Методическая разработка интегрированного урока ОБЖ и Химии на тему «Воздействие химически опасных веществ на организм человека» (8 класс)
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Негриенко Надежда Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока ОБЖ и Химии на тему: «Воздействие химически опасных веществ на организм человека» (8 класс)

Тема урока:  Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.          Цель: Познакомить учащихся c характеристикой наиболее распространенных АХОВ и их поражающих факторов, с использованием учащимися знаний по химии

Задачи: Образовательная: 1. Сформировать систему знаний об АХОВ, используя показатели  свойств веществ: стойкости, относительной плотности, скорости токсического действия.

2. Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.

3. Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы, извлекать необходимые знания полученные в курсе химии.

Развивающая: развивать  самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.   

Воспитательная:  формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.

Тип урока: комбинированный: 1 этап - повторение пройденного материала. 2 этап - овладения новых знаний и первичное закрепление.

Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой индуктивный и проблемно-поисковый метод.

Место проведения: учебный кабинет.

Учебно-методическое обеспечение: справочная литература, учебник ОБЖ 8 класса под редакцией Латчук В.Н.

Учебник О.С. габриелян Химия 8 класс

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска SMART, компьютер, видеопроектор.

Время: 45 минут.

                                             Ход урока

I. Организационный момент.

 (проверка готовности класса к уроку)

 II. Проверка знаний, приобретённых на предыдущем уроке по теме: Опасные химические вещества и объекты.

(Выполнение заданий на  интерактивной доске).

Задание 1: Вставить в формулировки АХОВ, ХОО пропущенные слова. Задание 2: Найдите соответствие   между названием  и  формулой вещества, предприятиями потребителей АХОВ и названием вещества

(Задание №2 выполняется каждым учеником, затем проверка на интерактивной доске).  

  III. Изучение нового материала.

  • Решение ситуационной задачи (учитель подводит обучающихся к изучению новой теме).
  • Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ.
  • Заполнение таблицы, наиболее распространённых АХОВ.

(Работа с учебником, справочной литературой).

 IY. Закрепление изученного  материала (фронтальный опрос).

            Ответьте на вопросы. Верны ли  утверждения?

          (Задание, способствующее закреплению изученного материала).

 Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: На прошлом уроке мы  рассмотрели тему «Опасные химические вещества и объекты». Познакомились с понятиями АХОВ, ХОО; с крупнейшими потребителями АХОВ в различных отраслях экономики, рассмотрели примеры химически опасных объектов, АХОВ.

        И начинаем урок с повторение пройденного материала.

(Интерактивная доска задание)

Задание 1: Вставьте в формулировку пропущенные слова.

АХОВ -  это ………..  вещества или соединения, которые при проливе или ………  в окружающую среду способны вызвать  ………… людей, ………….., заражение воздуха, почвы, …., растений и различных объектов.

(Пропущенные слова – химические, выбросе, поражения, животных, воды).

 ХОО  - это предприятие, на котором при   ………  могут произойти поражения  ………, животных,  ………., а также  ……….   загрязнение окружающей  ……….

( Пропущенные слова – аварии, людей, растений, химическое, среды).  

Задание 2 выполняется самостоятельно с проверкой у доски.  

Задание 2: Найдите соответствие   между названием  и  формулой вещества.

     Название  вещества                       Формула вещества

  1. Хлор                                                     SO2
  2. Соляная кислота                                 COCl2            
  3. Фосген                                                  NH3
  4. Аммиак                                                 HCl          
  5. Сероводород                                         H2S
  6. Сернистый ангидрид                           Cl2

SO2- сернистый газ, двуокись серы, оксид серы (IY)

Ангидрид (в неорганической химии - солеобразующий оксид).

2.  Найдите соответствие между  предприятиями потребителей АХОВ и названием вещества.

Сельское хозяйство                                             аммиак

Цветная металлургия                                           хлор

Медицинская промышленность                         соляная кислота

Оборонная промышленность                              фосген

                                                                               сернистый ангидрид

Учитель: Переходим к изучению новой темы «Характеристика АХОВ и их поражающих факторов».

