Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Симонова Лидия Павловна

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-attestatsiya.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Дата проведения:

Класс: 8

УМК: О.С.Габриелян.

Цель урока: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи образовательные:

-сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

 -организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.

Задачи воспитательные:

-обеспечение условий воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме;

-способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков, навыков самостоятельной учебной деятельности и бережного отношения к окружающей среде;

-воспитывать толерантность (уважительное отношение друг к другу, выслушивать ответы товарищей, бесконфликтно работать в группе).

Задачи развивающие:

-продолжать развивать умение работать с текстом параграфа и другими источниками информации, работать в парах и группах (проведение эксперимента);

-развивать синтезирующее мышление - умение устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

-оценивать эффективность своей работы, вклад в достижение поставленной цели, степени успешности своей индивидуальной образовательной  деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности:

-фронтальная

-индивидуальная

-работа в группах

-работа с опорным конспектом

-интерактивная (презентация)

Методы и методические приемы:

-объяснительно-иллюстративные (опорный конспект, практическая работа, презентация);

-словесный (слово учителя, беседа с учащимися);

-репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);

-частично-поисковый (практическая работа, задания по классификации кислот, игровые моменты).

Оборудование:

-компьютер, мультимедийный проектор, презентация Роwer Point

-набор оборудования и химических реактивов для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы(фенолфталеин, метиловый оранжевый. Универсальная индикаторная бумага), растворы  соляной и серной кислот.

-рабочий лист - опорный конспект с заданиями и описанием опыта.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования,

Метапредметные: умеет под руководством учителя  формулирует цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре(отстаивает свою позицию; умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Предметные: «базовый уровень»

Правильно называет химические формулы кислот. Записывает уравнения химических реакций, характерных для кислот. Умеет определять кислоту с помощью индикатора. Знает применение кислот в быту.

«повышенный уровень»

Знает состав, свойства и классификацию кислот. Умеет определять кислоту с помощью различных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот.

«высокий уровень»

Находить кислоту из предложенных веществ. Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду.

                                                    Ход урока:

  1. Организационный этап.

 Приветствие. Проверка готовности к уроку (1 мин.)

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Индивидуальны опрос. Выполнение заданий по карточкам (5 мин.)

Дифференцированный подход с целью формирования у учащихся умений интегрировать свои знания. Приложение 1.

  1. Подготовка учащихся  на основном этапе урока к активной деятельности (5 мин.)

Работа по заданиям в опорном конспекте.  Приложение 2.

              Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений.

Какие классы неорганических веществ мы изучили?  Слайд 2 (загадки)

Если в паре элементов

Кислород вторым стоит,

Ты же знаешь, эта пара

Называется   …

Дайте определение оксидам.

Учащиеся отгадывают загадку. Ответ: оксид.

Дают определение оксидам.(Оксиды-сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, одним из которых является кислород)

Загадка:

Если формулы начало

Представляется с металла,

ОН – красуется затем,

Вещества знакомы всем.

Не надо придумывать им название

Ведь эти вещества …  

Дайте определение основаниям.

Ответ: основания.

Дают определение основаниям. (Основания- сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп –ОН)

Задание: а)распределите формулы веществ по классам в таблицу;

 б) подчеркните формулы кислотных оксидов (слайд 3)

Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, SO3, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, CO2, N2O5, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3

 (таблица заполняется в опорном конспекте)

Вопрос: Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? (слайд 4)

Проверка правильности выполнения задания.

                                           4.   Изучение  нового  материала (25 мин).

Вопрос: Как вы думаете какая тема урока будет сегодня? Тема «Кислоты» (слайд 5)

Записывают тему урока в опорном конспекте.

Целеполагание (слайд 6)

Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели.

Сегодня данную тему мы рассмотрим по блокам:

1 блок – Состав кислот и названия кислот.

2 блок – Классификация кислот.

3 блок – Распознавание кислот.

4 блок - Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов.

5 блок – История открытия кислот.

6 блок – Применение кислот.

                        (слайд 7)

Планируют свою деятельность с учителем и одноклассниками.

Фотографии фруктов: лимон, киви, яблоко и др. Вопрос: Какие у вас возникают ощущения при виде этих фруктов? (слайд 8)

Ответ: появление слюны (эти фрукты кислые на вкус, а значит содержат кислоты).

Знакомит с формулами кислот. Посмотрите на формулы кислот, что в них общего?

Верно. Основа в молекуле кислоты это атомы водорода. Другая часть молекулы будет называться – кислотным остатком.

Проводят сравнение формул кислот. Ответ: Атомы водорода.

Первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа – кислотный остаток.

Подводит учащихся к формулированию понятия – кислоты.

 Ответ: Кислоты –это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Записывают определение в опорный конспект.

