2. Найти по таблице растворимости растворимые, нерастворимые и летучие кислоты. Составить их формулы по степени окисления атома водорода и кислотного остатка.
  3. Распознать при помощи индикатора: соляную кислоту, гидроксид калия и воду.
  4. Определить степени окисления каждого элемента в соединениях: HCIO2 ,HBrO3, HMnO4, H3PO3.

Заряд иона кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте

АЛГОРИТМ № 3.Определение степени окисления элементов в кислотах и солях.

  1. Степень окисления первых двух элементов – положительная, а крайнего правого - отрицательная
  2. Определить числовое значение степени окисления у крайнего левого и крайнего правого элемента:
  • у первого элемента– числовое значение степени окисления равно № группы
  • у третьего элемента - от 8 - № группы

3. Определить степень окисления центрального элемента:

  • степень окисления первого элемента умножить на его индекс
  • степень окисления третьего химического элемента умножить на его индекс
  • найти разность между этими произведениями (по модулю)

4. Записать степени окисления

5. Сумма зарядов должна быть равна нулю

Ц.4 Знать:

  1. Соли (определение).
  2. Растворимые и нерастворимые соли.
  3. Систематическую номенклатуру солей.
  4. Применение солей.

Уметь:

  1. Составлять формулы солей.
  2. Давать названия по систематической номенклатуре.
  3. Определять степени окисления каждого элемента в формуле соли.
  4. Использовать таблицу растворимости при составлении формул солей.

Д.4

  1. Составить формулы солей, пользуясь таблицей растворимости (10 кислот) цинка. Дать названия.
  2. Определить степени окисления всех элементов в солях:
  • карбонат калия
  • сульфат бария
  • нитрат натрия
  • фосфат железа (III)

АЛГОРИТМ № 4. Составление формул солей.

  1. Записать металл и кислотный остаток данной кислоты, определить степени окисления
  2. Степень окисления металла = № группы
  3. Заряд иона кислотного остатка = числу атомов водорода в кислоте
  4. Найти НОК для этих чисел
  5. НОК / степень окисления металла = индекс металла
  6. НОК / заряд иона кислотного остатка = индекс кислотного остатка
  7. Записать формулу соли

Ц.5 Знать:

  1. Типы кристаллических решеток.
  2. Понятие - чистые вещества.
  3. Однородные и неоднородные смеси.
  4. Понятие о химическом анализе.

Уметь:

  1. Вычислять массовую долю растворенного вещества (ω)
  2. Готовить раствор (находить массу вещества и массу воды)
  3. Объемную долю газообразного вещества(φ)

Д.5

  1. Приготовить раствор хлорида натрия массой 500г с массовой долей соли 35%
  2. Вычислить массовую долю хлорида натрия в растворе, если 25г соли растворили в 300г воды.
  3. Вычислить объемную долю кислорода, если в 100л газовой смеси находится 25л кислорода.
  4. Найти объем водорода, если в 200л газовой смеси находилось 15% водорода.

ω = m в-ва / m р-ра  ∙ 100%

m в-ва = m р-ра  ∙  ω / 100%

m (Н2 О) = m р-ра – m в-ва

φ = V(газ.) / V (смеси) ∙ 100%

V(газ.) = φ ∙  V (смеси) / 100%

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 17, 18, № 1,2, с.64, № 1, 5,с.67

§ 17,18, № 3,4,с.64, № 3, 6,с.67

§ 17,18, № 5,6, с.64, № 4, 6,с.68

§ 19, № 1,2, с.70

§ 19, № 3,4,с.70

§ 19, № 5,5,с.70

§ 20, № 1,2,с.74

§ 20 ,№ 3,4,с.74

§ 20, № 5,с.74

§ 21, №, 1,с.78

§ 21,№ 2,3,с.78

§ 21

§ 22,23,24, № 1,2,с.85, № 2,с.87

§ 22,23,24, №1,2,с.82, №3,4,с.85,

§ 22,23,24, № 3,4,5,6,с.82, № 1,6,7,с. 88

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5

Тема 4: «Изменения, происходящие с веществами» (8 класс)

           Ц1                       Ц2                       Ц3                       Ц4

            1            2            3            4            5            6            7            8            9            10            11            12

                          Д1                       Д2                       Д3                       Д4                                       К.Р.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц. 1 Знать:

  1. Понятие - физические и химические явления
  2. Условия протекания химических реакций
  3. Признаки химических реакций
  4. Реакции горения (определение)
  5. Экзо- и эндотермические реакции (определение)

Уметь:

  1. Различать физические и химические явления
  2. Приводить примеры физических и химических явлений
  3. Называть признаки химических реакций

Д.1.

