Конспект урока "Кислоты"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Совкова Нина Владимировна

Конспект урока и презентация "Кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 63498_.zip1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Курсакова Светлана Евгеньевна

Учитель химии МОУ СОШ № 1

г. Южноуральска Челябинской области

8 класс

Тема урока:   Кислоты, их состав и названия.

Цель урока: Познакомить учащихся с классом неорганических соединений - кислотами

Задачи урока:

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
  • Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.

Развивающие.

  • Развивать умения   сравнивать,   выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
  • Развивать   мышление учащихся, память.

Воспитательные.

  • Прививать культуру умственного труда.
  • Развивать коммуникабельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, кислоты. Межпредметные связи: биология

Пояснительная записка.

На уроке используется  компьютерная презентация, которая позволяет:

  • Показать  дополнительный   материал по теме урока;
  • Является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;
  •  Экономично  расходовать время урока.

План урока.

  1. Организационный этап- 1 мин.
  2. Повторение  - 7 мин.
  3. Объяснение нового материала   - 25 мин.
  4. Закрепление материала   - 7мин.
  5. Аналитический этап – 5  мин.
  6. Задание на дом - 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Этап: Организационный

Учитель проверяет готовность детей к уроку

Готовятся к уроку

  1. Повторение

Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Методы контроля: устный опрос, письменная работа

Учитель проводит:  

1.Фронтальный опрос.

Слайд 2. ВОПРОСЫ:  

  • Какие вещества мы будем называть оксидами?
  • Какие вещества мы будем называть основаниями?
  • Дайте классификацию оксидов?
  • Приведите примеры оксидов.
  • Как классифицируют основания?
  • Приведите примеры оснований.
  • Охарактеризуйте свойства некоторых оснований.

2.Письменная работа. На доске: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 ,  выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:

оксиды

основания

Учащиеся отвечают на вопросы

Ответы:

  • Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород
  • Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп
  • Оксиды металлов и неметаллов
  • Например, углекислый газ, вода, оксид азота, оксид меди
  • Основания одно-двух-и трехосновные, расворимые и нерастворимые
  • Гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид меди и тд.
  • Едкие, мылкие на ощуп, в основном белые и при обычных условиях твердые вещества

Выполняют письменную работу

Ответы:

оксиды

основания

CaO, Al2O3, K2O,

NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3

  1. Объяснение нового материала

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся

Учитель: запишем тему нашего урока: «Кислоты»

Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?

 

Слайд 3. Определение

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Слайд 4. Общая формула кислот

                       Н-КО

Водород                   кислотный остаток

Слайд 5. Названия распространенных кислот

  •  HCl  - хлороводородная (соляная)
  • HF   - фтороводородная (плавиковая)
  • HBr  - бромоводородная
  • HI  -    йодоводородная
  • H2S   - сероводородная
  • H2CO3  - угольная
  • H2SO4  - серная
  • H2SO3 - сернистая 
  • HNO3  - азотная 
  • HNO2 - азотистая 
  • H3PO4  - ортофосфорная
  • HClO  - хлорная
  • HCN –  синильная

Слайд 6. Классификация кислот

Кислоты:

  • Бескислородные
  • Кислород содержащие

Слайд 7.

Кислоты:

  • Одноосновные
  • Двухосновные
  • Трехосновные

Слайд 8.

Кислоты:

  • Твердые
  • Жидкие

Слайд 9-10.

Сообщение учащегося о кислотах в природе

Слайд 11. Где находятся кислоты?

  • В организме человека
  • В организме животного
  • В организме насекомого
  • В лекарствах
  • В пище
  • В растениях

 

Слайд 12. Кислоты в организме

  • Молочная кислота в мышцах
  • Соляная кислота в желудке

Слайд 13.  Кислоты неорганические

(небольшие выступления учащихся о кислотах)

 

Слайд 14. H2SO4  - серная кислота  

тяжелая  маслянистая жидкость, сильный окислитель, электролит.

Издавна её называют «матерью всех кислот», «Купоросное масло»

Концентрированная серная кислота – это бесцветная маслянистая жидкость, без запаха, примерно в два раза тяжелее воды.

Слайд 15. HCl -хлороводородная (соляная) кислота 

бесцветная жидкость.

Она имеет запах хлороводорода. Соляная кислота ”дымит” на воздухе – это является её характерным свойством.

Слайд 16. Серная и соляная кислоты – едкие вещества, они повреждают ткань, бумагу и древесину. При попадании на кожу вызывают ожоги.

Слайд 17. HNO3  -азотная кислота

   Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель.

   Её называют «царицей всех кислот»

   Она необходима для взрывчатых веществ, для     красителей, лаков, лекарств.

   Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения – вот   ее применение.

Слайд 18.  СН3 СООН -   уксусная кислота  - самая древняя . Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока

Слайд 19. Н2СО3 – угольная кислота

В свободном виде не существует, так как разлагается на воду и соответствующий газ

Записывают

Дают предполагаемые определения

Записывают  определение и общую формулу кислот  в тетрадь

Знакомятся с кислотами, проговаривают формулы и названия

Знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот

Кислоты:

  • Бескислородные (HCl, H2S)
  • Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)
  • Одноосновные (HNO3 ,HF)
  • Двухосновные (H2CO3,  H2SO4  )
  • Трехосновные (H3PO4)
  • Твердые (лимонная)
  • Жидкие (соляная)

Учащийся выступает с сообщением, остальные слушают, записывают основное

Обсуждают -  где находятся кислоты, записывают материал в тетрадь

Учащийся выступают с сообщениями, остальные слушают, записывают основное

  1. Закрепление материала

Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся

Слайд  20.

Задание: Дайте характеристику  кислот

1 вариант:    азотной

2 вариант:    фосфорной

По плану:

  1. Формула
  2. Наличие кислорода
  3. Основность
  4. Растворимость
  5. Степени окисления элементов
  6. Соответствующий оксид

Выполнение  упражнений по учебнику  после параграфа

Выполняют задание

Ответы:

Азотная

HNO3

Кислородсодержащая

Одноосновная  

Растворимая

H+1 N+5 O3-2

N2O5

Фосфорная

H3PO4

Кислородсодержащая

Трехосновная

Растворимая

H3 +1P +5 O4 -2

P2O5

Выполняют

  1. Аналитический этап

Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Методы: беседа

Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку

Делают выводы

  1. Домашнее задание

Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 21.  

§ 20

Записывают домашнее задание

Список литературы.

  1. В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.
  2. Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...