Развитие критического мышления на уроках химии
статья по химии на тему

Статья о развитии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya_1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие

критического мышления

у учащихся на уроках химии.

Привитие

интереса к предмету.

Картинки по запросу картинки учитель химии

Учитель химии МБОУ «СОШ № 27» г. Симферополя

Баннова Ирина Михайловна

Новые жизненные условия выдвигают собственные требования к формированию молодых людей, которые вступают в жизнь: они должны не только знать и уметь, но и мыслить, быть инициативными, самостоятельными. Воспитание таких людей – необходимость современного общества. На формирование у молодежи современного мировоззрения, развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и воспитания личности ориентирует и новые стандарты в образовании.

Для достижения цели инновационной деятельности необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребенка на каждом этапе ее становления в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности.

Творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации должна иметь:

  • достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования;
  • целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
  • грамотное и свободное владение устной и письменной речью;
  • экологическую грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой;
  • знание способов рациональной работы, способность к самообразованию;
  • интеллектуальную готовность и способность к продолжению образования;
  • осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
  • способность использовать знания на практике;
  • умение применять знания в нестандартных ситуациях   для решения возникающих проблем.

В своей работе я старюсь максимально использовать все методы обучения, которые развивают творческие способности учащихся, умение мыслить, повышают их познавательный интерес.

Развитие критического мышления учащихся – одно из важнейших направлений современной дидактики. Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, переносить усвоенные знания и навыки в новую ситуацию, искать альтернативные методы решения проблем, делать выводы высоко ценится в современных условиях.

Химия – одна из наук, способствующая развитию данных качеств. Хотя истоки химии теряются в глубокой древности, эта наука не стареет и в наше время стремительно развивается, проникая во все сферы жизни. Чем раньше учащийся войдет в огромный и увлекательный мир химии, тем быстрее он сможет стать самостоятельным, инициативным работником.

Решая задачи, выполняя упражнения, отвечая на теоретические вопросы проблемного характера, учащийся приобретает затребованные в настоящее время навыки.

Задачи. Решение их непосредственно приводит к развитию творческого мышления. Отработка умения решать задачи должна идти в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для детей форме. Интерес к постижению трудного делает детей по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.

Задачи с нестандартным содержанием (на поиск элемента или соединения, доказательство использования того или иного вещества, использование в формулировке условия   известных персонажей, формулировка условий  самими учащимися не только развивают мышление, но и прививают любовь к предмету.

Упражнения. Для того чтобы развивать мышление учащихся рекомендуют упражнения на поиск максимально возможных путей решения (например, на установление всех возможных веществ, отвечающих формуле). Чтобы повысить познавательное значение химии необходимо усиливать связь ее с жизнью. Для этого включаю задание на поиск выхода из тех или иных экологических проблем современного общества, опираясь на полученные знания. Кроме того, для развития индивидуальности личности ученика необходимо использовать задания:

1. на создание возможностей самопознания: (само оценивание, анализ выполненной работы и использованного метода решения);

  1. на создание возможностей самоопределения (выбор источников, уровня учебной работы, способа ее выполнения);
  2. на «включение» самореализации, требующее творчества в содержании и способа работы, различных «жанров» заданий, создающие возможность проявлять себя в определенных ролях;
  3. ориентирование на совместное развитие школьников (работа в парах, творческие деловые игры).

В своей работе особое место отвожу для воспитания устойчивого интереса к химии, осуществляя его в различных видах деятельности на уроках и в массовой внеклассной работе. Девизом в данном случае могут быть слова «От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей, каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и благодарной дружбой к своему руководителю».

Воспитание у учащихся интереса к химии достигается тем, что учитель должен глубоко знать свой предмет, уметь передавать знания учащимся, организовывать их активную познавательную деятельность на уроке и во внеклассных занятиях. Широко использовать опыт передовых учителей, рекомендации психологов, дидактов, заниматься самообразованием.

Учитывая все это, для воспитания у учащихся интереса к предмету применяю следующие приемы:

1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся.

Объясняю значение формирующих знаний для изучения содержания данной или последующей темы. Снять усталость, эмоционально настроить на восприятие помогают экскурсы в историю открытия элементов и веществ, в историю жизни ученых-химиков; информация о применении веществ в повседневной жизни, значение открытий для развития общества. Кроме того,  широко использую для вышеизложенных целей произведения художественной литературы. Они совершенствуют образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их сообразительности, на способность высказывать оригинальные идеи.

Итак, начинаю урок в 9 классе по теме: «Алюминий» со следующих строк

Он яркой звездой загорится,

Белый и мягкий метал.

В тринадцатой клетке таблицы

Почетное место занял.

Для мягкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл.

В состав багровых рубинов,

В сапфировой сини огней,

В серой обыденной глине,

В виде наждачных камней -

Всюду металл этот вижу

В отчетливой клетке из линий.

К веку легчайших металлов идет

Наш чудесный металл.

Привлечение литературы позволяет не только интересно и занимательно строить изучение химии, но и формировать более глубокие и прочные знания.

  1. Прием перспективных линий, используемый на уроках и во внеклассной работе. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию и обученности школьников и убеждение их в возможности достичь планируемые результаты.
  2. Организация и чередование на уроках и во внеклассной работе различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также умению работать в коллективе (планировать время и способы выполнения заданий, оказывать помощь друг другу, коллективно обсуждать ход и результаты своей работы).
  3. Широкое использование активных форм обучения лекций, семинаров, ролевых игр.
  4. Творческие домашние задания с целью закрепления пройденного материала, развитие творческих способностей я предлагаю учащимся в качестве домашнего задания написать сообщение в журнал, газету, фантастический рассказ на пройденную тему.

6.        Внеклассная работа.

Внеклассные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у них вопросы, но и существенно конкретизировать и расширять знания как в области химии, так и в отношении научно-технических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...

Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....

Обобщение опыта по теме "Развитие критического мышления на уроках химии и биологии"

В данной работе представлены материалы по использованию технологии развития критического мышления на разных этапах уроков химии и биологии...

Технология развития критического мышления на уроках химии

Технология развития критического мышления на уроках химии...

Формирование и развитие критического мышления на уроках химии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личн...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.

В статье рассматриваются основные элементы технологии критического мышления и на примере химии показано использование приёмов данной технологии на уроках....