Начинаем  урок с решения ситуационной задачи. Представьте, что на одном предприятии города  «Х» произошла авария с выбросом АХОВ.  Каждый из вас является главным спасателем города. Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса опасного вещества. С чего вы начнете?

Варианты ответа учащихся.

Учитель: Прежде необходимо выяснить какую опасность представляет данное  АХОВ, сколько времени затратить на ликвидацию аварии, эвакуацию населения и другие действия. А это возможно тогда, когда мы знаем характеристику опасного вещества.

Для распознания и характеристики АХОВ используют различные показатели.

СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

СТОЙКОСТЬ

К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие  сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., используется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, азокрасителей и др. Ядовит).

К нестойким – тем кип. ниже 140 гр. и больше подвержены испарению

(аммиак, хлор, кислоты и др.).

Учитель: вспомните из курса химии, что такое относительная плотность вещества?

По какой формуле определяется относительная плотность?

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (сравнивается по отношению к плотности воздуха). Mr воздуха = 29

Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах  (оврагах, колодцах).

СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:

  1. АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут.
  2. АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов.
  3. АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель.

Интоксикация – яд – болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (ядов).

По степени опасности для организма человека  ХВ делятся на 4 класса:

  1. Чрезвычайно опасные
  2. Высокоопасные
  3. Умеренно опасные
  4. Малоопасные

1 и 2 класс АХОВ при аварии  могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.

Чем опаснее вещество, тем меньшее его количество способно вызвать отравление, и даже гибель людей, животных.  Примеры химических веществ приведены в учебнике.

        По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:

  1. Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.)
  2. Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота)
  3. Удушающего действия (фосген, хлорпикрин)
  4. Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.)
  5. Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).

С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь  охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.

Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.

Учитель на примере  аммиака рассказывает, как заполнить таблицу. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу. Перед заполнением  хлора учитель зачитывает историческую справку о Cl2. Из прочитанного учащиеся делают вывод.

Историческая справка: ХЛОР - СL2

В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.

Какой делаем вывод? Хлор  - ядовит.

Построение таблицы.

Краткая характеристика  основных АХОВ

Название АХОВ

Физико-химические свойства

вещества

Первая помощь при отравлении

Признаки поражения.

Область применения вещества

АММИАК

Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом.

надеть противогаз, вынести из зоны опасность, дать вдохнуть теплые водяные нары, промыть глаза водой. При ожогах наложить повязку. 11ри остановки дыхания применяют искусственное дыхание.

Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, сельское хозяйство, холодильники, овощные и торговые базы.

ХЛОР

Зеленовато-желтый газ, с резким, раздражающим,удушливым запахом хлорки.

В 2,5 раза тяжелее воздуха.

Пожароопасен в контакте с горючими материалами.

надеть противогаз, вынести пострадавшего из опасной зоны, освободить от одежды, стесняющей дыхание, покой. При ожогах наложить повязку. Транспортировать в положении лежа. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание.

Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, применяют для производства неорганических продуктов (хлоридов металлов, хлорной извести, соляной кислоты и др.), красителей, растворителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, для отбелки тканей, бумаги, целлюлозы, для дезинфекции воды и др.

СЕРОВОДОРОД

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

ФОСГЕН

СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД

ХЛОРПИКРИН

Мы познакомились с  двумя наиболее распространёнными АХОВ.

По образцу вы дома заполните таблицу до конца, используя справочную литературу и учебник.

Поражающими факторами при авариях на ХОО с выбросом АХОВ является  поражение людей, животных, через органы дыхания, кожные покровы, вызывая различные болезненные состояния, а при определенных условиях – гибель.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, что мы узнали нового на уроке? ( Познакомились с характеристиками АХОВ и их поражающими факторами).

Насколько полно каждый из вас усвоил материал, мы сейчас проверим.

Закрепление изученного материала.

                                                                                 Ответ для учителя

Верны ли следующие утверждения?

Да

Нет

Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ

+

По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 5 классов.

