Конспект интегрированного урока "Тайны минералов"-9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Салангина Елена Петровна

Совместный продукт учителей: химии, географии, информатики и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»

Интегрированный урок

(химия, география, информатика, литература)

по теме

«ТАЙНЫ МИНЕРАЛОВ»

        

                                                                             

Курган

2010 год

ТЕМА: « ТАЙНЫ МИНЕРАЛОВ»

                                                                                   

  Самому быть творцом

нравственно улучшенного бытия своего.

                                                                                                        А. С. Грибоедов

ЦЕЛЬ: обобщить знания о соединениях металлов и неметаллов.

ЗАДАЧИ:

  1. Углубление знаний о соединениях металлов и неметаллов. Значение минералов в природе.
  2. Воспитание патриотических и эстетических чувств.
  3. Развитие общеучебных компетенций: самостоятельная работа с         медиаресурсами, конспектирование, систематизация знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Компьютеры.
  2. Прибор для разложения малахита.
  3. Весы.
  4. Кристаллы, выращенные учениками.
  5. Шкала Моосса.
  6. Химические реактивы.
  7. Кристаллические решетки алмаза и графита
  8. Коллекция «Минералы».
  9. Частная коллекция «Минералы» (Деркач И. Н.)
  10. Частная коллекция украшений из поделочных камней (Базанова Н. В.)

Медиаресурсы:

  1. Презентация «Происхождение и свойства минералов».
  2. Презентация «Алмазный фонд оружейной палаты Московского Кремля».
  3. Файл «Энциклопедия «Камни мира».
  4. Файл «Камни Зодиака».
  5. Видеопрезентация «Пейзажи».

ТИП УРОКА: интегрированный (химия, география, информатика, литература)

ФОРМА РАБОТЫ: работа в парах

МЕТОДЫ:

  1. самостоятельная работа
  2. работа на компьютере

     3.   самоконтроль

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет информатики

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 13 февраля 2006 год

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя химии.

Последний урок по разделу неорганической химии.

Что должны знать обучащиеся:

  • понятие «минералы»;
  • происхождение минералов;
  • свойства минералов.

Что должны уметь обучащиеся:

  • систематизировать знания по изученным темам;
  • пользоваться медиаресурсами;
  • работать на компьютере.

2. Выступления учителя литературы:

«Мне завещал отец,

Во – первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла.

Собаке дворника, чтоб ласкова была». ( Молчалин)

« Служить бы рад, прислуживаться тошно». ( Чацкий)

Каким героям принадлежат данные слова, кто является автором, название произведения ?

Зачитывает эпиграф урока: «Самому быть творцом нравственно улучшенного бытия своего».

11 февраля 1829 года огромная толпа религиозных фанатиков растерзала группу людей русского посольства, которые героически защищались из 37 человек, чудом удалось спастись только одному Мальцеву, который рассказал, как они в течение трех дней таскали по улицам и базарам Тегерана тело Александра Сергеевича. Когда русское посольство потребовало тело Грибоедова, то  его удалось узнать по травмированному пальцу во время дуэли.

Грибоедову А.С. было величайшей мере присуще чувство национальной гордости. « Я хочу быть русским!» - говорил Грибоедов, он был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках.

3. Сообщение обучающегося.

Правительство Ирана направило в Россию подарки русскому царю Николаю I. Среди них оказался знаменитый алмаз «Шах», история его такова…

4.Выступление учителя химии. Презентация «Происхождение и свойства минералов».

 Сегодня мы проводим обобщающий урок после изучения  темы  «Металлы» и «Неметаллы». На этом заканчивается неорганическая химия. Рассмотрим распространение в природе соединений металлов и неметаллов на примере минералов.

«Минерал» в переводе с латинского означает руда.

  • Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, образующееся в результате физико–химических процессов в глубинах и на поверхности Земли.
  • Происхождение минералов.