  1. Выписать химические явления:
  • плавление парафина
  • горение серы
  • растворение соли
  • горение фосфора
  • растирание серы в ступке
  • растворение сахара
  • взаимодействие соды с уксусной кислотой
  • гниение картофеля
  • квашение капусты

2. Доказать, что выписанные явления относятся к химическим явлениям

Вещество

изменяется                    не изменяется

химическое                      физическое

ЯВЛЕНИЯ

Признаки хим. реакций

Ц.2 Знать:

  1. Закон сохранения массы веществ
  2. Химическое уравнение (определение)
  3. Химическая формула (определение)
  4. Значение индекса и коэффициента

Уметь:

  1. Составлять формулы оксидов, солей, оснований.
  2. Читать химические формулы.
  3. Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Д.2

  1. Составить формулы оксида, гидроксида, нитрата, фосфата, карбоната, силиката, сульфата кальция.
  2. Что означает запись: 2HCI, 5H3PO4 , 4NO2, 3BaS, 3О2,  5Н2.

Найти число атомов каждого элемента.

  1. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций:

Mg + O2 → MgО

С + O2  → CО

К + O2 → К2О

Na + S → Na2S

Алгоритм № 1

Расстановка коэффициентов в реакциях соединения и разложения

  1. Уравнение состоит  из двух частей:
  2. Левая часть (исходные в-ва) = правая часть (продукты р-ции)
  3. Число атомов каждого элемента в левой части  = числу атомов каждого элемента в правой
  4. Уравнивать число атомов начинать с двухатомных молекул
  5. Коэффициент ставить перед молекулами
  6. Общее число атомов = коэффициент ∙ индекс.

Алгоритм № 2

Расстановка коэффициентов в реакциях обмена и замещения

  1. Уравнять число атомов металла
  2. Число кислотных остатков (гидроксогрупп)
  3. Число атомов водорода
  4. Число атомов кислорода

Ц.3 Знать:

Типы химических реакций:

  • реакции соединения
  • реакции разложения
  • реакции замещения
  • реакции обмена

Уметь:

1. Различать типы химических реакций.

2. Составлять формулы веществ.

3. Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Д.3

  1. Указать тип химической реакции, расставить коэффициенты в уравнениях реакций:

Са + O2 → СаО

Fe (OH)2  → FeO + Н2O

Mg + HCI → Mg CI2 + Н2

Na2 O + HCI → NaCI + Н2O

2. Составить формулы солей алюминия.

соединение

разложение

А + В = АВ

АВ + СД = АВСД

АВ = А + В

АВСД = АВ + СД

замещение

обмена

А + СВ = С + АВ

АВ + СД = АД+ СВ

Ц.4

Знать:

  1. Определения: количество вещества, молярная масса вещества
  2. Формулу вычисления массовой доли вещества в смеси.

Уметь: 

 Вычислять:

  • молярную массу
  • объем (при н.у.)
  • количество вещества
  • массу вещества по его  массовой доле в смеси

Д.4

  1. Вычислить количество вещества оксида алюминия, полученный при горении 8 моль алюминия.
  2. Вычислить массу оксида алюминия, полученного при сгорании 54г алюминия.
  3. Вычислить массу оксида алюминия, полученного при сгорании 100г алюминия с массовой долей примесей 5 %

Образец решения задачи

Вычислить массу оксида кальция, полученного при сгорании кальция массой 80г

2моль           х

2Са + O2 = 2СаО

      2моль         2моль

  1. Найти молярную массу исходного вещества (кальция) и продукта р-ции (оксида кальция)

М (Са) = 40 г/моль

      М(СаО) = 56 г/моль

  1. Найти количество исходного вещества

n (Са)= 80г : 40г/моль = 2моль

  1. Вычислить количество вещества продукта реакции (оксида кальция) по уравнению

х = 2моль ∙ 2моль / 2моль = 2моль

  1. Найти массу продукта реакции (оксида кальция)

M (CаО) = 56г/моль ∙ 2 моль = 112г

Ответ: 112г

Молярная масса

М = n / m

Количество вещества

n = m / M

Массовая доля

ω = m в-ва / m смеси ∙100%

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 25, 26, № 1,2, с.94

§ 25, 26, № 1,4,с.94

§ 25, 26, № 5,6, с.94

§ 27, № 1, 2, с.100

§ 27, № 3,4,с.101

§ 27, № 3,4,с.101

§ 28 , № 1,2,с.104

§ 28 , № 3 ,с.101

§ 28, № 4, 5,с.74

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6

Тема 7: «Растворение. Растворы. Свойства растворов» (8 класс)

        Ц1                                     Ц2                        Ц3                       Ц4                           Ц5           Ц6            Ц7

        1           2            3              4            5            6            7            8             9              10             11              12          13          14          15           16

                                 Д1                         Д2                         Д3                        Д4                            Д5              Д6          Д7                       К.Р.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц 1.  Знать:

  1. Процесс растворения - физико-химический процесс
  2. Зависимость растворимости от температуры
  3. Классификация растворов
  4. Понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,  степень ЭД.
  5. Классификацию электролитов
  6. Основные положения ТЭД

Уметь:

  1. Пользоваться таблицей растворимости
  2. Писать уравнения ЭД
  3. Вычислять массовую долю растворенного вещества

Д 1. 1. Привести из таблицы растворимости:

  • малорастворимые, нерастворимые и хорошо растворимые кислоты, соли и основания (составить по 3 формулы и дать названия).
  • составить формулы электролитов и неэлектролитов (по 3 формулы).
  1. Написать уравнения ЭД: нитрата бария, сульфата калия, гидроксиад натрия, карбоната цинка, фосфата калия.
  2. Какова массовая доля нитрата натрия в растворе, если в 200г воды растворили 45г данной соли?

