Открытый урок по органической химии.Тема: «Природные источники углеводородов».
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Морозова Инна Викторовна

Задачи:

1.     Изучить  состав  нефти,  природного  и  попутного  газов,  сущность  и  значение  их  переработки,  области  применения  продуктов  и  материалов,  полученных  из нефти  и  газа.

2.     Совершенствование  умений  планировать  свою  познавательную  деятельность, составлять доклад  и  выступать  перед аудиторией, слушать,  воспринимать  устную  речь,  составлять  конспект, сравнивать,  находить  причинно-следственные  связи,  выделять главное,  делать  выводы.

3.     Формированию  гуманное отношение,  чувство  ответственности,  развивать  умения работать  в  группе,  умения  быть  заинтересованным  в     успехе  одноклассников,  что  будет  способствовать  развитию   коммуникативных  качеств    и    социализации  личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  № 6».

                           

Открытый  урок  по  органической  химии.

10 класс

 

Тема:  «Природные  источники  углеводородов».

                                                        Учитель химии высшей категории МБОУ « СОШ № 6»  

Морозова Инна Викторовна.

2014г.  

Тема  урока:  «Природные  источники  углеводородов».

Тип  урока:  сообщение  новых  знаний.

Форма  урока:   урок-конференция.

Задачи:

  1. Изучить  состав  нефти,  природного  и  попутного  газов,  сущность  и  значение  их  переработки,  области  применения  продуктов  и  материалов,  полученных  из нефти  и  газа.
  2. Совершенствование  умений  планировать  свою  познавательную  деятельность, составлять доклад  и  выступать  перед аудиторией, слушать,  воспринимать  устную  речь,  составлять  конспект, сравнивать,  находить  причинно-следственные  связи,  выделять главное,  делать  выводы.
  3. Формированию  гуманное отношение,  чувство  ответственности,  развивать  умения работать  в  группе,  умения  быть  заинтересованным  в     успехе  одноклассников,  что  будет  способствовать  развитию   коммуникативных  качеств    и    социализации  личности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, плеер, экран,  материалы, презентации, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Органическая химия. Опыты».

Ход урока.

Структура  урока.

Целеполагание.

I. Вступительное  слово учителя:

Дорогие  ребята, уважаемые  гости!

Сегодня мы  собрались  для  того,  чтобы  изучить  тему:  «Природные  источники  углеводородов». (Презентация № 1).

- Что  такое  углеводороды?

                        - Органические  вещества,  состоящие  из  углерода  и  водорода.

- В  виде  каких  полезных  ископаемых  углеводороды встречаются  в  природе?

- В  виде  нефти,  каменного  угля  и газа.

Сегодня  мы  рассмотрим  нефть,  природный  газ и  каменный  угль.

Постановка  задач  урока.

План.

Нефть:

  • состав;
  • свойства;
  • основные  способы  переработки.

 Природный  и  попутный  нефтяные  газы:

  • состав,  
  • переработка.

Каменный уголь:

  • состав,
  • добыча.

Обстоятельно  говорить  о  применении  нефти,  газа и каменного угля  можно  только,  изучив  их  состав   и  свойства,    работа  по  плану  нам позволит  достигнуть  поставленной  цели,  а,    реализовав  поставленные задачи,  мы  сможем  ответить  на  многие  «почему?».

  Открытие  конференции.

 - На  прошлом  уроке  мы  закончили  изучение  темы:  «Углеводороды». Какие  углеводороды  вам  известны?

-  Алканы,  алкены,  алкины,  алкадиены,  циклоалканы,  арены.

Итак, сегодня  нам  предстоит  обсудить:  какие  из  них  входят в состав природных углеводородов (нефти,  газа и каменного угля) и  как человек  их  использует?

(Работа с ЭОР) Модуль «Природные источники углеводородов» ч.1.

Мы пригласили  специалистов  по  нефти, газу и углю  не случайно, надеюсь,  что  они  обстоятельно  и  более  профессионально,  чем  школьный  учитель,  расскажут  нам  о нефти,  газе и каменном угле.  