Демонстрационные опыты: «Извержение вулкана», «Выпадение кислотных дождей»

Глубины Земли – гигантский химический реактор, в котором царят высокие давления и температуры. Скрытые там силы перемещают континенты и воздвигают горные системы, вызывают землетрясения и извержения вулканов…

Ученые считают, что основным источником внутреннего тепла  нашей планеты служат протекающие в её глубинах процессы радиоактивного распада. Вещество там сильно нагрето и сжато, а местами находится в жидком состоянии. Это приводит к зарождению расплавов сложного, преимущественно силикатного состава, насыщенного летучими соединениями. Огромна энергия, получаемая Землей от Солнца. Она вызывает мощные движения в атмосфере, круговорот воды, разрушение горных массивов. Все процессы на нашей планете – от грандиозных извержений вулканов до незаметно испарения воды морей и озер – сопровождается образованием минералов. Внутренние процессы идут за счет энергии недр, а внешние – за счет Солнца.

  • Демонстрационный опыт: «Разложение малахита»

Группа

минералов

Процессы

Минералы

I

Процессы связаны с образованием расплавов в недрах Земли.

Берилл, топаз, кварц

II

Процессы связаны с понижением температуры.

Аметист, горный хрусталь

III

Изливание горячих расплавов на поверхность Земли, образование вулканической породы.

Хризолит, ильменит, металлы, неметаллы, полезные ископаемые

IV

Внешние процессы на поверхности Земли, разрушение горных пород: химическое –

Механическое -

Малахит, бирюза

Россыпи золота, алмазы, рубины

V

«Вторичная переработка» пород различного происхождения под воздействием высоко давления и температуры на глубине.

Известняк----в мрамор

Глины-----в сланцы

Родонит, яшма

VI

Преобразование горных пород с изменением химического и минерального состава исходного вещества. Такие превращения – результат между минералами.

Хризолит, нефрит

VII

Образование в живых организмах или их преобразование.

Жемчуг, кораллы, янтарь

  • Демонстрационный опыт: кристаллы, кристаллические решетки алмаза и графита
  • Сообщение обучающегося: « Выращивание кристаллов, их строение»

       Демонстрационный опыт: «Выращивание кристалла сульфата меди (II)»

Свойства минералов.

     1) механические:

  • твердость по шкале Моосса (19 век, ученый Фридрих фон Моосс)
  • хрупкость – способность разрушаться при механическом воздействии
  • ковкость – изменение формы под действием молотка на наковальне
  • спайность – раскалывание по плоскостям (шкала от 1-4)

 излом – не по плоскостям: ровный, ступенчатый, неровный, занозистый и раковистый

         2) оптические:

  • светопреломление – изменение направления светового луча
  • светоотражение – способность отражать часть светового луча, который упал на поверхность
  • цвет – возникает в результате того, что составляющие их атомы поглощают видимый свет полностью или определенной длины волны
  • цвет черты – цвет тонкого порошка минерала
  • блеск – чем больше показатель преломления, тем интенсивнее блеск: алмазный, стеклянный (70), полуметаллический, металлический

5. Выступление учителя географии.

  • Алмазный фонд России в Оружейной палате Московского Кремля

6. Третий ученик: «Единица измерения драгоценных камней – карат».

  • Демонстрационный опыт: «Вычисление числа каратов кристалла определенной массы»
  • Самостоятельная работа на компьютерах. Учащиеся работают с энциклопедией «Камни мира» в электронном виде, заполняют таблицу (один минерал)

Название минерала

Хими-ческая

формула

Алло-тропные

видоизменения

Свойства

мине-ралов

Место-рождения

Знаме-нитые

минералы

Алмаз

Аметист Гранат Жемчуг

Изумруд

Рубин

Сапфир

Хризолит

Шпинель

  • Самоконтроль. Учащиеся открывают сводную таблицу и проверяют правильность её заполнения.