4

-

Зеленовато-жёлтый газ, тяжелее воздуха, с резким запахом – это хлор

+

Аммиак относится к высоко опасным АХОВ для человека

+

Хлор тяжелее воздуха, поэтому в здании от него нужно укрываться в подвальном помещении

-

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта

+

По характеру воздействия на человека АХОВ делятся на 4 группы

5

-

Контрольное тестирование по теме «Воздействие химически опасных веществ на организм человека» 

I. Какой газ легче воздуха?

А) аммиак

 Б) xлop

2. При защите от какого газа используют марлевые повязки смоченные 5% раствором лимонной кислоты?

А) хлор

Б) аммиак

3. Какие противогазы используются при защите от хлора и аммиака?

А)        фильтрующие

Б)        изолирующие

В) Все типы  гражданских противогазов

  1. Акрилонетрил- это...

а.        бесцветный газ

б.        бесцветная жидкость.

  1. При высокой концентрации какого АХОВ используют шланговый или изолирующий противогаз?

а.        окиды азота

б.акрилонетрил

3. При каком отравлении используют амилнитрит?

а.акрилонитрил

б.        оксиды азота

1 Что является газом?

а: сернистый ангидрид

б. синильная кислота

  1. Какой противогаз используется при отравлении сернистым ангидридом и синильной кислотой?

а.        фильтрующий

б.        все типы  гражданских

в.        шланговый

  1. При отравлении чем используют для полоскания 2% раствор соды?

а. синильной кислотой

б. сернистым ангидридом

  1. Угарный газ -...

а.        тяжелее воздуха

б.        легче воздуха

  1. При какой степени отравления слизистые оболочки приобретают ярко - розовый цвет?

а. средней

б. легкой

в. тяжелой

3. Какие противогазы используются при защите от угарного газа?

а.        фильтрующий

б.        изолирующий

  1. Что является причиной смерти при отравлении формальдегидом?

а.        сердечно -сосудистая недостаточность

б.        спазм бронхов

в.        кома

  1. При отравлении каким веществом, возможен оттек голосовых связок?

а.        ртутью

б.формальдегидом

  1. Повышенная утомляемость, слабость, сонливость, дрожь -это симптомы отравления

а. формальдегидом

б.        ртутью

  1. Бесцветная маслянистая жидкость - это ...

а.        анилин

б.        метиловый спирт

  1. Какие противогазы используются?

а.        изолирующие

б.        фильтрующие

в.        Шланговый

3. Чем должны быть смочены марлевые повязки при защите от метилового спирта и анилина?

а.        5% раствором лимонной кислоты

б.        2% раствором соды

  1. Что является газом с запахом гнилых плодов

а.дихлорэтан

б.        фосген

  1. При защите от каких отравляющих веществ можно использовать распиратор  

А.фосгена

б .дихлорэтан

  1. При каких концентрациях дихлорэтана наблюдается сладкий привкус во рту и покраснение кожи?

а.        100-200 мг/мЗ

б.        250000 мг/мЗ

в.        300-600 мг/мЗ

Хлор: зеленовато-желтый газ, с резким удушливым  запахом, тяжелее воздуха. Застаивается в нижних этажах зданий, в низинах.

Вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушения координации движений, отдышку, резь в глазах, слезотечение. При вдыхании высоких концентраций возможна смерть.

Защита: все типы гражданских противогазов. Из подручных средств могут быть использованы марлевые повязки, шарфы, платки, предварительно смоченные 2% раствором соды или водой. Кожу можно защитить плащом или накидкой.

Первая помощь: надеть противогаз, вынести пострадавшего из опасной зоны, освободить от одежды, стесняющей дыхание, покой. При ожогах наложить повязку. Транспортировать в положении лежа. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание.

Аммиак: бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха. Проникает; в верхние этажи зданий. Сильно раздражает органы дыхания, глаза и кожу. Учащенное сердцебиение, нарушения частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, тошнота и нарушения координации. Защит: гражданские противогазы, марлевые повязки, шарфы, платки, предварительно смоченные водой или 5% раствором лимонной кислоты.

Первая помощь:- надеть противогаз, вынести из зоны опасность, дать вдохнуть теплые водяные нары, промыть глаза водой. При ожогах наложить повязку. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание.

Акрилонитрил: бесцветная жидкость со слабым запахом.