Обратите внимание на большое разнообразие кислот. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях существуют определенные правила названия кислот. (слайд 9 )

Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте (только колонку – названия кислот).

Чем отличаются приведенные пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты?

 (слайд 10)

Пишем признаки классификации кислот и основные группы кислот.

По предложенным примерам кислот называют признаки классификации  ( H2S и HCl);

(HCl и HNO3); (H2CO3 и HNO3); (H2S и H2CO3)

Ответ: а)по наличию атомов кислорода: кислородосодержащие и бескислородные (заполняем схему 1 в ОК)

б)по количеству атомов водорода: одно-, двух-, трехосновные (заполняем схему 2 в ОК).

Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?

(слайд 11)

Загадка: Скажи, какая из кислот в лесу под деревом живет?

Ответ: лимонная, яблочная, уксусная, молочная и др.

Разгадывают загадку: муравьиная.

в) по происхождению: неорганические и органические (заполняем схему 3 в ОК).

Физкультминутка

Упражнения для мышц шеи.

Комплекс гимнастики для глаз.

Перед выполнением практической работы по распознаванию кислот, необходимо познакомиться с Правилами техники безопасности при работе с едкими веществами.

Работают с опорным конспектом «Меры безопасности при работе с кислотами».

Как  вы думаете, в чем заключается «Первая помощь при ожоге едкими кислотами?»

Фронтальная беседа о «Первой помощи при ожоге едкими кислотами».

Практическая работа. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах (форма работы: групповая)

Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3 в ОК. (проверка по слайду    )

По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.

Задания:

а) определить степени окисления химических элементов  в бинарных кислотах;

б)рассчитаем степени окисления химических элементов в серной кислоте;

в)определите заряды кислотных остатков по основности кислот (азотной и фосфорной).

а)Определяют степени окисления химических элементов в HCl, H2S, HF.

                                                  +1  х   -2

б)Работают синхронно с учителем: H2SO4

Составляют уравнение:(+1).2+х+(-2).4=0,  где

х-степень окисления серы;   х=6.

         -               -3     

в)H NO3        H3  PO4

Рассказ учителя «История открытия кислот».

Слушают рассказ о работе химика Шееле, открытии и свойствах некоторых кислот.

Назовите области применения кислот.

Фронтальная беседа о применении кислот на практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, ацетилсалициловая, борная); в кулинарии: лимонная, уксусная.

                                                   5.  Закрепление   знаний (7 мин)

Рассмотрены ли все намеченные блоки по теме «Кислоты»?

Фронтальная беседа: повторение всех разделов темы: определение кислот, классификация, правила ТБ.

Выполнить задание №2 в рабочем листе.

Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка

                                                    6.  Итог урока. Рефлексия. (2 мин)

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели? Ответьте на следующие вопросы:

1.Какие новые понятия вы узнали?

2.Что вызвало наибольший интерес?

3.Чему научились?

4.Что на уроке понравилось?

5.Что не понравилось? Почему?

6.Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.

7.Охарактеризуй урок одним словом. Урок был________

Учащиеся по очереди характеризуют урок, отвечают на вопросы и делают вывод.

                                                     7. Домашнее задание (1 мин).

Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту.

Записывают задание в дневник.

Для  учащихся-активистов – имеется дополнительное задание (в ОК).

Слайд 9

Названия кислот состоят из прилагательного и существительного “кислота”.

Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы,    составляющие эти кислоты.

(пример: H2S- сероводородная; HF- фтороводородная; HBr -бромоводородная и др.)

Прилагательные кислородсодержащих кислот состоят из корня-названия химического элемента-неметалла, образующего данное соединение плюс суффикс –н, если данный элемент находится в высшей степени окисления; (пример: H2SO4- серная; H3PO4- фосфорная; HNO3 - азотная и др. )

Или суффикс  -ист, если этот элемент имеет промежуточную степень окисления (H2SO3-сернистая;

 HNO2-азотистая).

                           

Слайд 11.

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом.

Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.

Кислый вкус лимону придает лимонная кислота,

яблоку – яблочная кислота,

скисшему молоку – молочная кислота.

Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Большинство кислот имеют кислый вкус!

Но встречаются и другие кислоты: горькая – никотиновая,    

сладкая – салициловая, безвкусная – стеариновая).

       

Учащиеся должны запомнить:
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5% раствором соды.

(Сначала - вода, Затем - кислота - Иначе случится большая беда!

Осторожно!
Нейтрализовать кислоту раствором соды, быстро смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"

Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера....

Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».

Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...

Открытый урок по химии: "Соли производные кислот и оснований"

Разработка урока и презентации по теме: "Соли - производные кислот и оснований". Включает тестовый материал....

Конспект открытого урока по химии по теме: "Вода – знакомая и неизвестная"

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит...

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

Открытый урок по химии на тему: "Кислоты"

Окрытый урок по химии на тему: "Кислоты" 8 класс...