Применение технологий дифференцированного обучения на уроках химии
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Писарева Екатерина Викторовна

Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod_pri_obuchenii_himii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение технологий дифференцированного обучения на уроках химии».

 

Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей 

На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:

I группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к химии и другим предметам.        

 

От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.

.


II группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы: 

a. с устойчивым интересом к химии; 

b. с устойчивым интересом к другим предметам.

         

Для детей, обладающих менее богатыми или менее гармоническими задатками, но развивающихся в пределах возрастной нормы, решающее значение имеют мотивирующая и тренировочная функция образовательной среды.


III группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы

a. с устойчивым интересом к химии; 

b. с устойчивым интересом к другим предметам.

«Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в средней школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд

Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе химии, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.

Сущность дифференцированного подхода заключается:

a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями; 

b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности; 

c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

   

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий

Дифференциация:

 1. Дифференциация по объему учебного материала

Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 15 по его положению в Периодической системе

Составьте электронные формулы атома и иона кислорода

Сравните их строение

2. Дифференциация по уровню трудности

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.   Работе с текстом:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

составить план рассказа по изучаемой теме

подготовить тезисы по этой теме

составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определите массовую долю 16 г NaOH  в 200 г раствора.

Из 320  5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе?

Из 320  5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе? Сколько молекул воды выпарили?

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

Творческие (возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи)

Решите уравнения, используя схему:

KNO3 →

Cu (NO3)2 →

Ni (NO3)2

Приведите примеры реакций, отражающих разложение солей азотной кислоты при нагревании.

Напишите реакции разложения нитрата аммония, можно ли включить это уравнение в схему разложения солей азотной кислоты.

Составьте план проведения эксперимента отражающий разложение солей азотной кислоты. Какие правила техники безопасности при этом необходимо соблюдать

4. По характеру помощи: 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

 Получают подробный план-памятку

Получают краткую инструкцию

Задания выполняются без помощи учителя

Практическая работа «Качественные реакции на анионы»

1. К 1 мл NaCl добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

2. К 1 мл KBr добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

3. К 1 мл KI добавьте AgNO31. К 1 мл KCl добавить AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

В трех пробирках находятся растворы 3 солей: Na2SO4, K3PO4, Na2CO3. Среди предложенных реактивов. выберите необходимые и проведите качественные реакции.

Определите какие анионы находятся в предложенном растворе, используя предложенные реактивы

 Дифференцированные задания по курсу целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.

Домашние задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке.

 Варианты домашней зачетной работы по теме  «Азот».  Ученик сам выбирает уровень сложности и форму предъявления результата своей деятельности.

Уровень С – путь к «5», Уровень В – путь к «4», Уровень А – путь к « 3».

 

Уровень C                                              

Напишите электронную и структурную формулу молекулы азота. Укажите тип химической связи в молекуле азота.

Осуществите цепочку превращений N2 →NO → NO2 → HNO3 →Cu(NO3)2

Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, используя метод электронного баланса

CuO  +  NH3 → N2  +  Cu  + H2O

Определите объем оксида азота (IV), который выделится при действии  10 г концентрированной  азотной кислоты на 10 г ртути.

Уровень В                                            

Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с фосфорной и серной кислотами. Назовите полученные соединения.

Какие соединения называют СЕЛИТРАМИ. Приведите примеры.  Назовите соединения по международной номенклатуре.

Назовите безразличные (несолеобразующие) оксиды азота.  Укажите их свойства и степень окисления азота в них.

Определите объем аммиака, который выделится при действии на 20 г хлорида аммония  избытка  раствора гидроксида калия.

 

Уровень А                                

  1.  Выберите уравнения химических реакций, при которых происходит окисление азота

2NН3  =  N2  +  3Н2

4HN3   +  3О2  =  2N2  +  6Н2О

N2  +   3Mg  = Mg 3N2 

NH3  + HCI  =  NH4CI

  1. Составьте уравнения реакций взаимодействия  раствора азотной кислоты  с :
  1. оксидом магния
  1. раствором гидроксида бария
  1. раствором силиката натрия
  1. Приведите уравнение качественной реакции на  соли аммония.

  

Итоговый контроль знаний.

В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению: 

для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,

задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,

нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.

“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.

Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов

Дополнительные задания.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

  Самое простое задание – найти конкретную информацию.

  Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы.                                                      Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

 наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 
2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 
3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы  актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном  документе (Федеральном комп...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"...

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»

Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....