Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Суворова Марина Владимировна

В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uroka_himiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока (8 класс) «Кислород. Воздух. Горение»

1.Тема урока.  «Химические свойства кислорода. Применение кислорода»

2. Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе  работы с блоком новой учебной информации средствами  технологии рефлексивного обучения

3. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

4. Планируемые результаты:

4.1.  предметные  -  знать определения понятий: химические свойства; реакция окисления; реакции горения; оксиды; знать химические свойства кислорода.

                                  уметь  составлять уравнения реакций окисления, составлять формулы оксидов по валентности элементов, составлять названия оксидов, характеризовать физические свойства простых веществ, уметь комментировать уравнения химических реакций.

4.2   метапредметные:

Познавательные:  уметь выполнять логические операции: сравнение, обобщение, анализ; уметь применять знания при изучении нового материала, воспроизводить по памяти информацию. Кодировать информацию в виде таблицы. Уметь наблюдать и делать выводы на основе наблюдений. Уметь находить дополнительную информацию используя справочную литературу.

Коммуникативные: уметь высказывать суждения по результатам наблюдений, проявлять познавательную активность  в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: уметь выполнять интеллектуальную работу, уметь контролировать и оценивать свои действия. Выполнять самостоятельную работу в соответствии с правилами.

4.3.  личностные: уметь уважительно относиться к мнению одноклассников,

5. Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

7. Средства обучения: демонстрационный эксперимент, рабочая тетрадь, презентация, проектор, доска, видео опыты, реактивы (образцы простых веществ: уголь, железо, сера).


Ход урока:

Структурные компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

  1. Оргмомент

Учитель приветствует учеников.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.

Умение быстро включаться в работу на уроке

  1. Целеполагание и мотивация

Учитель загадывает загадку: «Лопата, стоя без дела у дверей стала тяжелей. Почему?»

Знакомит детей с темой урока и обращает внимание на те умения, которыми необходимо овладеть на уроке

Отгадывают загадку.  Знакомятся с темой урока. Формулируют цель урока. Знакомятся с перечнем умений. Определяют для себя способы приобретения умений

Умение определять цель урока и способы достижения цели. Уметь высказывать суждения.

  1. Актуализация знаний и умений

Учитель предлагает вопросы для беседы.

  1. «Какие явления называют химическими?»
  2. «По каким признакам мы можем судить о протекании химической реакции?»

Отвечают на вопросы учителя.

Умеют давать определения химические и физические явления.

Знают признаки химических реакций.

4. Изучение нового материала

  1. «Что мы будем иметь ввиду, изучая химические свойства вещества?»

Предлагает записать определение понятия химические свойства вещества (совокупность химических реакций, в которые вступает вещество)

Предлагает учащимся программу наблюдений. Результаты фиксируются в тетради в виде таблицы. По результатам наблюдений будет сделан вывод.

Показывает демонстрационный эксперимент или видео с опытами. Обсуждает результаты наблюдений. Заполняет таблицу сначала вместе с учащимися, затем учащиеся заполняют ее самостоятельно. Предлагает сравнить реакции горения, найти общие признаки в составе оксидов. Подводит учащихся к самостоятельному выводу определения понятия «оксиды»

Отвечают на вопрос. Обсуждают и записывают новое понятие «химические свойства вещества»

Наблюдают за демонстрационным экспериментом. Принимают участие в обсуждении опытов. Заполняют таблицу сначала по образцу, потом самостоятельно. Сравнивают реакции горения. Находят общие признаки. Самостоятельно формулируют определение понятия «оксиды» (сложные вещества, состоящие из атомов двух химических  элементов, один из которых кислород).

Умеют давать определение «химические свойства вещества»

Умеют выполнять работу по правилам. Умеют наблюдать за изменениями в процессе проведения демонстрационных экспериментов. Умеют делать выводы на основе наблюдений. Умеют кодировать информацию  в виде таблицы.

5.Первичное закрепление

Предлагает задание (слайд)

Выполняют задание.

Умеют контролировать свои действия.

6. Подведение итогов (рефлексия)

Предлагает учащимся обменяться тетрадями и проверить задание. Правильное выполнение представлено на слайде.

Проверяют работы друг друга. Сравнивают с образцом.

Умеют оценивать результаты своей учебной работы.

7. Домашнее задание

Предлагает домашнее задание (Составить схему применения кислорода. Отразить в ней обусловленность применения свойствами вещества)

Записывают домашнее задание.

Программа наблюдений

  1. Отметьте цвет, агрегатное состояние простых веществ:  серы, угля, фосфора, железа.
  2. Обратите внимание на условия возникновения реакций горения.
  3. Отметьте внешний вид продуктов окисления.
  4. По результатам наблюдений заполните таблицу
  5. Для составления названий оксидов используйте схему:

        +        +        

Пример: оксид меди (II) CuO

Вещества, их названия и обозначения.

Тип вещества (простое/сложное)

Описание физических свойств веществ (цвет, агрегатное состояние), какие свойства проявляет (металл/неметалл)

Уравнение реакции окисления

Продукты окисления – оксиды, их названия и обозначения

Описание физических  свойств оксидов

Фосфор, Р

Простое

Порошок темно-красного цвета, неметалл

4P + 5O2 =2P2O5

P2O5 – оксид фосфора (V)

Порошок белого цвета, очень гигроскопичен (поглощает воду из воздуха) Используется для осушки газов и жидкостей

Сера, S

Простое

Порошок желтого цвета, неметалл

S + O2 = SO2

SO2 – оксид серы (IV)

Бесцветный газ с резким запахом, ядовит, хорошо растворяется  в воде.

Уголь, С

Простое

Твердое вещество, темно-серого, черного цвета, неметалл

С + O2 = СO2

CO2 – оксид углерода (IV)

Бесцветный газ, без запаха, малорастворимый в воде.

Железо, Fe

Простое

Твердое вещество с металлическим блеском, металл

3Fe + 2O2 = Fe3O4

Fe3O4 –железная окалина

Смешанный оксид Fe2O3· FeO

Порошок темного цвета

Ответьте письменно на вопросы:

  1. Какие реакции называются реакциями окисления? (Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями окисления. Все реакции окисления экзотермические.) Если в результате реакции выделается тепло и свет – реакция горения.
  2. Какие вещества вступают во взаимодействие с кислородом? (металлы и неметаллы, сложные и простые)
  3. Какое условие необходимо для начала реакции? (предварительное нагревание веществ)
  4. Укажите тип реакций горения простых веществ (по числу исходных и образующихся веществ)? (реакции соединения)
  5. Отметьте сходные признаки в составе оксидов. Запишите определение оксидов. Сходные признаки: наличие атомов двух элементов, один из которых кислород. Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов двух химических  элементов,  один из которых -  кислород).

Приложение

Дидактические карточки для закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала.

  1. В ряду формул веществ выберите оксиды, составьте уравнения реакций их получения; дайте названия веществам:

1 вариант

2 вариант

CS2, MgO, CO2, Mg3N2, NO, CH4

PH3, SO2, Al2O3, ZnO, NH3, Li3N

  1. Составьте формулы оксидов по названиям: оксид азота (V), оксид лития, оксид водорода, оксид кремния

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»

Представлена информация по проектной деятельности и реализация проектной деятельности на экзамене...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Презентация к модели урока "Химические свойства кислорода. Применение кислорода" (по ФГОС)

Презентация подготовлена специально к модели урока по химии "Химические свойства кислорода. Применение"...

современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения

современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...