Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по химии и рабочей Программы по химии к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под редакцией   И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской.  Рабочая программа 9 класса рассчитана на 68 часов в соответствии со школьным учебным планом ( 34 учебные недели, 2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_himii_9_klass.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Даты

Тема урока

Тип урока

Основные понятия (содержание)

урока

Лабораторные опыты,

демонстрации

Домашнее задание

План

Факт

п/п

в теме

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 часа)

Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете ТЭД.

Комбинированный урок

Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете ТЭД.

 Решение  задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена».

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений, ионные реакции.

Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

Понятие об  окислительно-восстановительных реакциях.

Изучение нового материала

Определение окислительно-восстановительных реакций, процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

Д.1)Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция. 2)Горение серы (угля) и взаимодействие оксиды серы (IV) с водой.

Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность.

Комбинированный урок

Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов элементов в периодах и главных подгруппах.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Комбинированный урок

Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Лабораторный опыт 1. Окислительно-восстановительные реакции.

Упражнения в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Урок закрепления и развития ЗУН

Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (4 часа)

Периодический закон

Изучение нового материала

Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Предсказательная роль этого открытия. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений. Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов и гидроксидов). Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств элементов и образованных ими веществ.

Лабораторный опыт 2. Сущность явления периодичности.

Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения элемента в Периодической системе.

Комбинированный урок

Положение химического элемента в ПСХЭ, максимальная и минимальная степени окисления, свойства соединений элементов

Значение периодического закона для развития науки и техники.

Комбинированный урок

Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И. Менделеева.

Д. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева» (фрагмент).

Контрольная работа №1 по теме: «Окислительно-восстановительные реакции. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева».

Урок контроля знаний и умений

Контроль знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Тема 3. Водород и его важнейшие соединения (7 часов)

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Изучение нового материала

Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение в Периодической системе. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе. Получение водорода.

Д. Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

Физические и химические свойства водорода, его применение.

Комбинированный урок

Физические свойства водорода. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) водорода: взаимодействие с неметаллами, активными металлами и оксидами металлов. Водород - экологически чистое топливо. Применение водорода. Меры предосторожности при работе с водородом.

Молярный объем газа. Относительная плотность газов.

Комбинированный урок

Молярный объем газа. Относительная плотность газов. Решение задач на определение относительной плотности газов.

Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа».

Урок закрепления и развития ЗУН.

Решение задач с использованием физической величины «молярный объем газа». Вычисление по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ.

Оксид водорода – вода. Состав, строение.

Изучение нового материала

Оксид водорода – вода. Состав, строение. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. Кислотно-основные свойства воды. Круговорот воды в природе. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды.

Д. 1)Модель молекулы воды. 2)Очистка воды перегонкой. 3) Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.

Обобщающий урок  по теме «Водород и его важнейшие соединения».

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация, обобщение и закрепление изученного материала.

Контрольная работа №2 по теме: «Водород и его важнейшие соединения».

Урок контроля знаний и умений

Контроль знаний, умений и навыков по пройденному материалу

Тема 4. Галогены (5 часов)

Общая характеристика галогенов.

Изучение нового материала

Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходства и различия в строении атомов элементов подгруппы. Молекулы простых веществ и галогеноводородов. Физические и химические свойства галогенов.

Лабораторный опыт 3. Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов).

Лабораторный опыт 4. Растворимость брома и йода в органических растворителях.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

Хлор.

Комбинированный урок

Хлор – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степень окисления. Хлор – простое вещество. Нахождение в природе. Получение хлора и его физические свойства, растворимость в воде (хлорная вода), действие на организм. Химические (окислительные) свойства хлора: взаимодействие с металлами и водородом. Применение хлора.

Д.1)Получение хлорной воды. 2)Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ.

Хлороводород и соляная кислота: получение, свойства.

Комбинированный урок

Хлороводород и соляная кислота: получение и свойства. Качественная реакция на хлорид-ион.

Д. Получение хлороводорода и соляной кислоты.

Фтор. Бром. Йод.

Комбинированный урок

Фтор. Бром. Йод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и йод.

Лабораторный опыт 5. Распознавание йода.

Лабораторный опыт 6. Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.

Д. Сравнение растворимости йода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях (спирте).

Практическая работа№1

 Галогены

(инструктаж по ТБ)

Практическое занятие

Соляная кислота, ее свойства. Качественное определение соляной кислоты, хлорида, бромида и иодида.

Тема 5. Скорость химических реакций (2 часа)

Понятие о скорости химической реакции.

Изучение нового материала

Понятие о скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа, концентрация веществ, площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура и катализатор.

Лабораторный опыт 7. Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.

Д.1)Взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами. 2) Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой различной концентрации при различных температурах. 3)Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV).

Классификация химических реакций.

Комбинированный урок

Необратимые и обратимые реакции. Классификация химических реакций.

Тема 6. Подгруппа кислорода (8 часов)

Кислород.

Изучение нового материала

Кислород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород – простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.

