Химическая регата
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Богачёва Светлана Станиславовна

Урок-игра на повторение и обобщение темы "Основные классы неорганических соединений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon himicheskaya_regata.zip101.05 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс, химия                            

Повторение и обобщение тем: Оксиды, кислоты, основания, соли.

Урок-соревнование  – Химическая регата

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания по физическим, химическим свойствам, применению оксидов, кислот, оснований, солей;  проверить знания правил техники безопасности и навыки работы с химическими веществами и оборудованием.

Предварительная подготовка: За две недели до предполагаемого соревнования класс был поделен на команды путем жребия (в каждой команде 3-4 участника регаты), капитаны выбраны по итогам химического диктанта – лучшие результаты. Каждой команде было выдано приглашение следующего содержания:

     Подготовка  к командной игре «Химическая регата»

  1. Дать названия кораблю, изобразить  флаг  яхты.
  2. При отплытии иметь с собой багаж - знаний по темам: Оксиды, кислоты, основания, соли, знать их физические, химические свойства, нахождение в природе, применение; уметь решать задачи разных типов, составлять уравнения по схемам.
  3. Подготовить домашнее задание: 1.Реклама веществ, использованных в быту, промышленности  (ПРЕЗИНТАЦИЯ).   2.Составить  3-5 вопросов для соперников по данным темам.

     Маршрут регаты:

  1. Подготовка к отплытию (флаг и названия яхт)  
  2. Архипелаг островов: Оксид, Кислота, Основания, Соли (презентация веществ).
  3. Рифы теории.
  4. Остров Канны (химический Оскар)
  5. Остров сокровищ («черный ящик»)
  6. Действующий вулкан в море (т/б , эксперимент)
  7.  Остров Кипр  (литературная химия)
  8. Айсберг  (задача)
  9. Пролив Дружба (вопросы команд)
  10. Остров  Невидимка (цепочки превращений)
  11. Мыс Надежда (назвать химический элемент)
  12. Финиш (итоги)

Результаты регаты оформляем на доске в таблице:

Назв.яхты

Капитан

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                                       Ход регаты

  1. Подготовка к старту.

 Выдача каждой команде карты регаты, пакета документов  и бортового журнала, где будут фиксироваться все события и действия команд. Без разрешения пакетом документов не пользоваться.

Итак, счастливого плавания!!! Стартуем!!!

За название яхты и герба  – до 15 балов.

  1. Архипелаг островов: Оксид, Кислота, Основания, Соли

Каждая команда презентует вещества   (домашнее задание). Оценивание  до 10 балов.

3.Рифы теории.                                  

Открываем пакет документов и пользуемся документом «Рифы теории», записи ведем в бортовом журнале.

1 вариант         Записать только буквы правильных ответов.

Например: 1а,б,в;  2в,г,д

  1. Выберите чистые вещества:  а)цинк,  б)водород,  в)пластмасса, г)раствор уксусной кислоты, д)сталь,  е)железо,  ж)молоко,  з)водопроводная вода,  и)кислород,  к) воздух.
  2. Выберите  из предложенных веществ растворимые: а)NaOH; б)Cu(OH)2; в) BaSO4; г) K2SO4; д)HCl; е)H2SiO3   
  3. Из предложенного списка выберите формулы кислот: а)HF; б) CO2;  в) Fe(OH)3;  г) KCl;           д) H2O;  е) HNO3; ж) Na2S;   з) LiOH  
  4. Из предложенного списка выберите формулы оснований: а)K2O; б)H2S; в)Ba(OH)2; г)H2SO3; д)NaOH; е) Ca3(PO4)2; ж)SO3; з)FeCO3          

2 вариант                 Записать только буквы правильных ответов. Например: 1а,б,в;  2в,г,д

