Факультативный курс «Общая химия»
элективный курс по химии (11 класс) по теме

Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshaayaximiya11klass-yelektiv-sayt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю ). Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.

Цель факультативного курса: систематизировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии.

Задачи:

  1. сформировать и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии;
  2. продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал ( в том числе и в письменном виде ), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания, а также объяснять доступные обобщения диалектико-материалистического характера;
  3. развить интеллектуальные творческие способности учащихся;
  4. развить интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.

Отбор теоретического материала произведен в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал согласно дидактическим принципам.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.

Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар, исследование.

Практические занятия служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; строение комплексных солей и их номенклатуры; влияние природы лигандов на окраску комплексных соединений; значения комплексных соединений в природе.

Учащиеся должны уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; аллотропия; электроотрицательность; степень окисления; окислительно-восстановительный процесс; валентность, химическая связь; электролитическая диссоциация.

- определять заряд ядра, атома элемента; количество протонов, нейтронов и электронов в атоме элемента; состав изотопа; формы электронного облака s-, p-, d-, f- электронов; валентные возможности атома; вид химической связи химического соединения; геометрическое строение молекулы; энтальпию реакции; энтропию реакции; тепловой эффект реакции; изменение скорости реакции в зависимости от условий; направление смещения химического равновесия в зависимости от условий; коэффициенты при составлении ОВР; восстановитель и окислитель; реакцию среды при гидролизе солей.

- решать задачи по термохимическим уравнениям; на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению; решать расчетные задачи с использованием величин: массовая доля выхода продукта реакции, массовая доля вещества в растворе; объемная доля газа в смеси газов, решать расчетные задачи методом составления системы уравнений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 ( 34  часа, 1 час в неделю ).

  1. Химический элемент ( 3 ч )
  2. Строение атома ( 4 ч )
  3. Виды химической связи ( 3 ч )
  4. Строение молекул ( 2 ч )
  5. Энергетика химических реакций ( 4 ч )
  6. Скорость химических реакций ( 3 ч )
  7. Свойства основных классов неорганических веществ ( 3 ч )
  8. Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч )
  9. Электрохимические процессы (3 ч )
  10. Комплексообразование ( 4 ч )

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Да-та

Коррек-ция

Последователь-ность тем

Последовательность занятий в теме

Химический элемент ( 3 ч. )

1. Классификация химических элементов.

Семейства элементов ( на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика хи-мических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изме-нения в свете электронного строения атома.

2. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрица-тельность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.

3. Изотопы. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Семинар: Уравнения ядерных реакций.

Строение атома

( 4 ч. )

1. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое.

2. Принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням: принцип Паули, принцип минимальной энергии.Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Правило В. М. Клечковского.

3. Распределение электронов по орбиталям. Правило Хунда. Электронные и графические формулы атомов элементов. Энергетическая диаграмма атома.

4. Семинар: Составление электронных и графических формул атомов, энергетических диаграмм.

Виды химической связи ( 3 ч. )

1. Валентные возможности атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.

2. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.

3. Кристаллические решетки. Аллотропия неорганических веществ. Семинар: Составление электронных и структурных формул веществ.

Строение молекул

( 2 ч. )

1. Геометрическое строение молекул. Гибридные электронные орбитали. Виды гибридизации электронных орбиталей.

2. sp-, sp2-, sp3- гибридизация на примерах органических и неорганических веществ.

Энергетика химических реакций ( 4 ч. )

1. Энергетика химических реакций. Энтальпия. Тепловой эффект химической реакции.

2. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения.

3. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций.

4. Семинар: Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций ( 3 ч. )

1. Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от условий протекания. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа.

2. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Значение катализа в природе и технике.

3. Семинар: Решение расчетных задач на вычисление скорости реакции по кинетическому уравнению

Свойства основных классов неорганических соединений ( 3 ч. )

1. Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ. Концентрация растворов.

2. Семинар: Решение задач на применение знаний о различных выражениях концентраций растворов.

3. Гидролиз солей. Составление уравнений гидролиза. Исследование: Определение среды раствора.

Окислительно-восстановительные реакции ( 5 ч. )

1- 2. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса, метод полуреакций ( ионно-электронный метод ).

3 - 4. Классификация ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования

( самоокисления, самовосстановления). Восстановители и окислители. Влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры.

5. Семинар: Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.

Электрохимические процессы ( 3 ч. )

1. Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов.

2. Гальванические элементы. Устройство гальванического элемента Даниэля-Якоби. Устройство аккумулятора.

3. Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей.

Комплексообразова-ние ( 4 ч. )

1. Комплексные соли и их строение. Комплексный катион и анион. Номенклатура комплексных солей.

2. Образование катионных аквакомплексов и анионных гидрокомплексов алюминия, хрома (III).

3. Влияние природы лигандов на окраску комплексов. Семинар: Диссоциация комплексных солей.

4. Значение комплексных соединений в природе. Исследование: образование комплексных соединений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Факультативный курс по химии "Химические понятия" для учащихся 11 классов.

Курс предназначен для подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. Тематический план включает задачи основного курса химии и кодификатор 2013г....

Факультативный курс "Экологическая химия"

Пояснительная записка.Проблемаухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и раз...

Факультативный курс по химии "Химия окружающей среды"

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение здоровья человека – стали актуальными и стабильными проблемами, которые требуют неотложного решения....

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач"

Каледарно-тематическое планирование факультативного курса по химии "Решение задач " для 10-11 классов. На изучение дается 1 час в неделю (34 часа в год)...

Рабочая программа факультативного курса по химии для учащихся 8 класса "Избранные вопросы неорганической химии"

Предлагаемый курс рассчитан на формирование у учащихся 8 класса понимания количественных соотношений, которые характеризуют химические вещества и химические реакции, и выработку умений и навыков испол...