Электролиты

Кислоты                                       Основания

НCI=H++CI-                      Ва(ОН)2 =Ва2++2ОН-

                                Соли

                        K2 CO3 =2К++ CO32-

ω = m в-ва / m р-ра ∙ 100%

Ц 2. 

Знать:

  1. Кислоты в свете ТЭД
  2. Классификация кислот
  3. Химические свойства кислот в свете ТЭД

 

Уметь:

  1. Пользоваться таблицей растворимости
  2. Пользоваться рядом напряжения металлов
  3. Писать ионные уравнения реакций характерные для кислот

Д 2. 

  1. Дать характеристику фосфорной кислоте, написать уравнения ЭД.
  2. С какими веществами будет взаимодействовать соляная кислота, написать молекулярные и ионные уравнения реакций: ртуть, нитрат серебра, цинк, оксид натрия, гидроксид калия.

Кислоты:

  • с металлами от Мg до Н (растворы кислот)
  • с основными оксидами (МеО)
  • с основаниями (МеОН)
  • с солями

Условие: газ, Н2О, осадок, М

Летучие кислоты: Н2СО3 , Н2SO3 , H2S

Ц 3.  Знать:

  1. Основания в свете ТЭД
  2. Классификация оснований
  3. Химические свойства оснований в свете ТЭД

Уметь:

  1. Пользоваться таблицей растворимости
  2. Писать ионные уравнения реакций характерных для оснований

Д 3. 

  1. Дать характеристику гидроксидам натрия и железа (II), написать уравнения ЭД.
  2. С какими веществами будет взаимодействовать гидроксид калия, написать молекулярные и ионные уравнения реакций: нитрат железа (II), оксид натрия, сульфат натрия, оксид углерода(IV), серная кислота.

Основания:

  • с кислотными оксидами (неМеО)
  • с кислотами
  • с солями

Условие: газ, Н2О, осадок, М

Ц 4.  Знать:

  1. Соли в свете ТЭД
  2. Классификация солей
  3. Химические свойства солей в свете ТЭД

Уметь:

  1. Пользоваться таблицей растворимости
  2. Пользоваться рядом напряжения металлов
  3. Писать ионные уравнения реакций характерных для солей

Д 4. 

  1. Дать характеристику сульфату натрия и гидросульфату натрия, написать уравнения ЭД.
  2. С какими веществами будет взаимодействовать хлорид железа (II), написать молекулярные и ионные уравнения реакций: нитрат серебра, фосфорная кислота, медь, цинк, гидроксид натрия.

Соли:

  • с металлами (стоящими до Ме соли в ряду напряжения)
  • с кислотами
  • с основаниями (щелочами)
  • с солями

Условие: газ, Н2О, осадок, М

Ц 5.

Знать:

  1. Состав и классификацию оксидов
  2. Химические свойства оксидов

Уметь:

писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства оксидов

Д 5.

  1. Составить формулы оксидов следующих элементов: бария, кальция, серы (VI), свинца (II), азота (IV), цинка, хлора (VII), калия, углерода (IV  и разделить на два столбика: основные и кислотные оксиды.
  2. С какими веществами будет взаимодействовать оксид калия, написать молекулярные уравнения реакций: фосфорная кислота, вода, гидроксид натрия, оксид углерода (IV).
  3. С какими веществами будет взаимодействовать оксид углерода (IV), написать молекулярные уравнения реакций: азотная кислота, вода, гидроксид натрия, оксид серы (VI).

МеО(+1,+2)

основной оксид

неМеО(+4 - +8)

кислотный оксид

  1. с кислотами

  1. с основаниями
  1. с водой

обр-ся основание

обр-ся кислота

  1. друг с другом

образуется соль

_______________________________________

SO2  → Н2SO3

SO3 → Н2SO4

СO2  →Н2СO3

Р2О5 →Н3РО4

SiO2  → Н2SiO3

Ц 6.  Знать: 1.Основные классы неорганических соединений

2. Генетическую связь основных классов неорганических соединений

Уметь:

  1. Осуществлять превращения, подтверждающие генетическую связь между классами неорганических соединений.
  2. Указывать: тип химической реакции
  3. Называть вещества по систематической номенклатуре.

Д 6.

  1. Осуществить превращения, указать типы химических реакций, назвать вещества:

а) Na → Na2O → NaOH

                               ↓

                           Na3PO4

б) Р→ Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4

  1. Дать названия веществам по систематической номенклатуре:

 CuSO4, CuSO3, CuS , ZnCI2,  ZnBr2, ZnF2 , ZnI2 , Zn(NO3)2

МеМеОМе(ОН) → соль

неМенеМеОкислотасоль

Ц 7.  Знать:

  1. Понятия: окислительно-восстановительные реакции, процесс окисления, процесс восстановления, степень окисления

 Уметь:

  1. Определять степени окисления элементов в оксидах, кислотах, основаниях, солях
  2. Расставлять коэффициенты методом электронного баланса в уравнениях окислительно-восстановительных реакций

Д7. 1. Определить степени окисления элементов в соединениях: нитрат калия, фосфорная кислота, оксид алюминия, гидроксид натрия, оксид серы (VI).

2. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса:

S + O2 → SO2

Zn + HCI →  ZnCI2  2

Са + F2  → CaF2

Cu + H2SO4 → CuSO4 + SO2  +

                                        + H2O

Окислительно-восстановительные реакции:

А0 + В0 = А+ В-

А+ В- = А0 + В0

А0 + В+С- = А+ С-  + В0

Метод электронного баланса:

С02 0= С+4О2-2

С0  -   =  С+4                      1

в-ль;   ок-ние         4     

О0  + = О-2                      4

ок-ль;   в-ние      НОК      ДМ

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 34 – 37, № 1-3, с.141,1-2, с.147, 2-4,с.151

§ 34 – 37, №4-5, с.142, 3-4, с.147,1,5,с.152

§ 34 – 37, №6-7, с.142, 5,6,с.152, 4-5,с.156

§ 38, № 1-3, с. 159

§ 38, № 4,6, с. 160

§ 38, № 4, 5, с. 160

§ 39, № 1-3, с. 162

§ 39, № 3,5,с. 162

§ 39, № 3-4, с.162

§ 41, № 1-2, с.169

§ 41, № 2,5, с. 170

§ 41, № 3-4, с.170

§ 40, № 1-2, с.165

§ 40, № 3-4, с 165

§ 40, № 4-5, с 166

§ 42, № 1-2, с.172

§ 42, № 3-5, с.172

§ 42, № 3-5, с.172

§ 43, № 1-3, с.178

§ 43, № 7-8, с.179 . Сообщения: «Кислоты. Соли. Основания. Оксиды»

§ 43, № 4-6, с.179 .Творческие проекты:

« Кислоты. Соли. Основания. Оксиды»

9 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

Тема 1: «Металлы» (9 класс)

        Ц1                                     Ц2                                    Ц3                                         Ц4                                         Ц5          

        1           2            3              4            5            6            7            8             9              10             11           12          13          14          15           16     17

 лекция                                    Д1                                     Д2                                         Д3                                          Д4                       Д5          К.Р.   

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц 1.  Знать:

  1. Положение Ме в ПСХЭ
  2. Строение атомов Ме
  3. Общие физические свойства Ме
  4. Общие химические свойства Ме
  5. Коррозия Ме
  6. Сплавы, их значение

 Уметь:

  1. Давать характеристику Ме по ПСХЭ
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для Ме
  3. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций
  4. Осуществлять превращения
  5. Решать расчетные задачи по уравнению химической реакции (масса по массе)

Д 1.

1. Дать характеристику литию по положению в ПСХЭ.

2. С какими веществами  взаимодействует литий :  нитрат бария, вода, хлор, водород, сера, кислород, серная кислота. Напишите уравнения реакций.

3. Составить электронный баланс для реакций взаимодействия лития с серой и кислородом.

4. Осуществить превращение:

Li → Li2O → LiOH → Li2SO4

    LiBr

      5. Вычислить массу хлорида лития, полученного   при взаимодействии лития массой 28 г с хлором.

План характеристики Ме по положению в ПСХЭ

  1. Знак химического элемента
  2. Порядковый номер
  3. Относительная атомная масса
  4. Положение в ПСХЭ
  5. Схема строения атомов
  6. Состав ядра
  7. Высший оксид
  8. Гидроксид
  9. Водородное соединение

 Метод электронного баланса:

2Са02 0= 2Са+2О-2

Са0  - 2е  =  Са+2                      1

в-ль;   ок-ние         2     

О0  +2е = О-2                         2

ок-ль;   в-ние      НОК      ДМ

Ц 2.  Знать:

  1. Положение щелочных Ме в ПСХЭ
  2. Строение атомов щелочных Ме
  3. Физические свойства щелочных Ме
  4. Химические свойства щелочных Ме
  5. Применение щелочных Ме

Уметь:

  1. Давать характеристику щелочным Ме по положению в  ПСХЭ
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для щелочных Ме
  3. Осуществлять превращения
  4. Решать расчетные задачи по уравнению реакции (массовая доля исходного вещества)

Д 2.

1. Дать характеристику натрию по положению в ПСХЭ.

  1. С какими веществами  взаимодействует натрий: нитрат бария, вода, хлор, водород, сера, кислород, серная кислота. Напишите уравнения реакций.
  2. Составить электронный баланс для реакций взаимодействия натрия с водородом и фтором.
  3. Осуществить превращение:

Nа → Nа2O → NаOH → Nа2СO3

       NаF  

 5. Вычислить массу бромида натрия, полученного при взаимодействии брома с натрием массой 400г с массовой долей 30%

Электрохимический ряд

напряжения металлов

от  К до Mg  → вытесняют Н2 из воды

от Mg до Н → вытесняют  Н2 из р-ров

кислот

после Н → не вытесняют Н2 из р-ров кислот

Общие химические свойства Ме:

  1. С простыми веществами
  2. С водой  
  3. С кислотами
  4. С солями

Ц 3.  Знать:

  1. Положение Ме II  группы главной подгруппы в ПСХЭ
  2. Строение атомов Ме II  группы главной подгруппы
  3. Физические свойства щелочноземельных Ме
  4. Химические свойства щелочноземельных Ме
  5. Применение щелочноземельных Ме

Уметь:

  1. Давать характеристику Ме II группы главной подгруппы по положению в ПСХЭ
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для щелочноземельных Ме
  3. Осуществлять превращения
  4. Решать расчетные задачи по уравнению реакции (массовая доля примесей)

Д 3.

