Профессиональные пробы профессии химик-лаборант
методическая разработка по химии на тему

В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинета химии. При выполнении ученики оценивают качество проведенной пробы и интерес к ее выполнению, делают заключения о возможном профсамоопределении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_proby.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Профессиональные пробы  по профессиям типа  «Человек – Природа» (химический профиль)

Цель: Проверить свои интересы и склонности в типе «Ч – П» химического профиля и соотнести их с требованиями, которые предъявляет данная профессия.

Литература:  1.Семенов, А.С. Безопасность труда в кабинетах химии / Практическое пособие для преподавателей химии ПТУ. – М.: Выс. Шк., 1990. – 80 с.: ил.

                         2. Маршанова, Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2002. – 80 с.

                         3. Захаров, Л.Н. Начала техники лабораторных работ. – Л.: Химия, 1981 – 192 с., ил.

Оборудование: химическая посуда, химические реактивы

Ход занятия

1.Знакомство с профессиограммой  химика-лаборанта:

  1. ЗНАНИЯ: для успешного освоения профессии лаборанта химического анализа необходимы базовые знания по химии, биологии.
  2. КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
  3. СПОСОНОСТИ:  склонность к работе с информацией, развитые логические способности,     способность к концентрации внимания,  склонность к работе с объектами природы,  развитые математические способности.
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ:   работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
  • сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
  • органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
  • почек и мочевых путей (нефрит, почечно-каменная болезнь и др.);
  • нервной системы (менингит, миастения и др.);
  • кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
  1. УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов, на некоторых производствах работа в защитных средствах (маске и перчатках).
  2. ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ:  лаборанты химического анализа могут работать в таких организациях и сферах, как:
  • Химические и нефтехимические производства;
  • Научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
  • Предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности;
  • Научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами технической и промышленной биологии, витаминологии и т.п.

2. Выявление у учеников профессиональных намерений и опыта в сфере химической деятельности.

1 уровень готовности к выполнению проб:

  1. ученики имеют незначительную информацию о данной профессиональной деятельности;
  2.  не имеют опыта работы или имели эпизодическую пробу;
  3.  основной мотив их выбора «слышал, что это интересно»;
  4. имеют неустойчивые трудовые умения и слабые знания по профильным предметам.

2 уровень готовности к выполнению проб:

  1. ученики имеют  информационные сведения о данной профессиональной деятельности;
  2. имеют первоначальный  опыт работы;
  3.  основной мотив их выбора «мне это интересно», «хочу узнать больше»;
  4.  имеют первоначальные трудовые умения и средние знания по профильным предметам.

3 уровень готовности к выполнению проб:

  1. ученики имеют  обширные сведения о данной профессиональной деятельности;
  2. читают научно-популярную литературу по профилю;
  3. имеют  опыт работы;
  4. основной мотив их выбора «хочу углубить знания», «хочу связать свое будущее с этой сферой деятельности»;
  5.  имеют устойчивые трудовые умения и хорошие знания по профильным предметам.

Задание: определить по данной схеме свой уровень готовности.

3.Ознакомление с содержанием проб разных уровней

1 уровень (исполнительный)

  1. заправление спиртовки;
  2. проведение нагревания;
  3. взятие навески твердого вещества;
  4. измельчение твердого вещества;
  5. забор объема концентрированных кислот;
  6. размешивание веществ;
  7. переливание веществ;
  8. приготовление фильтра;
  9. мытье посуды (пробирки, колбы);
  10. проверка прибора на герметичность

2 уровень (элементы интеллектуального труда, знания основ психологии)

1) оформление этикетки для реактива;

2) сборка прибора для получения газа;

3) демонтаж прибора;

4) взвешивание веществ;

5) приготовление адсорбентов;

6) ликвидация разлива ЛВЖ; кислот, щелочей.

3 уровень (комплексные работы)

 1)  составление и приготовление растворов различных концентраций;

 2) ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей;

3) оказание первой медицинской помощи при химических ожогах;

4) анализ вещества;

5) очистка веществ.

6) синтез вещества

Можно провести комплексную пробу «Синтез оксида меди»

  1. Проверка х. посуды на целостность, чистоту и комплектацию.
  2. Отмер определенного объема веществ (2 мл NaOH  и 4 мл CuSO4).
  3. Определение индикатором среды образовавшегося вещества.
  4. Проверка рабочего состояния спиртовки.
  5. Закрепление пробирки с веществом держателем.
  6. Проведение нагревания пробирки.
  7. Изготовление фильтра.
  8. Проведение фильтрования.
  9. Приведение рабочего места в порядок: демонтаж приборов, проверка спиртовок, слив отработанных веществ, мытье х. посуды.

Оборудование: 1 комплект – лоток, штатив, пробирка мерная, р-р  гидроксида натрия (4%), р-р сульфата меди (2) (4%), универсальный индикатор, спиртовка, спички, держатель для пробирок, фильтр, воронка,  х. стакан, шпатель, чашка Петри, ершик.

Для всех: банка для отработанных  веществ, банка с оксидом меди (2)

4.Выполнение проб с занесением результатов в таблицу.

Название пробы

Результат пробы

Интерес к

выполнению

Качество выполнения

Удовлетворенность результатом работы

1.

2.

Задание: наиболее понравившиеся пробы выделить.

Сделать вывод о пробах (совпадение интересов и проделанной работы, ваши сомнения и самоопределение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"

Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия  для удовлетворения  познавательного интереса учащихся в области естествознания,  проектирования будущей профессии. Зна...

Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"

Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических  этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...

Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"

Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...

Конкурс "Юный химик-лаборант"

Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по ...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...