Рабочая программа модульного дополнительного курса по химии для 9-10х классов
рабочая программа по химии (9, 10 класс) на тему

Программа данного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов химии, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по химии за курс основной и средней школы. Курс дополняет и развивает школьный курс химии, а также удовлетворяет потребности учащихся в более глубоком изучении предмета.

В процессе освоения содержания данного курса ученики как овладевают  дополнительными теоретическими знаниями, так и совершенствуют практические навыки проведения эксперимента, а значит обогащают свой жизненный опыт, получают возможность применения теоретических знаний на практике, развивают организаторские, коммуникативные и интеллектуальные способности.

Изучение курса предполагает ликвидацию возможных пробелов в базовых знаниях, а также углубление знаний об основных закономерностях процессов и явлений, что в свою очередь обеспечивает положительную мотивацию к повторению уже пройденного материала и изучению нового.

Изучение курса предполагает не только отработку экспериментальных навыков учащихся, но и самостоятельный поиск информации в том числе в сети Интернет, а также выработку умения самостоятельно составлять опорные конспекты, работать с заданиями, входящими в ОГЭ и ЕГЭ по химии, уметь заполнять бланки заданий.

Методологической основой курса является деятельностный подход, так как при изучении нового материала большое внимание уделяется деятельности учащихся по приобретению знаний самостоятельно и в группах, через эксперимент и путем изучения источников информации.

Развивающий и воспитательный потенциал курса полностью соответствует основным идеям, заложенным в Федеральных государственных образовательных стандарт ах второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модульный курс по химии24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа данного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов химии, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по химии за курс основной и средней школы. Курс дополняет и развивает школьный курс химии, а также удовлетворяет потребности учащихся в более глубоком изучении предмета.

В процессе освоения содержания данного курса ученики как овладевают  дополнительными теоретическими знаниями, так и совершенствуют практические навыки проведения эксперимента, а значит обогащают свой жизненный опыт, получают возможность применения теоретических знаний на практике, развивают организаторские, коммуникативные и интеллектуальные способности.

Изучение курса предполагает ликвидацию возможных пробелов в базовых знаниях, а также углубление знаний об основных закономерностях процессов и явлений, что в свою очередь обеспечивает положительную мотивацию к повторению уже пройденного материала и изучению нового.

Изучение курса предполагает не только отработку экспериментальных навыков учащихся, но и самостоятельный поиск информации в том числе в сети Интернет, а также выработку умения самостоятельно составлять опорные конспекты, работать с заданиями, входящими в ОГЭ и ЕГЭ по химии, уметь заполнять бланки заданий.

Методологической основой курса является деятельностный подход, так как при изучении нового материала большое внимание уделяется деятельности учащихся по приобретению знаний самостоятельно и в группах, через эксперимент и путем изучения источников информации.

Развивающий и воспитательный потенциал курса полностью соответствует основным идеям, заложенным в Федеральных государственных образовательных стандарт ах второго поколения.

Цель курса: индивидуальное и систематическое сопровождение учащихся, стремящихся изучать химию углубленно.

Задачи курса:

  1. Расширение школьного курса химии.
  2. Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по химии.
  3. Выработка у учащихся навыков в проведении эксперимента.
  4. Развитие аналитических способностей.
  5. Развитие интереса учащихся к изучению химии
  6. Обучение учащихся сбору, анализу и систематизации информации
  7. Обучение учащихся как решению типовых экзаменационных заданий, так и нетрадиционных задач
  8. Обучение заполнению бланков ОГЭ и ЕГЭ
  9. Психологическая подготовка к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ и ОГЭ.

Организация занятий курса должна существенно отличаться от урочной. Основной акцент делается на самостоятельном построении выводов, формировании способности прогнозировать результат эксперимента, а значит, учащимся необходимо давать дополнительное время на размышление, поощрять любые попытки самостоятельных рассуждений, давать свободу действий при проведении эксперимента в рамках техники безопасности.

На занятиях применяются следующие виды деятельности:  обсуждение, постановка мысленного  эксперимента, практические работы, исследовательские работы, обзорные лекции, мини-лекции, семинары, работа с текстом, практикумы по решению задач, тестовых заданий.

Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС, поэтому приоритетной является совместная деятельность учителя и учащихся, работа в группах, проектная деятельность.

Методы и формы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка, письменный и устный зачет, отчет о практической работе. Все методы и формы контроля необходимы, прежде всего, для того, чтобы учащийся самостоятельно оценивал качество усвоения материала.

Курс построен по модульному принципу и является избыточным по отношению к количеству часов курса  (модулей, каждый из которых рассчитан на 11 часов).

Для комплектования учебного плана можно выбрать необходимое число модулей, каждый из которых предполагает 1 час для итогового занятия.  Таким образом можно сформировать программу, наиболее полно соответствующую потребностям учащихся.

Учебно-тематический план элективного курса

(Набор модулей для наполнения учебного плана)

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

В том числе

Формы занятий

Формы контроля

Лекции

Практические работы

1

Модуль «Введение в качественный анализ»

11

5

11

1.1

 Введение в качественный анализ: ТБ, лабораторная посуда, способы и техника выполнения реакций, лабораторный журнал

1

1

0

Лекция

Наблюдение, самостоятельная работа

1.2

 Реакции обнаружения катионов

5

1

5

Мини-лекция, практикум

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка

1.3

Реакции отделения катионов разных групп

2

1

2

Мини-лекция, практикум

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка

1.4

Реакции обнаружения анионов

1

1

1

Мини-лекция, практикум

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка

1.5

Составление и реализация схемы анализа соединения

2

1

2

Мини-лекция, практикум

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, зачет

2

Модуль «Химия в задачах»

11

4

7

2.1

Комбинированные задачи на расчеты по уравнениям реакции

3

1

2

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования

2.2

Задачи на термохимические уравнения

2

1

1

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение

2.3

Задачи на определение состава смесей

4

1

3

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования

2.4

Задачи на смещение химического равновесия

2

1

1

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, зачет

3

Модуль «Органическая химия в расчетных задачах»

11

3

8

3.1

Расчеты по химическим формулам

3

1

2

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования

3.2

Вывод химических формул органических соединений  

5

1

4

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования

3.3

Расчеты по уравнениям химических реакций  

3

1

2

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, зачет

4

Модуль «Химические превращения органической химии»

11

6

5

4.1

Типы химических реакций в органической химии

3

1

2

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования

4.2

Механизмы реакций в органической химии

8

5

3

Лекция, Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация, выполнение проекта

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования, зачет

5

Модуль «Основы общей химии»

11

5

6

5.1

Основные понятия и законы химии

2

1

1

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования,

5.2

Строение атомов и молекул

2

1

1

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования,

5.3

Химическая энергетика

2

1

1

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования,

5.5

Химическая кинетика и равновесие

3

1

2

Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования,

5.6

Дисперсные системы

2

1

1

Лекция, Мини-лекция, практикум, обсуждение, консультация, выполнение проекта

Наблюдение, самопроверка, взаимопроверка, тестирование, обсуждение, работа с бланками тестирования, зачет

Информационное обеспечение курса:

  1. Габриелян О.С. Химия (8,9 класс), 10,11 класс (профильный уровень) СПб. Дрофа 2011
  2. Карцова А.А. Левкин А.Н. Химия 10 класс профильный уровень, М.:2001г
  3. Материалы сайта http://chem.reshuege.ru/
  4. Маттериалы сайта http://sdamgia.ru/
  5. Материалы сайта http://www.fipi.ru/
  6. Авторские методические разработки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу по химии "Тайны воды"

Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...

Рабочая программа по дополнительному курсу «Занимательная математика»

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающ...

Рабочая программа по дополнительному курсу художественной направленности "Комплексный анализ текста", 5 класс

Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования.Представляет собой расширенный углубленный вариант изучения наиболее актуальных вопросов базового предмета "Русский язык" за...

Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и  предполагает широкое использование методов активного ...

Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса

Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Представьте, что все цвета исчезли из окружающе...

Рабочая программа пропедевтического (вводного) курса «Занимательная химия»

Изучение вводного курса «Занимательная химия» в 7 классе направлено на достижение следующих целей: подготовить учащихся к изучению нового учеб­ного предмета; создать познавательную мот...