  1. Выберите  смеси:  а)цинк,  б)водород,  в)пластмасса,  г)раствор уксусной кислоты, д)сталь,  е)железо,  ж)молоко,  з)водопроводная вода,  и)кислород,  к) воздух.
  2. Выберите  из предложенных веществ нерастворимые: а)NaOH; б)Cu(OH)2; в) BaSO4; г) K2SO4; д)HCl; е)H2SiO3   
  3. Из предложенного списка выберите формулы оксиды: а)HF; б) CO2;  в) Fe(OH)3;  г) KCl;           д) H2O;  е) HNO3; ж) Na2S;   з) LiOH  
  4. Из предложенного списка выберите формулы соли: а)K2O; б)H2S; в)Ba(OH)2; г)H2SO3; д)NaOH; е) Ca3(PO4)2; ж)SO3; з)FeCO3          

/Подводим итог рифов теории - Рифы теории   -  до 10 балов.

                                        4.Остров Канны (химический Оскар)

 Воспользуемся бортовым журналом.  Ответы записываем под номерами  номинаций.

  1. Номинация «Сильная кислота» представлены:  сульфитная, сульфатная, уксусная, карбонатная.  В номинации «Сильная кислота» побеждает:…
  2. Номинация «Едкое вещество»  представлены: гидроксид железа (Ш), гидроксид алюминия, гидроксид натрия, гидроксид цинка. В номинации  «едкое вещество» побеждает …
  3. Номинация «Амфотерный оксид»  представлены: оксид алюминия, оксид фосфора, оксид калия, оксид углерода (П). В номинации «амфотерный оксид» побеждает…
  4. Номинация «Соль кухни»  представлены:  хлорид магния,  хлорид натрия, сульфат кальция, сульфат железа. В номинации «соль кухни» побеждает…
  5. Номинация «Оксид побелки» представлены: оксид кальция, оксид фосфора, оксид калия, оксид алюминия.  В  номинации  «Оксид побелки» побеждает…
  6. Номинация  «кислота желудка» представлены: серная, хлороводородная, угольная, азотная.  В номинации «кислота желудка» побеждает…
  7. Номинация «Кислотный оксид , образующийся в легких» представлены: оксид кремния, оксид бария, оксид серы, оксид углерода. В номинации «кислотный оксид, образующий в легких» побеждает…

/подводим итог Оскара/

5.Остров сокровищ («черный ящик»)

Фиксируем в бортовом журнале название веществ.

/Выносят черный ящик. /    -   Здесь находятся 3 вещества:

1.  Жидкое бесцветное вещество, при воздействии индикатора  лакмуса    краснеет,  называют   его  люди: сырьем химической промышленности.

2. Порошок белого цвета,  при определенных условиях распадается на оксид и газ, который способствует образованию дырочек в блинах, поднятию печенья в духовки.

3. Твердое вещество, которое используют в промышленности как источник металла,  может быть прозрачным кристаллом и использоваться в ювелирной промышленности.

/подводим итоги – за правильный ответ 3 бала)

6.Действующий вулкан в море (т/б, эксперимент)

Мы проплываем действующий вулкан, нам нужны знания химических реакций, чтобы не пострадать. Прослушаем  сначала  очень внимательно правила техники безопасности  (заранее подготовленные учащиеся читают стих).

Когда учитель скажет вам:                                           Чем пробирку нагревать                      «Сейчас эксперимент!» -                                               Ты зажги свою спиртовку

Ты сразу скромно отвернись,                                       А потом пойди с соседом

Сядь скромно в уголке.                                                  И по классу погуляй,

Ты реактивы не бери,                                                     Пусть получше разгорится

Пусть делает другой.                                                       И нагреется фитиль!

Если все-таки решил ты:                                                 Нагревай теперь пробирку,

Надо б сделать этот опыт,                                              Славный будет результат!

Вещества налей побольше,                                           Если вас застал учитель

Да смотри, не мелочись!                                               За любимым делом вашим:

А когда вдруг реактивы                                                  Потихоньку что-то слили,

Потекут тебе на платье,                                                  Иль приборы вы разбили,

И на руки, и на ноги,                                                        Иль еще какой пустяк,

Унывать совсем не надо.                                                Объясни ему, что это-

Может быть врачи спасут.                                               Ваш сюрприз к его уроку,

Платье ж новое ты купишь                                              Что без химии любимой

Помоднее и получше,                                                     Вы не можете никак!

