Разработка урока по теме "Соединения железа"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Мокрова Ирина Михайловна

Формирование новых знаний о соединениях железа, их свойствах проводится с помощью эксперементальной работы. К уроку составлена технологическая карта согласно требований ФГОС второго поколения. На уроке использованы элементы технологий КРИЗ, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, здоровьесозидание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_soedin_zheleza.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по теме

«Соединения железа» в 9 классе

Учитель химии ГБОУ гимназия  № 622

 Выборгского района Санкт-Петербурга

Мокрова Ирина Михайловна

Цель урока: формирование новых знаний  у учащихся о соединениях железа.

Задачи урока

  1. Формировать представление о составе, характере и свойствах гидроксидов железа;
  2. Знакомить с качественными реакциями на катионы железа (двух - и трех- зарядных);
  3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между составом и свойствами веществ;
  4. Развивать исследовательские навыки, совершенствовать технику безопасного труда;
  5. Стимулировать развитие познавательного интереса к предмету с помощью демонстрации практического значения химии.

План урока

№ п/п

Виды деятельности

Время

1

Организационный момент

1

2

Стадия вызова

  • Задание «Отсроченная отгадка»
  • Фронтальная беседа

3

3

Актуализация знаний

  • Фронтальный опрос
  • Работа по карточкам

4

4

Логический переход к изучению нового материала

3

5

Изучение нового материала

  • Экспериментальная работа. «Получение и исследование свойств гидроксидов железа»
  • Экспериментальная работа.  «Проведение качественных реакций на Fe +2 и Fe +3»

18

6

Первичная проверка знаний, закрепление изученного материала по данной теме.

  • Игра «Проверь себя»

3

7

Итоги урока

2

8

Рефлексия

  • Метод «Шесть шляп»

7

9

Обратная связь

3

10

Домашнее задание

1


Технологическая карта урока «Соединения железа»

Этапы урока

Деятельность (способ формирования навыков)

Прогнозируемые результаты

учителя

ученика

Предметные

Метапредметные (УУД)

Организационный момент

Приветствует обучающихся, организует внимание, готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность

 Навык внутренней и внешней организации обучающихся

Стадия вызова.

Задание «Отсроченная отгадка»

.

Фронтальная беседа

Задает проблемный вопрос

 Предлагает самостоятельно сформулировать тему , цель   и задачи урока.

Обобщает, корректирует учебные цели и учебные задачи урока

Анализируя имеющиеся знания предлагают варианты ответов на поставленный вопрос

На основании анализа полученной информации и своей деятельности   самостоятельно формулируют тему, цель,задачи урока . (обобщающий характер)

Знание общих свойств металлов и их соединений

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем во время опроса, умение строить понятное для собеседника высказывание, слушать собеседника.

Регулятивные:

Целеполагание Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотива, направленных на изучение темы.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Работа по карточкам

. Задает вопросы

Отвечают на вопросы.

Записывают в бланк ответы на вопросы из карточки.

Знание положения элемента в периодической системе, физического смысла порядкового номера, номера группы , периода для показа строения атома.

Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, умение строить понятное для собеседника высказывание, слушать собеседника.

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять и уточнять высказывания

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей, построение устных и письменных высказываний.

Логический переход к изучению нового материала.

Задает вопросы, необходимые для  логического перехода к изучению нового материала:

? Какие классы соединений может образовывать железо?;

? Какие степени окисления характерны железу?

Анализируя  теоретическую часть проверки  задания, обучающиеся планируют ответы в соответствии с поставленным вопросом;

выделяют три класса  соединений: оксиды, гидроксиды, соли.

Указывают степень окисления ионов железа в данных формулах веществ.

Знание классов соединений, умение определять степени окисления

 Коммуникативные: 

Уметь корректно вести диалог, участвовать в дискуссии;

Регулятивные:   Строить сообщения в соответствии с учебной задачей.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи ,осуществлять сравнения и классификацию.

Предлагает внести необходимую информацию в таблицу «Сравнительная характеристика соединений железа (II), (III).» и сделать самостоятельный вывод о проявлении химических свойств.

Записывают формулы веществ по классам в предлагаемую таблицу

Работают с предоставленной информацией, вносят записи в таблицу.  Планируют устный ответ.

Знание характера гидроксида в зависимости от его степени окисления

Предлагает озвучить  самостоятельно сформулированные выводы.

Корректировка выводов.

Слушая объяснения одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей  аналитической работы. Вносят коррективы в свои записи.

Изучение нового материала

 

Предоставляет информацию о кислотно-основных свойствах оксидов и  гидроксидов. Предлагает выдвинуть гипотезу об основно-кислотных свойствах соединений железа.

Выдвигают гипотезу об основно-кислотных свойствах соединений железа.

Продолжить формирование представлений   о многообразии соединений железа,  навыков  получения гидроксидов, изучения их химических свойств.

Коммуникативные: 

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные: Планирование деятельности. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, планирование.

Познавательные:

Работа с информацией, построение устных и письменных высказываний.