7. Четвертый ученик: «Влияние минералов на человека»

Минералы – это не просто часть «неживой природы». Они могут влиять на судьбу человека и его самочувствие, гармонируют «жизненные ритмы» камня с биоритмами хозяина. Ученые установили, что магнитное поле Земли непостоянно в течение года и способно взаимодействовать с различными кристаллами.

Сильное воздействие оказывает:

  1. алмаз – может изменить судьбу не только владельца, но и его близких родственников.
  2. красные, фиолетовые, синие камни оказывают воздействие на человека
  3. в меньшей степени – желтые камни

Примеси ионов: железа, меди, марганца, хрома и лития особенно влияют на энергетику кристалла. Так, например: рубин обладает лазерным излучением, более слабая радиоактивность у сердолика и у янтаря, носить можно непостоянно. Александрит способен определять температуру и давление глаза. В носовой части самолета устанавливается кристалл александрита, который свидетельствует о турбулентности воздуха.

В 19 веке Карл фон Рейхенбах установил силовое поле, невидимое и не ощущаемое большинством людей. Экстрасенсы – определяют. При совпадении частот возникает резонанс, т. е. информационный и энергетический обмен между камнем  и человеком. Необходимо правильно подбирать камень.

8. Таблица: «Камни и знаки Зодиака»

9.Урок заканчивается просмотром горных пейзажей под тихую инструментальную музыку.

Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…», В. Высоцкий

10. Учитель химии

« Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах6

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых»

                                                  Степан Щипачев

11. Рефлексия.

Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Название

Формула

Свойства

Месторождения

Знаменитые камни

Примечания

1

Алмаз

С

Цвет: бесцветный, желтый, коричневатый, белый, голубой и т. д.;

Блеск: алмазный;

Прозрачность: прозрачный или просвечивает;

Твердость: 10 по шкале Мооса

Индия (голконда), Бразилия, ЮАР, Намибия, Россия (Якутия)

Кохинор,

Куллинан I (Большая Звезда Африки),

Куллинан II,

Орлов, Санси.

Хрупок.

Цвет определяется наибольшим количеством

Fe, Cr, Cu, Ni, V, N, B, Al

2

Изумруд (драгоценная разновидность берилла)

Be3 Al 2

(Si 6O18 )

Цвет:светло-, темнозеленый, травянистозеленый, желтоватый;

Блеск: стеклянный;

Прозрачность: прозрачный или просвечивающий;

Твердость: 7,5-8

Колумбия, Норвегия, Австрия, Афганистан,

Индия,

Пакистан,

Египет,

Россия (Урал, Кольский полуостров)

«Изумруд Коковина»,

«Славный Уральский».

Хрупок.

Цвет определяется наличием ионов Cr  или V

3

Сапфир (драгоценная разновидность корунда)

Al 2O3

Цвет: от светло до темносинего, белый, голубой, зеленый, фиолетовый и т. д.

Блеск: стеклянный;

Прозрачность: прозрачный, просвечивающий;

Твердость: 9

Камбоджа,

Австралия,

Индокитай,

США (штат Монтана),

Бразилия,

Россия ( Урал).

«Звезда Азии», «Черная звезда Квинсленда»

Синий цвет дают ионы Fe Ti; в западной геммологии сапфиры – все прозрачные корунды, кроме красного и оранжевого, в русской – только синий.

4

Рубин (красная разновидность корунда)

Al 2O3

Цвет: тесно-красный;

Блеск: стеклянный, у ограненных – алмазный;

Прозрачность: прозрачный, просвечивающий;

Твердость: 9

Мьянма (самые ценные),

Пакистан, Индия, Таиланд, США.

«Звезда Севера», рубины Ивана I и Екатерины I – царские регалии.

Красный цвет придает

оксид Cr , пурпурный – V .

5

Благородная шпинель

Mg Al2 O4 

Цвет: кроваво-красный, розово-красный, коричневатый, оранжевый, бесцветный;

Блеск: стеклянный, иногда матовый;

Прозрачность: прозрачный, просвечивающий;

Твердость: 8

Шри-Ланка,

Мьянма,

Камбоджа,

Таиланд,

Пакистан,

Россия (Урал).