А родители, конечно,

Долго будут вас хвалить!

Нет приятнее занятья

Нет, нет, нет! Это вредные советы! Задания командам – найдите нарушения техники безопасности. Сделайте пометки в бортовой журнал!

/За каждое верное утверждение 2 бала/

Выдаются  хим. реактивы. Определить с помощью выданных реактивов (один реактив лишний), какое вещество находится в пробирке. Записать соответствующие уравнения.

1 вариант.  Даны фенолфталеин, лакмусовая бумага, нитрат бария, сульфат натрия, 2 чистые пробирки

                       В пробирке  – серная кислота.

2 вариант. Даны соляная кислота, гидроксид  натрия, нитрат бария, 2 чистые пробирки.

                        В пробирке  – сульфат меди.

/Подводим итоги: название вещества – 3 бала, уравнения и пояснения – до 7 балов.

7.Остров Кипр  (литературная химия)

Записываем в бортовой журнал результаты.

1.В космическом пространстве он.

    Является вечным странником.

    И космос ему, что дом родной.

    Я из кислот полученный

    И воздухом горючим

    Я почему-то наречен.  

2.Ослепительным пламенем ярким,

    Как звездочка, вспыхнув, горит.

   

5.Металл тот и белый, и легкий,

    В двенадцатой клетке стоит.

3.Достоин тот газ удивления,

   Его применяют сейчас

   Для резки металлов, в сталеварении

   И в доменных мощных печах.

 

  Берет его летчик в высокие дали,

   Подводник с собою берет.

   Вы верно уже угадали,

   Ведь это газ …

4.Предупреждаю вас заранее:

    Я не пригоден для дыхания!

   

 Но все как будто бы не слышат

    И постоянно мною дышат!

5.Ах, что же я поделаю с собой –

   Ведь в щелочи я сине-голубой.

   

А в кислоте быть синим я не смею:

   Я - …, и в кислотах я краснею.

6.Сообщаю: я спешу!

   Я живу пока пишу,

 

 Исчертил всю доску белым…

   Исчезаю. Был я …

7.Я – серый порошок,

   Пока мой дом мешок,

8.Металл в солях – опора многих,

  А нас без него не носили бы ноги

9.У меня дурная слава:                                

Я – известная отрава.                                                                                                                                                                                  

                 Даже имя говорит,

         Что я страшно ядовит.

/за правильные ответы начисляется до 10 балов – 1 бал за 1 ответ/

Но лишь напьюсь воды –                                      В момент окаменею я.

10.В техники сплавов нашел применение

 Как стойкий и легкий металл  

  И в самолетостроении    Важное место занял

8.Айсберг  (задача)

Осторожно! На пути айсберг! Свистать всех наверх для решения задачи.

1 вариант.1. Вычислить относительную плотность сероводорода по водороду.

                     2.Вычислить объем кислорода, который вступил с 8 г водорода.

2 вариант.1.Вычислить относительную плотность оксида серы (IV) по кислороду.

                     2.Вычислить объем водорода, который вступил с 14 г азота.

/За каждую правильно решенную задачу 5 балов/

9.Пролив Дружба 

Капитаны команд задают вопросы соперникам.

/Оцениваются хорошие вопросы – 2 бала, ответы – 3 бала/

10.Остров  Невидимка 

Из документов извлекаем соответствующий документ  (цепочки превращений)

1 вариант. Mg --- MgO ---Mg(OH)2---MgCl2

                        Напишите уравнения соответствующих реакций. Подпишите названия веществ

2 вариант. C---CO2---H2CO3---CaCO3

                       Напишите уравнения соответствующих реакций. Подпишите названия веществ

/за правильные уравнения -6 балов, за каждое 2 бала; за каждое название – 1 бал/

11.Мыс Надежда 

Записать в бортовом журнале название  химического  элемента.