Головная боль, слабость, рвота, головокружение, отдышка, потливость, понос. В тяжелых  случаях - сильная отдышка, судороги, тахикардия, потеря сознания. На коже вызывает ожоги.

Защита: фильтрующие промышленные спец. противогазы, при высоких концентрациях шланговые или изолирующие противогазы.

Первая помощь: вдыхать амилнитрит в течении 15-30 с, повторять каждые 2-3 минуты. Обеспечить свежий вохдух, тепло, покой.

При отравлении через рот, промыть желудок раствором марганцовки (2г на 1л волы) или 2% раствором соды.

Оксиды азота: газы от бесцветного до красно-бурого цвета в зависимости от состава.

Отравление начинается легким кашлем. С повышением концентрации кашель усиливается, иногда появляются головная боль, рвота с кровью Через 2-12 ч у пораженного развивается чувство страха и сильной слабости, озноб, повышение температуры до 40. учащенное сердцебиение, расстройство желудка.

Защита: фильтрующие промышленные противогазы.

Первая помощь: надеть противогаз, перенести на свежий воздух.

Максимальный покой, предотвращение переохлаждения. Как можно раньше обеспечить вдыхание кислорода. При раздражении верхних дыхательных путей - ингаляции, горячее молоко с содой или минеральной водой.

Сернистый ангидрид: бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха. Раздражает дыхательные пути, вызывая спазм бронхов.

Однократное вдыхание очень высоких концентраций приводит к отдышке, расстройству сознания.

При отравлениях наблюдается сильная боль в носу, чихание, кашель.

Защита: фильтрующие промышленные противогазы,- простейшие средства зашиты кожи (плащи или накидки)

Первая помощь: надеть противогаз, вынести на свежий воздух, освободить от стесняющей одежды.

Ингаляция кислородом, промывание глаз, носа, полоскание 2% раствором соды.Тепло на область шеи; теплое молоко с боржоми, содой, маслом и медом.

Синильная кислота: бесцветная жидкость с запахом горького миндаля.

Вызывает нарушение дыхания. При высоких концентрациях человек почти мгновенно теряет сознание. При меньших: наблюдается першение в горле, слюнотечение, онемение рта и зева, мышечная слабость, головная боль, рвота.

Защита: фильтрующие промышленные противогазы, а при высоких концентрациях изолирующий противогаз.

Первая помощь: надеть противогаз, вынести на свежий воздух, снять грязную одежду

Обеспечить покой, тепло, ингаляция кислородом. При нарушении дыхания - длительное Искусственное дыхание.

Угарный газ: не имеет цвета и запаха, легче воздуха.

Легкая степень поражения: сильно болит и кружится голова шум в ушах, темнеет в глазах, ухудшается слух.

Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, могут быть не мотивированные поступки.

Средняя степень: сознание затемняется, появляется выраженная мышечная слабость - нарушается координация движений, появляется сонливость, одышка, учащается пульс, артериальное давление после кратковременного повышения понижается, температура может подняться до 38-40 С.

Тяжелая степень: потеря сознания, гипертонус мышц туловища и конечностей, появляются судороги, слизистые приобретают ярко-розовый цвет.

Защита; гражданские противогазы с гопкалитовым патроном или изолирующие противогазы, защитный костюм.

Первая помощь: надеть противогаз, вывести или вынести из зоны, согреть, дать вдыхать нашатырным спирт, а при остановки дыхания использовать искусственную вентиляцию легких.

Формальдегид: бесцветный газ: воспламеняется от открытого пламени.

Появляется слезотечение, сухой кашель, жжение за грудиной, насморк, першит горло.

Затрудняется дыхание, наступает удушье, нарастает общая слабость, головокружение, головная боль. Кожа и слизистые краснеют, может возникнуть оттек надгортанника, голосовых связок.

Причиной смерти может стать сердечно - сосудистая недостаточность.

Защита; фильтрующие промышленные противогазы, респираторы, при их отсутствии марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды.

При высоких концентрациях - изолирующие шланговые противогазы.