Экспериментальная работа

«Получение и исследование свойств гидроксидов железа»

Предлагает воспользоваться инструкцией, соблюдая ТБ, провести исследовательскую работу по теме «Получение и исследование свойств гидроксидов железа»

 Актуализирует внимание обучающихся на объект исследования и цели исследования.

Руководствуясь инструкцией и соблюдая ТБ, выполняют экспериментальную часть . Уравнения химических реакций, признаки реакций заносят в таблицу. Формулируют самостоятельный вывод по экспериментальной части.

Продолжить совершенствование практических навыков проведения эксперимента;

познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: Использование практических работ для доказательства выдвигаемых гипотез. Описание результатов работ.

Познавательные:

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений,  понимание необходимости их  проверки на  практике.

Предлагает озвучить вывод экспериментальной части.

Корректировка выводов.

Слушая выводы  одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей  работы. Вносят коррективы в свои записи.

Сформировать умение анализировать, обобщать полученную  информацию, делать логические заключения и выводы.

Анализ экспериментальной работы «Получение и исследование свойств гидроксидов железа».

Актуализирует внимание обучающихся на то, что реакция получения гидроксидов железа может служить качественной реакцией на ионы железа.

Обращает внимание на окисление гидроксида железа со степенью окисления +2 в гидроксиде железа со степенью окисления +3.

Формулируют вывод по экспериментальной части.

Продолжить совершенствование практических навыков проведения эксперимента;

познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы

Предлагает озвучить вывод экспериментальной части.

Корректировка выводов.

Слушая выводы  одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей  работы. Вносят коррективы в свои записи.

Сформировать умение анализировать, обобщать полученную  информацию, делать логические заключения и выводы.

Первичное осмысление и закрепление знаний

Предлагает выполнить задание «Проверь себя», практико-ориентированное задание.

Выполняют задание «Проверь себя», практико-ориентированное задание.

Знание химических свойств гидроксидов железа.

Коммуникативные: Сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные: 

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

Анализировать информацию, структурирование знаний.

Итоги урока

Задает вопрос о выполнении поставленных задач

Отвечают на вопрос учителя

Знание состава свойств соединений железа

Коммуникативные: Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: 

Самооценка

Познавательные:

Работа с информацией, построение устных высказываний.

Рефлексия. Метод «Шесть шляп»

Просит определить главные моменты изучаемого материала на данном уроке.

Озвучивают названия, отличительные признаки изученных групп, запомнившиеся названия веществ и групп, называют виды деятельности на уроке.

Выявление уровня сформированности познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение новой темы.

Коммуникативные:

Умение выступать перед аудиторией.

Познавательные:

Построение устных и письменных высказываний.

Обратная связь

 

Предлагает оценить свою деятельность на этом уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке

Научиться объективно оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Личностные:

Проявление соответственного отношения к данной теме;

развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение.

Коммуникативные:

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью перед аудиторией

Регулятивные: самооценка – выявление и понимание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить , осознание качества уровня усвоения.

Домашнее задание

Озвучивает §44 и предлагает выбрать печатный вариант домашнего задания (по уровню сложности)

Записывают  домашнее задание (в дневники)

Закрепить полученные знания, умения и навыки на данном уроке

Познавательные:

Работа с информацией, умение самостоятельно применять знания.

Методическое обеспечение урока

Использованы элементы технологий:

  • Технология критического мышления включает 3 стадии: 1. Стадия вызова включает задание: «Отсроченная отгадка» 2. Стадия осмысления нового материала – включает задания: работа по карточкам, работа с информационной моделью химических свойств железа, выполнение лабораторного опыта по изучению свойств ионов железа, получение гидроксидов железа. 3. Рефлексия – выполнение задания «6 шляп критического мышления».
  • ИКТ;
  • Личностно-ориентированное обучение (дифференцированные задания)
  • Здоровьесозидание ( число видов деятельности, плотность урока, средняя продолжительность видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, место и длительность использования ТСО, психологический климат).
  • Традиционное обучение (актуализация знаний, изложение нового материала, закрепление, домашнее задание);
  • Развивающее обучение (позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие,  навыки общения)
  • Проблемно-исследовательская

Дидактические материалы и средства обучения:

  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Электронные образовательные ресурсы (презентация «Соединения железа»)
  • Материалы и оборудование для практической работы:  яблоко,шесть шляп  из бумаги,  растворы сульфата железа (II)(FeSO4), хлорида железа(Ш) FеС13), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), пробирки.
  • Печатные – раздаточные материалы (инструкция, задания, бланки для выполнения практической работы).

Кадровые ресурсы: учитель химии

Методические ресурсы:

  1. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014
  2. .Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя». М.: Просвещение, 2005.

Интерет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library
  2. http://infourok.ru/material.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/598338/
  4. http://www.uchportal.ru/load/59-1-0-42400


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""

Общая характеристика железа.. Производство  стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"

Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Разработка урока химии "Соединения железа"

Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока:   Образовательная:  Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...

Разработка урока по теме "Железо"

Работа включает в себя сценарий урока с приложениями и презентацией по теме "Железо"....