1. Дать характеристику магнию по положению в ПСХЭ.

  1. С какими веществами  взаимодействует магний: хлорид бария, вода, хлор, водород, сера, кислород, серная кислота. Напишите уравнения реакций.
  2.  Составить электронный баланс для реакций взаимодействия магния с серной кислотой.
  3. Осуществить превращение:

Mg → MgO → MgСO3 → СO2

          MgСl 2 

      5. Вычислить массу хлорида магния, полученного  при взаимодействии соляной кислоты с магнием массой 300г с массовой долей примеси 4%

Образец решения задачи

Вычислить массу оксида кальция, полученного при сгорании кальция массой 80г

2моль           х

2Са + O2 = 2СаО

      2моль         2моль

  1. Найти молярную массу исходного в-ва (кальция) и продукта р-ции (оксида кальция)

М(Са) = 40г/моль

     М(СаО) = 56г/моль

  1. Найти количество исходного в-ва

n (Са)= 80г / 40г/моль = 2моль

  1. Вычислить количество в-ва продукта р-ции (оксида кальция) по уравнению

х = 2моль ∙ 2моль / 2моль = 2моль

  1. Найти массу продукта реакции (оксида кальция)

M(CаО) = 56г/моль ∙ 2 моль = 112г

Ответ: 112г 

Молярная масса

М = n / m

Количество вещества

n = m / M

Массовая доля

ω = m в-ва / mсмеси ∙ 100%

Ц 4.  Знать:

  1. Общее положение Ме III  группы главной в ПСХЭ
  2. Строение атомов Ме III  группы главной подгруппы
  3. Физические свойства Ме III  группы главной подгруппы
  4. Химические свойства Ме III  группы главной подгруппы, амфотерность соединений
  5. Применение Ме III  группы главной подгруппы

 Уметь:

  1. Давать характеристику Ме III группы главной подгруппы по ПСХЭ
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для Ме III  группы главной подгруппы
  3. Осуществлять превращения
  4. Решать расчетные задачи по уравнению реакции

Д 4.

1. Дать характеристику алюминию по ПСХЭ.

  1. С какими веществами  взаимодействует алюминий: нитрат меди(II), вода, хлор, водород, сера, кислород, фосфорная кислота. Напишите уравнения реакций.
  2. Составить электронный баланс для реакций взаимодействия алюминия с серой и кислородом.
  3. Осуществить превращение:

Al → Al2O3→ AlBr3→Al(ОН)3

          AlCl3     

      5. Вычислить массу хлорида алюминия, полученного   при взаимодействии хлора с алюминием массой 500г с массовой долей 55%

Амфотерность – двойственный характер соединений элемента

Оксиды и гидроксиды взаимодействуют как с кислотами, так и с основаниями с образованием соли и воды

Ц 5.  Знать:

  1. Общее положение Ме VIII группы побочной подгруппы в ПСХЭ
  2. Строение атомов Ме VIII группы побочной подгруппы
  3. Физические свойства Ме VIII группы побочной подгруппы
  4. Химические свойства Ме VIII группы побочной подгруппы, характер соединений (от степени окисления)
  5. Применение Ме VIII группы побочной подгруппы

Уметь:

  1. Писать уравнения химических реакций, характерные для Ме VIII группы побочной подгруппы в ПСХЭ
  2. Осуществлять превращения
  3. Решать расчетные задачи по уравнению (массовая доля примесей)

Д 5.

1.С какими веществами взаимодействует железо(II): нитрат меди(II), фтор, водород, сера, кислород, соляная кислота. Напишите уравнения реакций.

  1. Осуществить превращение:

Fe→ FeO→ FeSO4→ Fe(OH)2

      ↓

     FeCI3

  1. Составить электронный баланс получения хлорида железа (III)
  2. Вычислить массу хлорида железа (III), полученного при взаимодействии хлора с железом массой 400г с массовой долей примесей в нем 5%.