1.Единственный жидкий металл

2.Элемент, необходимый для роста и развития растений, впервые был получен из мочи. Его называют элементов жизни и мышления.

3.Самый распространенный элемент на Земле.

4.Элемент, необходимый для придания листьям зеленого цвета.

5. Элемент, необходимый для придания крови красного цвета.

6.Самый распространенный в космосе элемент.

7.Из какого металла делают тонкие листы?

8.какие два элемента необходимы для сохранения зубной эмали?

9.Металл электролампочки

10.Металл батареек.

11.Металл, поражающий нечистую силу.

12.Название элемента происходит от названия греческого острова.

/За каждый ответ правильный – 1 бал/

 

12.Финиш 

/Подводим  итоги/,Ответы и Призы после регаты других классов.

Ответы

3. Рифы теории    1 вариант 1.А,Б,В,Е,И;      2.А,Г,Д;            3.А,Е;       4.  В,Д                        

                         2 вариант  1Г,Д,Ж,З,К;     2.  Б,В,Е;          3. Б,Д;               4.  Е,З

  4.Остров Канны     1. Сульфатная;   2.Гидроксид натрия;     3.Оксид алюминия 4.Хлорид натрия; 5. Оксид кальция;   6.Хлороводородная

                                                  7.Оксид углерода

5.Остров Сокровищ      1.серная кислота; 2.сода; 3.оксид алюминия

6.Действующий вулкан (т/б)

1.Сразу приступить к работе;

2.Вещества наливать 1 мл;  

 3.Работать осторожно;    

 4.Нагревать пробирку сразу, прогревая   ее;

5.опыты проводить только с разрешения учителя;

 6.Опыты проводить по инструкции ;

7. По классу не ходить

            (эксперимент)    1 вариант.

Проверить индикатором, краснеет лакмус, фенолфталеин – бесцветный. Значить кислота.  С нитратом бария выпадает в осадок – серная кислота.   Н2SO4+ Ba(NO3)2 = BaSO4+ 2HNO3

                                                    2 ВАРИАНТ.

В пробирке синий прозрачный раствор,    предполагаем, что это  сульфат  меди, проводим реакцию  с    гидроксидом  натрия– выпадает осадок                                                                          C  нитратом бария выпадает осадок

Значит данное вещество сульфат меди.

7. Остров Кипр. 1.водород; 2.магний;3.кислород;4.азот;5.лакмус;6.мел;7.цемент,8.кальций, 9.мышьяк;10.алюминий

8.Айсберг: 1 вариант:  (1)17; (2)44,8л         2 вариант:  (1)2;  (2)33,6л

11. Мыс Надежда. 1.ртуть,2.фосфор, 3.кислород,4.Магний,5.Железо,6.водород, 7.алюминий, 8.фтор, кальций,9.вольфрам,10.цинк,11серебро, 12.купрум (медь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая регата для учащихся 8 классов

 Представленные материалы содержат тексты задач математической регаты для учащихся 8 классов и решения всех задач....

Семейная Регата

Семейная Регата...

Внеклассное мероприятие по математике "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие с презентацией для 5 класса в рамках недели математики...

Презентация "Веселая математическая регата" для учащихся 5-7 классов

Веселая математическая регата для 5-7 классов.1.  Какие числа употребляются при счете?а) природные;         б) естественные...

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов «Математическая регата»

Данный материал можно использовать для проведения  внеклассного  мероприятия в рамках недели математики  для сборных команд  7-8  классов.Мероприятие проводится с использовани...

"Математическая регата"

Учитель стремится формировать потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Целями данного классного часа являются:Развитие познавательног...

Внеклассное мероприятие День здоровья "Морская регата"

Данное мероприятие разработано с целью формирования навыков коллективной деятельности во внеурочной среде. В ходе мероприятия дети должны проявить не только физические качества, но и творческие способ...