Конспект урока карбоновые кислоты
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Совкова Нина Владимировна

Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»

Технологическая карта урока изучения нового материала  в 10 классе  по теме «Карбоновые кислоты». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»

Технологическая карта урока изучения нового материала  в 10 классе  по теме «Карбоновые кислоты».

Тема

Карбоновые кислоты

Цель

  • Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;

Задачи

  • продолжить формирование понятий гомология, номенклатура, изомерия на примере карбоновых кислот;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;

  • учить решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества, использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;

Планируемый результат

  • Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты,  их номенклатуру и виды изомерии;
  • Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;
  • Уметь использовать возможности  ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и  представления результатов;
  • Уметь формулировать цель урока, индивидуальные  образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
  • Уметь выполнять задания части А, В  ЕГЭ по химии.

Основные понятия

  • Карбоксильная группа;
  • Гомологи;
  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот;
  • Структурная формула;
  • Виды изомерии.

Межпредметные связи

Биология, физика, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основной

дополнительные

Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.

Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.

Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.

Сайт РХТУ им. Менделеева  

http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).

Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными  понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии),  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.

Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.

Назовите вещества, определите классы соединений:  

СН3ОН – метанол (спирты) 

НСОН – метаналь (альдегид)

С6Н6 – бензол (арены)

С4Н10 – бутан (алканы)

СН3  - СО - СН3 – пропанон (кетон)

СН3  - СООН -  ?

Самоконтроль

II этап. Самоопределение деятельности

Цель – самоопределение школьника

 

Тема урока: «Карбоновые кислоты».

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот.

Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»

Целеполагание Планирование  Рефлексия деятельности

Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.

Формулирование  цели.

Таблица «Рефлексия» заполнение

 «Что знаю до урока?»

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель -  поиск решения учебных задач

Организует изучение  темы по блокам

Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?

Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты.

1 блок «Понятие»

Умение выражать свои мысли

Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот.

  • Что называется функциональной группой?
  • Для каких классов соединений характерны группы?
  • Почему группа – СООН называется карбоксильная?
  • Дайте определение карбоновым кислотам.
  • Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле?
  • Определите формулы кислот

Самоконтроль

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знакомит с формулами карбоновых кислот.

2 блок «Гомология»

Проводят сравнение

Представление исследования

Поиск информации и умение строить высказывания

  • Что называется гомологами?
  • Что общего у гомологов карбоновых кислот?
  • Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?

Отчет по исследовательской работе

 «Чудесный мир карбоновых кислот»

Формулы кислот записывает на доске.

Организует обсуждение проблемы.

Мотивирует к проведению исследования.

3блок «Классификация»

Выдвигают гипотезы классификации.

Заполняют концептуальную таблицу.

Выполняют упражнение по классификации кислот.

Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?

По характеру радикала

По количеству карбоксильных групп

предельные

одноосновные

непредельные

двухосновные

ароматические

многоосновные

Охарактеризуйте формулы кислот:

НСООН, НООС – СООН,

 СН2 = СН – СООН, С6Н5 СООН. 

Взаимопроверка

Проверка по образцу

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

4 блок «Номенклатура»

Определяют план действий, называют вещества.

Умение выражать свои мысли

Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).

Вспомните алгоритм для названия вещества.

Назовите вещество по структурной формуле.

Вспомните, как записать формулы по названию?

Выпишите формулы карбоновых кислот и дайте им названия.

Напишите формулы карбоновых кислот по названию.

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Проверка по образцу

Обеспечивает мотивацию выполнения.

5 блок «Изомерия»

Выдвигают гипотезы о видах изомерии.

Структурирование знаний

  • Что называется изомерами?
  • Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?

Ш. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися  

Акцентирует внимание на достижении цели урока.

Организует контроль знаний обучающихся.

Определяют свои достижения.

  • Что узнал?
  • Что научился?

Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия»

Диагностическая работа

IV. Рефлексия

Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися

Комментирует домашнее задание

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

Анализ достижения цели урока

Дифференцированное домашнее задание:

§ 20 с. 180 – 183.  Составить изомеры состава С5Н10О2.

*Изомеры М= 132 г/моль

Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.

Заполнение таблицы «Рефлексия» «Что узнал на уроке?» «Что не понял?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Карбоновые кислоты".

Урок "Карбоновые кислоты" представлен в форме путешествия, где изучается строение, свойства и применение карбоновых кислот на основании знаний о неорганических кислотах....

Методическая разработка урока "Карбоновые кислоты"

Первый урок большой темы "Карбоновые кислоты". Урок проводится в классе с углубленным изучением химии. Во время урока рассматриваются вопросы: понятие, классификация, номенклатура карбоновых кислот. Н...

Разработка урока «Карбоновые кислоты»

Материалы к уроку "Карбоновые кислоты"...

урок Карбоновые кислоты

презентация и технологическая карта урока карбоновые кислоты...

Конспект урока "Карбоновые кислоты"

Конспект урока по химии для 10 класса "Карбоновые кислоты"...

Конспект урока "Карбоновые кислоты"

В разработке представлены конспект урока и технологическая карта по теме "Карбоновые кислоты", разрабтанные для 10 класса...