Характер соединений зависит от степени окисления металла

+2

+3

основной

амфотерный

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 1-10, № 1-4, с. 8, № 1, с.11, № 1-2, с.16, № 1-3, с.155, № 1-5, с.28, № 1,2-4, с.37, № 1-3, с.44

§ 1-10, № 5-6, с.8, № 2-4, 11, № 3-7, с.17, № 1-6,с.23, № 1-3, с.25, № 1-3, с.34, № 5-7, с.37, № 1-6, с.40, № 4-6, с.44

§ 1-10, № 7-10, с.8-9,  № 2-4, с.11, № 8-11, с.17,№ 1-6,с.23, № 1-3, с.25, № 5-7, с.37, № 1-6, с.40, № 4-6, с.44

§ 11, № 1, с.48, индивид. карточки

§ 11, № 2-3, с.49-50,индивид. карточки

§ 11, № 4-5, с.50, индивид. карточки

§ 12, № 1-3, с.56

§ 12, № 3-5, с.56

§ 12,  № 4-8, с.56-57

§ 13, № 1, с.62

§ 13,  № 2-6с.62

§ 13, № 7-8, с.62

§ 14, № 1-2, с.68

§ 14, № 3-6, 68

§ 14, № 7-8, с. 68

 Сообщение о металле

 Творческая работа «Металлы в нашей жизни»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

Тема 2: «Неметаллы» (9 класс)

         Ц1                         Ц2                        Ц3                                              Ц4                            Ц5

 1       2        3        4        5       6        7       8       9       10       11       12       13       14       15       16       17       18       19       20       21      22       23      24

лекция.                  Д1                        Д2                                             Д3                            Д4                                        Д5         З А Ч Е Т    коррекция

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц 1.  Знать:

  1. Положение галогенов в ПСХЭ.
  2. Строение атомов галогенов.
  3. Физические свойства галогенов.
  4. Химические свойства галогенов.
  5. Соединения галогенов: кислоты, соли.

 Уметь:

  1. Пользоваться ПСХЭ для сравнительно-аналитических характеристик элементов VII группы.
  2. Писать уравнения химических реакций характерные для галогенов.
  3. Составлять электронный баланс.

Д 1.

  1. Дать характеристику брому по положению в ПСХЭ
  2. Сравнить неМе свойства хлора и брома
  3. Осуществить превращение:

Вr2→HBr→CaBr2 →Ca(OH)2 →CaCI2 

                                                          ↓

                                                        CaF2

  1. В уравнениях химических реакций расставить коэффициенты методом  электронного баланса:

К + Вr2 →?

HBr + CI2 →? + ?

Метод электронного баланса:

Н20+Сl2 0= 2Н+Сl -

Н0  - 1ē  =  Н+                      1

в-ль;   ок-ние         1   

Сl 0 +1ē = Сl -                     1

ок-ль;   в-ние      НОК      ДМ

Ц 2.

 Знать:

  1. Положение кислорода и серы в ПСХЭ.
  2. Строение атома кислорода и серы.
  3. Аллотропия кислорода и серы, физические свойства.
  4. Химические свойства кислорода и серы.
  5. Оксиды серы (IV), (VI).
  6. Серная кислота, сульфаты, их значение.

Уметь:

1.Пользоваться ПСХЭ для сравнительно-аналитических характеристик элементов VI группы.

2.Писать уравнения характерных химических реакций.

3.Составлять электронный баланс.

Д 2.

1.Дать характеристику сере по положению в ПСХЭ

2. Сравнить неМе свойства кислорода и серы

3.Осуществить превращение:

S→SO2 →   SO3 →H2SO4 →ZnSO4

↓                                                  ↓

H2S→H2O                              Zn(OH)2

                                                     

                                 

4. В уравнениях химических реакций расставить коэффициенты методом  электронного баланса:

S + O2 →?

H2S + O2 →? + ?

Степени окисления серы

-2

0

+4

+6

H2S

S

SO2

H2SO3

SO3

H2SO4

Соли

Средние

Кислые

Сульфаты

ZnSO4

Гидросульфаты

Zn(НSO4 )2

Сульфиты

ZnSO3

Гидросульфиты

Zn(НSO3)2

Сульфиды

ZnS

Гидросульфиды

Zn(НS)2

Ц 3. 

Знать:

  1. Положение азота и фосфора в ПСХЭ.
  2. Строение атома азота и фосфора.
  3. Физические свойства азота и фосфора.
  4. Химические свойства азота и фосфора.
  5. Оксиды азота (II), (IV), фосфора.
  6. Аммиак, строение, свойства, применение.
  7. Соли аммония.
  8. Азотная кислота, нитраты, значение.
  9. Фосфорная кислота, фосфаты, значение.

 Уметь:

  1. Пользоваться ПСХЭ для сравнительно-аналитических характеристик элементов V группы.
  2. Писать уравнения характерных химических реакций.
  3. Составлять электронный баланс.

Д 3.

  1. Дать характеристику азоту по положению в ПСХЭ
  2. Сравнить неМе свойства азота и фосфора.
  3. Осуществить превращение:

N2→ NO→ NO2 →HNО3 →Zn(NО3)2

Р→Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4→Аg3РО4

N2→ NН3→NН4ОН→ NН43→ NН3

4. В уравнениях химических реакций расставить коэффициенты методом  электронного баланса:

Р + O2 →?

NO2+H2О + O2  → ?

Zn+ Н3РО4→? + ?

