Этапы организации учебного проекта в рамках недели естественных наук
проект по химии (9 класс) на тему

Вертинская Екатерина Анатольевна

В связи с большой популярностью метода проектов в специальной литературе можно встретить множество его определений, однако все они сводятся к тому, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы организации учебного проекта в рамках недели естественных наук

В нашей гимназии учителями кафедры естествознания была организована проектная деятельность учащихся девятых классов.

В связи с большой популярностью метода проектов в специальной литературе можно встретить множество его определений, однако все они сводятся к тому, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

В нашем случае проект был направлен на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. В параллели пятых классов обучаются младшие сестры и братья некоторых девятиклассников. Они часто просят помощи старших учащихся в выполнении домашнего задания по естествознанию. Что можно сделать для того, чтобы помочь младшим братьям и сестрам в изучении естествознания? – в этом вопросе сформулирована проблема, которую решали девятиклассники в ходе своего проекта.

Работа над проектом  осуществлялась в несколько этапов.

Для решения задач первого этапа было организовано коллективное обсуждение, на котором учащиеся высказывали различные идеи, как помочь пятиклассникам в изучении естествознания. Например: совместное выполнение домашнего задания после уроков, проведение тематических уроков, организация игровой деятельности в ходе повторительно - обобщающих уроков.

В результате анализа предложенных учащимися идей наибольший интерес вызвала идея проведения уроков повторения и обобщения материала в пятых классах силами учащихся девятых классов.

Второй этап – этап целеполагания. Старшеклассниками была проведена работа (анкетирование) по выявлению тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся пятых  классов. Вопросы анкеты были составлены учащимися девятых классов самостоятельно (что тебя больше привлекает на уроке,  какие трудности ты испытываешь, ты выполняешь домашнее задание самостоятельно и другие).  Эта цель является основной при проектировании игр по физике, химии, географии и биологии. В результате обработки анкет был определен круг вопросов для составления игр.

Содержанием следующего этапа явилось планирование проектной деятельности. Планом были оговорены сроки выполнения, средства и последовательностей действий участников проектной деятельности. Игры представляют собой повторительно-обобщающие уроки, конкурсы которых составляются учащимися девятых классов. Учащиеся поделились на группы: «физики», «химики», «географы», «биологи», распределили  обязанности по составлению и проведению игр (поиск литературы, сбор материалов, структурирование информации).

Четвертый этап – проведение игр в пятых классах

Пятый этап – рефлексивный.  Учащимися девятых классов был проведен анализ хода и результатов проведенных игр. В результате был подготовлен итоговый отчет о проделанной работе и оформлен фотоальбом. Шуточное стихотворение об игре по физике написано учащимися девятых классов .        

Заключительный этап – презентация и защита проекта. Учащиеся девятых классов, участвующие в проекте, представили своим одноклассникам презентацию о проведенной работе и ее итогах.

Одним из проектных продуктов можно также считать клип «Вместе весело шагать», выполненный ученицей девятого класса. Клип,  в котором тесно переплетены семейные и школьные узы. Он состоит из фотографий детей пятых и девятых классов, обучающихся в гимназии, а также из фотографий детей этих классов,  являющихся родными братьями и сестрами. Фотографирование было организовано заранее во время перемен и свободных уроков. Затем на фотографии была «наложена» песня М. Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать». Слова этой песни стали девизом проекта.

При работе над проектом большинство учащихся проявили высокую степень творческой активности, инициативность и целеустремленность.  Проект позволил девятиклассникам практически применить свои знания по физике, химии, географии и биологии. Стоит также отметить, что большая часть из них, не выбирает  естественнонаучные предметы как  профильные, поэтому очень важна дополнительная мотивация к изучению этих предметов.

Подводя итог, можно сказать, что опыт организации самостоятельной работы учащихся по учебному проекту оказался успешным.  Помощь учителей заключалась только в систематизации полученных в ходе проектной деятельности материалов и консультировании учащихся в написании итогового отчета о проделанной работе. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. В следующем учебном году планируем продолжить эту работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Температура и ее измерение (открытый урок в 10 классе 17.11.2011 в рамках недели естественных наук).

Урок проводился в 10 классе, в группе базового уровня.Такого вида уроки провожу часто: учащиеся немного ориентируются в данном вопросе,поэтому удобно вести беседу -диалог, вводя новый дополнительный м...

Температура и ее измерение (открытый урок в 10 классе 17.11.2011 в рамках недели естественных наук).

Урок в 10 классе, в группе базового уровня. Учащиеся немного ориентируются в данном вопросе, поэтому подготовила урок беседу -диалог.  Хотелось найти что нибудь новое, связанное с именем М.В.Ломо...

Сценарий внеклассного мероприятия по географии в рамках недели естественных наук

Внеклассное мероприятие по географии в виде игры-путешествия "По разноцветной планете". В игре участвуют 2 команды. Отвечают на "цветные" вопросы по географии. Например, назовите реку, озеро, море, но...

Игра "Звёздный час" для 9-х-11-х классов в рамках недели естественных наук в школе.

Эта игра - не только увлекательное, но и познавательное мероприятие. Оно помогает проверить эрудицию и смекалку учащихся, и одновременно  знакомит с уникальными природными явлениями и природными ...

Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.

Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...

Внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук КВН, автор учитель биологии Сизова С.В.

Презентация к КВНу естественных наук включает занимательные вопросы по предметам естественнонаучного цикла: физике, химии, биологии и географии. Она включает вопросы к Конкурсу капитанов, Битве титано...

Вопросы к игре "Умники и умницы" в рамках Недели естественных наук

Перечень вопросов с ответами по физике, биологии, химии и географии к Неделе естественных наук для учащихся 8 - 11 классов...