 Целеустремление. 

Прежде,  чем  открыть  конференцию,  позвольте  дать  задание  своим  ученикам.

Задание  ученикам:

Ребята,  кроме  поисков  ответов  на  поставленные  вопросы,  нам  нужно  показать,  что мы  умеем:

  • слушать,
  • выделять  главное,
  • составлять  краткий  конспект,
  • оценивать  свою  работу   и  работу  своих  одноклассников.

В  качестве  напутствия  я  хочу  вам  прочитать  слова  Козьмы  Пруткова:

«Бросая  в  воду  камешки,  гляди на  круги,  ими  образуемые,  чтобы  такое  бросание  не  обернулось  пустою  забавою».

Разминка. Проведём  небольшую  разминку.  Используем  лист  для  разминки (Приложение № 2).  Прочитайте  названия  веществ  и  посчитайте,  сколько  веществ  вам  знакомо,  хотя  бы  понаслышке?

  • Почему  такие  разные  вещества  оказались  в  одном списке?  Что  их  объединяет?  

Ответ:  они  имеют  отношения  к  нефти  и   природному  газу,  либо  содержатся  в  них,  либо  получены  из  нефти  и  газа.  Радует  то, что мы  многое  уже  знаем,  но  знать  все  органические  вещества  невозможно,  ведь их  огромное  количество.

(Презентация № 1, слайд 8)

  • Как  вы  понимаете  слова  Д.И.Менделеева:  

«Без  светоча  науки  и  с  нефтью  будут  потёмки»?

Видеоопыт «Переработка бензина», (Работа с ЭОР) Модуль «Основное оборудование для первичной переработки нефти и газа»).

Физминутка для глаз.

Презентации и доклады на темы: «Природный газ» (Презентация № 3, (Работа с ЭОР) Модуль «Природные источники углеводородов» ч.2), «Каменный уголь»  (Работа с ЭОР) Модуль «Природные источники углеводородов» ч.4, (Работа с ЭОР) Модуль «Уголь и торф»).

IV. Закрепление.

 Проверим,   всё   ли  мы  усвоили?  

(Работа с ЭОР) Модуль «Нефть и природный газ» Тесты в трех вариантах. Обучающимся предлагается пройти за компьютеры и оценить усвоенные знания на уроке.

Выводы (Презентация № 1, слайд 10).

Заключительное  слово  учителя.

             Благодарю  всех  учеников  за  плодотворную работу  и  желаю  дальнейших  успехов  в  изучении  органической  химии,  надеюсь,  что  после  этого  урока  вы будете  с  большим  уважением  относиться  к   нефтяникам,  химии  и  к  химикам;   которые   смогли  создать  так  много полезных  и  нужных  для  нашей  жизни  веществ, материалов,  продуктов,   сегодня  без  многих  из  них  нам  трудно  обойтись,  мы  настолько  к  ним  привыкли,      кажется,  они  были  всегда,  но  ведь  это  создали  химики!

Приложение № 1. 

Задание  для  разминки.

Сколько  знакомых  вам  веществ  хотя  бы  понаслышке  Вы  нашли  в таблице?

Метан

Хлорметан

Этан

Пропан

Бутан

Пентан

Изобутан

Изооктан

Циклопропан

Циклобутан

Тефлон

Хлороформ

Фреоны

Этилен

Полиэтилен

Полихлорвинил

Бутадиен

Ацетилен

Бензол

Гексахлоран

Толуол

Хлорбензол

Тринитротолуол  

Нафталин

Стирол

Фенол

Метиловый  спирт

Этиловый  спирт

Глицерин

Ацетон

Уксусная  кислота

Лимонная  кислота

Аскорбиновая  кислота

Муравьиная  кислота

Щавелевая  кислота

Бензойная  кислота

Нитроглицерин

Лавсан

Капрон

Глицин.