N2 + H2 →NН3

Степени окисления азота

-3

0

+1

+2

+3

+4

+5

3

N2

N2О

N2О3

2

N2О5

Соли

Средние

Кислые

Нитраты

Zn(NО3)2

Фосфаты

Zn3(РO4)2

Гидрофосфаты

ZnНРO4

дигидрофосфаты

Zn(Н2РO4 )2

Нитрат аммония

43

Фосфат аммония

(NН4)3РO4

Гидрофосфат

аммония

(NН4)2НРO4

Дигидрофосфат

аммония

4Н2РO4

Ц 4. Знать:

  1. Положение углерода и кремния в ПСХЭ.
  2. Строение атома углерода и кремния.
  3. Физические свойства углерода и кремния.
  4. Химические свойства углерода и кремния.
  5. Оксиды углерода и кремния.
  6. Угольная кислота, карбонаты, значение.
  7. Кремниевая кислота, силикаты, значение.

 Уметь:

  1. Пользоваться ПСХЭ для сравнительно-аналитических характеристик элементов IV группы.
  2. Писать уравнения характерных химических реакций.
  3. Составлять электронный баланс.

Д 4.

  1. Дать характеристику углероду по положению в ПСХЭ
  2. Сравнить неМе свойства углерода и кремния.
  3. Осуществить превращение:

С→ СO2→H2СО3 → СаСО3 → СаО 

                                                      ↓

                                                    Са(ОН)2

4. В уравнениях химических реакций расставить коэффициенты методом  электронного баланса:

С + O2 →?

СO+O2 →СO2

Соли

Средние

Кислые

Карбонаты

ZnСО3

Гидрокарбонаты

Zn(НСO3)2

Силикаты

ZnSiO3

Гидросиликаты

Zn (НSiO3)2

Ц 5. Знать:

  1. Основные классы неорганических веществ.
  2. Качественные реакции.
  3. Типы расчетных задач:
  • на теоретический выход
  • на избыток и недостаток

 Уметь:

  1. Писать реакции ионного обмена.
  2. Решать экспериментальные задачи.
  3. Писать уравнения характерных химических реакций.
  4. Решать расчетные задачи изученных типов.

Д 5

  1. Получить сульфат бария различными способами.
  2. Распознать: сульфат калия, нитрат калия, хлорид калия. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.
  3. Распознать: карбонат натрия, фосфат натрия, карбонат аммония. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.
  4. Вычислить массу хлорида серебра, полученного при взаимодействии нитрата серебра m=320г и соляной кислоты m=320г.

Ион

Реактив

Признак реакции

Сl -

хлорид

Аg+

Аg+ + Сl - = АgСl

белый осадок

SO42-

сульфат

Ва2+

Ва2+ + SO42-= ВаSO4

белый осадок

3-

нитрат

Си

H2SO4

(к.), t

NO2

бурый газ

СО32-

карбонат

Н+

+ + СО32-= H2О+ СO2

углекислый газ

РО43-

фосфат

Аg+

3Аg+ + РО43 - =

Аg3 РО4

желтый осадок

4+

ион аммония

ОН-, t

4+ + ОН- = NН3+ H2О

ф/ф- малиновый

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§15-19, §20-22

§15-19, §20-22

§15-19, §20-22

§23-27, № 1,4,с.111,1-2, с.115, 1, с.118,

§23-27, № 2-3, с.111, 3-4, с.116, 2-3, с.118,

§23-27, № 4-5, с.111, 5-6, с.116, 4-5, с.118,

§28-30, № 1-3,с.134, 1-3, с.137, 1-2, с.143

§28-30, № 4,5,7,с. 134, 4-6, с.138, 4-6, с.144

§28-30, № 6,8,с. 134,7-8, с.138, 3-6,с. 144

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3

Тема 3: «Органические соединения» (9 класс)

                    Ц1                          Ц2                      Ц3                      Ц4                           Ц5                                      

        1           2            3              4            5            6            7            8             9              10             11           12          13          14          15

  лекция                                   Д1                        Д2                       Д3                     лекция   творческий отчет                 К.Р.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

Ц 1. Знать:

  1. Строение алканов
  2. Гомологический ряд алканов
  3. Изомерия углеродного скелета
  4. Химические свойства алканов
  5. Применение алканов.

 Уметь:

  1. Составлять изомеры, давать названия по систематической номенклатуре
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для алканов: горения, замещения, разложения.

Д 1 

  1. Дать названия веществам:

А) CH3 – CH2 – CH - CH2 - CH2 – CH3

                           ׀

                           CH3

Б) CH3 – CH2 - CH – CH2 - CH – CH2 -CH3

                           ׀                  ׀

                           C 2H5        CH3

В) CH3 – CH2 - CH - CH – CH3

                            ׀        ׀

                          CH 3    CH 3

  1. Написать уравнения реакций, характеризующие химические свойства пентана.

1.Систематическая номенклатура:

  • пронумеровать самую длинную - главную углеводородную цепь со стороны разветвления
  • указать положение радикалов (если одинаковые, то объединить приставками ди-, три- тетра- и т.д.)
  • назвать самую длинную - главную углеводородную цепь по числу атомов углерода

2. Расстановка коэффициентов в реакциях горения:

  • атомы углерода
  • атомы водорода
  • атомы кислорода

3.Общая формула СnН2n+2  (ан)

4. Общая формула радикала СnН2n+1 (ил)

Ц 2.  