Первая помощь: обильно промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз и марлевую повязку; кожу промыть водой, вынести из зоны поражения; при попадании внутрь – промыть желудок

Ртуть: серебристый Жидкий металл, тяжелее всех известных жидкостей; при температуре 28 градусов пары попадают в воздух.

Повышеппля утомляемость, слабость, сонливость и головная боль; позже начинают дрожать руки, веки, ноги

Защита: противогазы или респираторы, а также резиновые перчатки, комбинезоны.

Первая помощь: покинуть и вызвать специалистов; сменить одежду, принять душ, прополоскать рот 0,25% раствором марганцовки и прочистить зубы; промыть желудок водой с активированным углем, выпить молоко.

Метиловый спирт: бесцветная прозрачная легкоподвижная жидкость с характерным запахом винного спирта и жгучим неприятным вкусом.

Состояние оглушенности, наступает кома, развивается острая сердечно -сосудистая недостаточность. Легкая интоксикация: общее недомогание, тошнота, головная боль, резкие боли в животе, расстройство зрения.

Средняя: через 1-2 дня слепота

Тяжелая: аналогичные симптомы  наступает сонливость, посинение кожи., нарушается дыхание и сердечная деятельность, потеря сознания.

Защита: изолирующий или фильтрующий промышленные противогазы, респираторы, при отсутствии марлевые повязки, смоченные 2% раствором соды.

Первая помощь: обильно промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз или повязку: в случае попадания яда на кожу промыть.

Госпитализировать.

Анилин: вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым запахом: на свету и на воздухе быстро темнеет.

Резкая слабость, головокружение и головная боль, отдышка, учащенный пульс, снижение артериального давления, тошнота и рвота, желудочно -кишечные колики, посинения кожи, психическое возбуждение. Возможна потеря сознания, судороги, кома.

Защита: изолирующий или фильтрующий промышленные противогазы, респираторы, при отсутствии марлевые повязки, смоченные 2% раствором соды.

Первая помощь: обильно промыть глаза и лило водой, надеть противогаз или повязку: открытые участки кожи промыть водой с мылом; при попадании анилина в желудок дать выпить 2 столовые ложки активированного угля растворенного в воде. Госпитализировать.

Дихлорэтан: бесцветная или слегка зеленоватая маслянистая жидкость с запахом  эфира  или хлороформа; быстро испаряется.

При концентрации 100-200мг/мЗ: в течении 6 ч появляется тошнота и тяжесть в желудке.

При 300-600 мг/мЗ: в ближайшие 2:-3 ч головная боль, сонливость, сладкий привкус во рту, тошнота и рвота, покраснения кожи.

При 250 000 мг/мЗ: резкая слабость, головная боль, сильная икота, редкий и слабый пульс. Наибольшее количество смертельных исходов наблюдается в первые сутки.

Защита: фильтрующие противогазы или респираторы, марлевые повязки смоченные 2% раствором соды. При высоких концентрациях: изолирующий или шланговый противогазы, спец. одежда.

Первая помощь: промыть глаза и лицо 2% раствором соды, надеть противогаз или повязку, промыть открытые участки кожи водой с мылом и эвакуировать, госпитализировать.

Фосген: газ с удушливым неприятным запахом, напоминающий запах гнилых плодов, прелого сена. Вызывает оттек легких, отсюда кислородное голодание.

Вдыхание малых и средних концентраций вызывает слезотечение, кашель, тошноту. При больших - рвота боль за грудиной, ощущения удушья.

Защита: фильтрующие промышленные противогазы, а при высоких концентрациях- изолирующий противогаз.

Первая помощь: надеть противогаз, обмыть, заменить белье.

Срочно госпитализировать даже при хорошем состоянии, обеспечить абсолютный покой и тепло.

Как можно раньше сделать ингаляцию кислородом; искусственное дыхание делать только при нарушении или остановки дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока алгебры и физики по теме: «Гармонические колебания»

Тема «График гармонического колебания» рассматривается на 1 курсе в процессе освоения учебной дисциплины «Алгебра и начала анализа». Данной темой заканчивается рассмотрение главы “Тригонометрические ф...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при кровотечениях"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.Задачи:Обучающие: Сформировать зн...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...

Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"

Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной тема обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...