Королевские регалии.

Обильные изоморфные примеси Cr, Mn, Zn, Fe, Ni приводят к возникновению многочисленных цветовых разновидностей;

6

Пироп (группа гранатов)

Mg 3Al2

 (Si O4)3

Цвет: розово-красный, оранжево-красный, пурпурный, темно-красный, бесцветный;

Блеск: стеклянный;

Прозрачность: прозрачный до просвечивающего;

Твердость: 7 – 7,5

Чехия,

Шотландия,

Россия (района озера Байкал),

США (штат Юта, штат Аризона),

Автралия.

Наиболее красивые экземпляры в Музее искусств в Вене и в Дрезденском музее.

Темно-красный цвет дают ионы Fe  , красный цвет – ионы Fe Cr, светло-красный – V.

7

Жемчуг

Основные компоненты СаСО3 , орг. вещество

конхиолин

Цвет: перламутровый, белый, серебристо-белый, кремовый, голубовато-серый, оттенки черного, серого, розового и т. д.;

Блеск: перламутровый;

Твердость: 3 – 4, 5

Морской натуральный жемчуг: Персидский залив, залив Маннор (Индийский океан), Красное море, с, с-з, з побережье Австралии, Калифорнийский залив;

Натуральный пресноводный жемчуг: Япония, Монголия, Канада, США, в прошлом – в России.

«Надежда» - в виде вытянутой капли, верхняя часть светло-кремовая, нижняя – коричневатая, в Британском музее;

«Пеллегрина» -идеальная сферическая форма, серебристо-белая, Музей Московского Кремля;

«Перегрина» - в виде капли, размером с голубиное яйцо.

Принадлежит группе минералов органического генезиса, результат защитной реакции моллюсков; средние размеры 4-7 мм, более 7 мм – редкость.

8

Хризолит (прозрачная разновидность оливина)

(MgFe)2 SiO4

Цвет: золотисто-зеленый;

Блеск: стеклянный;

Прозрачность: прозрачный;

Твердость: 6, 5-7,5

Антарктида (остров Росса) – ювелирное сырье,

Австралия,

Мьянма,

Россия (Кавказ, Южный Урал, Байкал, Якутия) – ювелирное сырье,

США (Аризона).

Цвет обусловлен содержание Fe и степенью его окисления.

9

Аметист (наиболее ценная разновидность кварца)

SiO2

Цвет: фиолетовый до густо фиолетового;

Блеск: стеклянный;

Прозрачность: прозрачный;

Твердость: 7

Россия (Мурзинка на Урале и Нерчинск в Читинской области),

Бразилия,

Мексика,

Индия (плоскогорье Декан),

Мадагаскар.

Цвет связан с ионами железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 8 класса "Что происходит на Земле?" М.З.Биболетова

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, созда...

конспект интегрированного урока в 5 классе по теме "Музыка и математика"

Тема: Музыка и математикаТип урока: интегрированныйУровень интеграции: узловая Цель: Установление связи между музыкой и математикойЗадачи:Образовательная: Выявить общие элементы музыки и математи...

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Конспект интегрированного урока в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке, на тему: «Зима»

Конспект интегрированного занятия в 7 классе по ознакомлению с окружающим, музыке,  на  тему: «Зима» для детей с умеренной умственной отсталостью.Цель интеграции: коррекция психофизических п...

Конспект интегрированного занятия в 1 классе звука и буквы з

Конспект интегрированного занятия обучения грамоте и конструированию в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: Звук и буква З Цель:     Создание условий для закре...

Конспект интегрированного урока в 9 классе по теме «Правовые основы информационного общества»

Конспект интегрированного урока в 9 классе по теме «Правовые основы информационного общества»Цели урока: Создать условия для дальнейшего становления правовой культуры обучающихся через знакомство с по...