Знать:

  1. Строение алкенов
  2. Гомологический ряд алкенов
  3. Изомерия кратной связи
  4. Химические свойства алкенов: горение, присоединение.
  5. Применение алкенов

 Уметь:

  1. Составлять изомеры, давать названия по систематической номенклатуре
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для алкенов

Д 2.

  1. Дать названия веществам:

А) CH2 = CH – CH2 - CH – CH3

                                    1

                                    CH3

Б) CH3 – CH = C – CH2 – CH2 - CH – CH3

                           ׀                           ׀

                         C2H5                    CH3

В) CH2 = CH - CH - CH – CH3

                            ׀        ׀

                          CH3    CH3

  1. Написать уравнения реакций, характеризующие химические свойства пентена

1.Систематическая номенклатура:

  • пронумеровать самую длинную - главную углеводородную цепь со стороны двойной связи
  • указать положение радикалов (если одинаковые, то объединить приставками ди-, три-, тетра- и т.д.)

  • назвать самую длинную - главную углеводородную цепь по числу атомов углерода
  • указать положение двойной связи

2 .Общая формула С n Н 2n  (ен)

Ц 3.

 Знать:

  1. Строение алкинов
  2. Гомологический ряд алкинов
  3. Изомерия углеродного скелета и кратной связи
  4. Химические свойства алкинов: горение, присоединение.
  5. Применение алкинов.

 Уметь:

  1. Составлять изомеры, давать названия по систематической номенклатуре.
  2. Писать уравнения химических реакций, характерные для алкинов.

Д 3.

  1. Написать уравнения реакций, характеризующие химические свойства пентина.

Общая формула С n Н 2n -2 (ин)

Систематическая номенклатура как у алкенов (но суффикс-ин)

Свойства

Алканы

Алкены, алкины

1.Горение

Продукты горения СО2 + Н2О

2.Замещение

Продукты -галогеноалканы

-

3.Присоендине

ние

-

Продукты:

Алкен—алкан

Алкин—алкен—алкан 

Ц 4.  

Знать:

  1. Понятия – спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, полимеры.

Уметь:

  1. Давать названия по систематической номенклатуре: спиртам, альдегидам, карбоновым кислотам.
  2. Писать уравнения химических реакций  горения спиртов.
  3. Качественную реакцию на альдегиды.
  4. Писать уравнения реакций характерные для карбоновых кислот.

Д 4.

Заполнить таблицу:

Вещества

Формула

Значение

Спирты

Альдегиды

Карб. к-ты

Полимеры

Реакция этерификации:

Кислота + спирт = сложный эфир + вода

Вещества

Общая формула

Функциональ-

ная группа

спирты

 (ол )

Сn Н2n+2О

Сn Н2n+1 ОН

-ОН

альдегиды

(аль)

Сn-1 Н2nО

Сn-1Н2n+1СОН

-СОН

карбоновые

к-ты (ова)

Сn-1 Н2n О2

Сn-1Н2n+1СООН

-СООН

Ц 5.  

Знать:

  1. Понятия - жиры, белки, углеводы.

Уметь:

  1. Работать с дополнительной литературой.
  2. Писать сообщения на заданную тему.
  3. Работать в группе.

Д 5.

  1. Подобрать литературу.
  2. Подготовить план.
  3. Составить презентацию (сообщение).

Требования:

  • краткость
  • четкость
  • красочность
  • разнообразие
  • оригинальность
  • список литературы (не менее 5 источников)

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО (Стандарт)

ХОРОШО

ОТЛИЧНО

§ 31,§ 32 ,  № 1,2, с.155,

§ 31,§ 32 ,  № 4,5,с.155

§ 31§ 32 ,  № 3,6,с.155

§ 33,  №  1,2,с.160

§ 33,  №  3,4,с.160

§ 33,  №  5,6,с.160

§ 34, 35, №  1,2,с.164

§ 34, 35, №  3,4,с.164

§ 34,  35, №  5,6,с.164

§ 36-38,  №1,с.172, №3,4,с.176, №1-3,с.179

§ 36-38,  №  3, с.172 , №1,2,с.176, №4,5,с.180

§ 36-38,  № 2,4,с.172, № 5,6,с.176 , №5,6,с.180

§ 39-42,  № 5,с.183, №1,2,с.189 , №1,2,с.194, № 3,с.197 , №1-3,с.197

§ 39-42,  № 1,2,с.183, №3-5,с 189, №3,4,с.194,№4,с.198, сообщения: «Органические вещества»

§ 39-42,  №3,4,с.183 , № 3-5,с.189, №1,2,с.194, №  4, с.198, презентации: «Органические вещества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атлас технологических карт по алгебре для 7 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 7 класса....

Атлас технологических карт по алгебре для 8 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 8 класса....

Атлас технологических карт по алгебре для 9 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 9 класса....

Английский язык 2 класс "Атлас технологических карт"

Издание адресовано учителям, родителям и ученикам 2 класса,а так же преподавателям и студентам педагогических университетов для освоения педагогических технологий проектирования учебного процесса по п...

Атлас технологических карт по английскому языку для 2 класса

Атлас тезнологических карт по английскому языку для 2 класса представляет собой результат работы по технологии проектирования учебного процесса В.М.Монахова. Является печатным изданием. Зарегистрирова...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...