Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»
план-конспект урока по химии на тему

Габуева Неза Тотразовна

Задачи урока:

Образовательные:

Þ  Рассмотреть состав и классификацию кислот;

Þ  Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;

Þ  Продолжить формирование умений определять степень окисления химических элементов в соединениях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty_ih_sostavklassifikaciya_i_znachenie.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по  химии

Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»

Учитель химии

Габуева Неза Тотразовна

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть состав и классификацию кислот;
  • Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;
  • Продолжить формирование умений определять степень окисления химических элементов в соединениях;

Развивающие:

  • Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Продолжить развитие навыков экспериментальной  работы;
  • Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
  • Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
  • Способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Иллюстративные;

Демонстрационные;

Частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная,  аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.  

Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний.

? Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания).

СаО,   SО2,  Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7  (Слайд 1).

? Формулы каких веществ вы видите?

? Какие вещества называют оксидами?

? К какому классу принадлежат следующие   вещества  КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?

? Какие вещества относят к основаниям?

? Отчего зависит число гидроксильных групп в основании? (От степени окисления металла.)

(Слайд 2). Крестики-нолики «Основания»

Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.

      Игровое поле № 1                                                 Игровое поле № 2

Са(ОН)2

Ва(ОН)3

СО2

Fе(ОН)2

Аl(ОН)3

Сu(ОН)2

NаН

КОН

НI

СаН2

КСl

НNО3

Н2О

СаСl2

LiОН

О2

СаСО3

Zn(ОН)2

Назовите эти основания.

? Что общего у оснований в первом игровом поле и чем они отличаются от оснований, расположенных на игровом поле № 2? (В первом игровом поле – растворимые основания, во втором – нерастворимые.)

Приведите примеры

? В чем особенности растворимых оснований? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?

  • Задание на классификацию соединений. (Слайд 3)

Распределите  приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы

СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3,  NаОН, Н24 .

Оксиды

Основания

Кислоты

СаО, СuО,  Н2О, Сl2О7

Аl(ОН)3,  Fе(ОН)2, NаОН

НСl,  НNО3, Н24

  1. Изучение нового материала

В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам  вещества, которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 4).

?  Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).

  1. Многообразие   кислот (Слайд 5).

План изучения кислот     (Слайд 6).

  1. Состав.
  2. Классификация.
  3. Номенклатура и соответствующие оксиды
  4. Значение и применение.
  5. Правила техники безопасности при работе  с кислотами.

  1. Состав кислот    (Слайд 7).

Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной  НСl, серной Н24 и фосфорной кислот  Н3РО4. Что общего в их составе?

Да, это присутствие  в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

  1. Классификация кислот

А) по наличию кислорода.  (Слайд 8)

? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это  отличие?

Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные  и  кислородсодержащие.  Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.

Б) Классификация кислот по основности.   (Слайд 9).

? Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?

Основность – число атомов водорода в кислоте.

Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.

По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде  образует отрицательно заряженный ион.

Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.

         В) Классификация кислот по растворимости в воде   (Слайд 10).

Кстати,  способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.

  1. Степень окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды.   (Слайд 11).

+1   −1            +1  − 2                                      +1    х    − 2            +5   − 2

НСl      Н2S                       Н3РО4   → Р2О5  - фосфорная кислота

                                         (+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0  

                                          х − 5 = 0 

                                          х  = + 5 

+1    + 3  − 2            +3   − 2

Н3РО3   → Р2О3  - фосфористая кислота

Определите оксиды, соответствующие кислотам.  (Слайд 12).

Н24       →       SО3                       НNО3     →    N2О5

Н23         →      SО2                      НNО2     →    N2О3 

Номенклатура кислот

Бескислородные кислоты:

    К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» 

    и слова «водородная кислота»

HCl – хлороводородная кислота     Н2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие  кислоты:

К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:

Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)

                                                                            +6

                                                         – «-н» и окончание «-ая»: H2SO4 

                                                           серная кислота                                             

Если СО элемента ниже высшей                     +4

                                                         – «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3 

                                                                          сернистая кислота

Гимнастика для глаз

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицу вверх  посмотрим,

А теперь в свою тетрадь,

Влево, вправо, поморгали,

И по кругу пробежали.

Мы глаза  зажмурим снова.

Продолжать урок готовы?

Открываем глазки снова!

  1. Значение кислот в природе и жизни человека   (Слайд 13-14).

Кислоты в природе

Кислоты в жизни человека

              В организме человека

                                В кулинарии продуктах питания

                                                     В медицине

                                                                   В народном хозяйстве

Кислотные дожди

  1. Правила техники безопасности при работе с кислотами      (Слайд 15-16).

В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих.  Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?

         (Нет. При  работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.) 

 ? Каким образом, не прибегая к экстремальным методам,  можно определить кислоту?

  1. Закрепление знаний

Лабораторный опыт

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами,  жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:

1 группа: В  пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.  Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.   Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу.

2 группа: В  пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.  Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.   Результаты наблюдений запишите в таблицу.

В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмус

Желтая

Фенолфталеин

Бесцветная

Метилоранж

Оранжевая


Обсуждение результатов и формулирование выводов:

? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?    (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).

При наличии времени. Задание на слайде 18

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Продолжите фразу

  1. Сегодня на уроке я узнала…
  2. Я научилась…
  3. Мне было непонятно…
  4. Для меня этот урок…
  5. Интерес вызвало, то …
  6. Затруднения возникли когда…

  1. Домашнее задание. §20, с. 102-107, выучить формулы и названия кислот,             задание 6 ( «Рабочий лист»),  задание 1, с.107 (учебник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

«Кислоты, их состав, классификация и значение»

Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»Задачи урока:Образовательные:  Рассмотреть состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений записывать формулы веществ основ...

Кислоты, их состав, классификация и значение

Кислоты, их состав,   классификация и значение...

Презентация к уроку "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Тема урока:«Кислоты, их состав, классификация и значение.»Задачи урока:Образовательные:-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источнико...

Урок химии «Кислоты, их состав, классификация и значение» 8 класс

Задачи урока:Образовательные:-усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников изакрепление практических умений и навыков;-сформировать представлен...