Д. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон.

Комбинированный урок

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.

Сера.

Комбинированный урок

Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение серы.

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

Комбинированный урок

Сероводород, его нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов. Оксид серы (IV), его получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.

Д. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.

Оксид серы (VI). Серная кислота.

Комбинированный урок

Оксид серы (VI), его получение и свойства. Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.

Лабораторный опыт 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» (инструктаж по ТБ)

Практическое занятие

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Обобщающий урок  по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода».

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода».

Контрольная работа №3 по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода».

Урок контроля знаний и умений

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода».

Тема 7. Подгруппа азота (7 часов)

Азот.

Изучение нового материала

Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот – простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.

Аммиак. Соли аммония.

Комбинированный урок

Аммиак, строение его молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Лабораторный опыт 9. Качественная реакция на соли аммония.

Д.1)Растворение аммиака в воде. 2)Горение аммиака в кислороде.

Практическая работа №3

  Соли аммония.

(инструктаж по ТБ)

Практическое занятие

Распознавание иона аммония в растворах его солей

Оксиды азота.

Комбинированный урок

Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота (II) и (IV).

Азотная кислота.

Комбинированный урок

Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Круговорот азота в природе.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Фосфор и его соединения.

Комбинированный урок

Фосфор, строение его атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Применение фосфора и его соединений. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.

Лабораторный опыт 10. Качественная реакция на фосфат-ион.

Обобщающий урок  по теме «Подгруппа азота».

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота».

Д. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.

Тема 8. Подгруппа углерода (6 часов )

Углерод.

Изучение нового материала

Углерод, строение его атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод – простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом.

Лабораторный опыт 11. Адсорбционные свойства угля.

Д. Образцы природных соединений углерода.

Кислородные соединения углерода

Комбинированный урок

Оксиды углерода (II) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода (II) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод – основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.

Лабораторный опыт 12. Распознавание карбонатов.

Д. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.

Практическая работа №4. 

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов (инструктаж по ТБ)

Практическое занятие

Получение оксида углерода (IV), его свойства

Кремний и его соединения.

Изучение нового материала

Кремний – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний – простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с металлами и неметаллами. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний – основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния. Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона).

Д.1)Образцы природных соединений кремния. 2)Получение кремниевой кислоты.

Обобщающий урок по теме: « Подгруппа азота. Подгруппа углерода»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота. Подгруппа  углерода».

.

Контрольная работа №4 по теме «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода»

Урок контроля знаний и умений

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода»

Тема 9. Металлы и их соединения (11 часов )

Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов

Изучение нового материала

Положение элементов, образующих простые вещества – металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Простые вещества – металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.

Д. Образцы минералов, металлов и сплавов.

Химические свойства металлов.

Комбинированный урок

Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.

Д. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

Алюминий и его соединения

Комбинированный урок

Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Лабораторный опыт 13. Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.

Комбинированный урок

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.  Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, гидроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция.

Д. Окрашивание пламени ионами кальция.

Жесткость воды и способы ее устранения.

Комбинированный урок

Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.

Лабораторный опыт 14. Жесткость воды и ее устранение.

Щелочные металлы. Важнейшие соединения щелочных металлов.

Комбинированный урок

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы. Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ. Физические и химические свойства важнейших соединений щелочных металлов (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.

Д. Окрашивание пламени ионами натрия и калия.

Железо.

Комбинированный урок

Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства.

Соединения и сплавы железа.

Комбинированный урок

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Сплавы железа – чугун и сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.

Лабораторный опыт 15. Качественные реакции на ионы железа.

Д. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III).

Практическая работа №5.  

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» (инструктаж по ТБ)

Практическое занятие

Свойства металлов.

Обобщающий урок по теме: «Металлы и их соединения»

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация, обобщение и закрепление изученного материала

Контрольная работа №5 по теме «Металлы и их соединения».

Урок контроля знаний и умений

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы и их соединения».

Тема 10. Органические соединения (10 часов)

Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.

Изучение нового материала

Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Органические вещества  в природе и жизни человека. Особенности органических веществ.

Предельные углеводороды – алканы.

Комбинированный урок

Предельные углеводороды – алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.

Д. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.

Непредельные углеводороды - алкены.

Комбинированный урок

Непредельные углеводороды - алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.

 2) Образцы полимеров.

Природные источники углеводородов.

Комбинированный урок

Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.

Спирты.

Комбинированный урок

Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа). Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.

Д. Горение спирта.

Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты

Комбинированный урок

Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

Лабораторный опыт 16. Свойства уксусной кислоты.

Жиры.

Комбинированный урок

Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.

Д. Образцы жиров.

Понятие об углеводах.

Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Д. Образцы углеводов.

Азотсодержащие соединения.

Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.

Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.

Лабораторный опыт 17. Качественная реакция на белки.

Обобщающий  урок по курсу неорганической  химии 9 класса

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация, обобщение и закрепление изученного материала

Резерв 2 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...