Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках химии
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Белкова Галина Викторовна

Как повысить мотивацию учеников на обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках химии»

Использование методов активизации познавательной деятельности на уроках химии является одним из способов повышения уровня обучения. В формате ФГОС второго поколения формирование универсальных учебных действий происходит через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках всех предметных дисциплин, в том числе и химии. От стандарта второго поколения к обновлённому уроку в основной школе, меняются традиционные формы деятельности учителя, но личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, именно наличие специфических особенностей личности учителя является одним из основных условий его эффективной работы в меняющихся условиях преподавания. Личность – это неповторимый набор качеств и свойств, который преломляется в профессиональной деятельности. Профессионально компетентным является такой учитель, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическое общение, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Общая педагогическая направленность определяется:

- эмоционально-ценностным отношением к своей профессии, склонностью заниматься видами деятельности, специфичными для данной профессии;

- профессионально значимыми качествами личности как компонента педагогических способностей;

- рефлексивным управлением развитием учащихся.

Профессионально значимые качества «идеального учителя» - это

-  любовь к детям,

-  гуманность,

-  педагогическая эрудиция,

-  широта кругозора,

-  общительность,

-  эмоциональность,

-  доброжелательность,

-  развитое образное мышление,

-  артистичность,

-  чувство юмора.

Личность учителя должна быть адекватна психологической структуре его деятельности.
 

«От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятие, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей, каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и благодарной дружбой к своему руководителю».

                                                                           А.В.Луначарский.

         Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает  примерно 10  тыс. уроков. И часто бывает так, что они, как близнецы похожи друг на друга. Примерно 60% времени урока отводится на объяснение учителя, еще 30% идет на устный опрос. Что при этом делает основная масса учащихся? Ученику просто некогда поразмышлять, поломать голову над проблемой.  Интерес к изучаемой теме появляется тогда, когда учащиеся  вовлекается в общение, будоражащее мысль. Однако форма традиционного урока мало приспособлена для наложения такого контакта. Какой уж тут интерес к учебе, выдержать бы однообразие. Вот почему учителя работают над поиском новых подходов в учебной работе с подростками.
Рекомендации психологов: необходимо создать учащимся обстановку доброжелательности, соответствующую трем принципам

«Я тебя вижу», «я тебя слышу», «я тебе помогаю». При составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету  применяю ряд приемов.


1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся.

 Объясняю значение данной темы для человека, а также для овладения в будущем какой-либо специальностью, в том числе химической в начале урока.


2. Прием так называемых перспективных линий.

Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении их возможности достичь планируемые результаты обучения. С этой целью на разных уроках неоднократно повторяю, что все могут изучить учебный материал и получить положительные оценки.

 Необходимо стремится к созданию на уроках ситуаций успеха.

 «Ведь уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее»

                                                                                                                (М. Горький)


3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся:

 Выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение, работая в коллективе.



Принцип активности ребенка заключается в целенаправленном активном  восприятии учащимися  изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф.Энгельс).
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяют следующие компоненты:
--готовность выполнять учебные задания;
--стремление к самостоятельной деятельности;
--осознание выполняемых действий;
--устойчивость внимания к предмету активности;
--стремление повысить свой личный уровень и др.


Различают два уровня активности.

Первый, низший уровень активности - это объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительный характер. На втором, высшем, уровне активность является первопричиной, источником деятельности ребенка, имеющей творческий преобразующий характер.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным „детонатором", который помогает им проникнуть внутрь, а там „взорваться", превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности.

Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы. Это направление рекламируется в стандартах второго поколения, но мы ведь и раньше это делали. В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть».

Провожу с учениками уроки – исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.

В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учимся  решать задачи по алгоритму и сами его составляем. Например, в 8 классе все задачи по теме „Растворы" учащиеся решают по алгоритму.  Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.

Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой.

 Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику,  они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходить к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений.

Умения слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект – по  новым стандартам это универсальные учебные действия.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся я считаю важной задачей на любом уроке и особенно  в старших классах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи.  Каждая тема должна вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.

  Проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого  удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.

 Эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Опыт показывает, что познавательная деятельность учащихся не возникают произвольно, её нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся, но  не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

Равенство понятий «интерес» и «знание» способствует глубокому усвоению программного материала учениками, применению полученных знаний в повседневной жизни.

2014-2015 учебный год                                                           Белкова Галина Викторовна

СПб ГБОУ ЦО № 170                                                             учитель высшей категории.

ГБОУ ЦО №170

2014 – 2015 учебный год

Формирование универсальных учебных действий через деятельностный подход, как средство повышения качества образования

Тема:

« Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

                                                                          Учитель химии

Категория: высшая

Белкова Галина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии»...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» (Обобщение педагогического опыта.)

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности....

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий

Активизация познавательной деятельности учащихся на урокаххимии с помощью игровых технологий...