«Система обучения химии на основе личностно- ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов »
статья по химии на тему

Булгакова Виалетта Владимировна

Разработанная мной технология предполагает оптимизировать процесс обучения учащихся химии  в физико-математическом лицее с учетом содержания психолого–педагогических характеристик каждого ребенка; формировать базовые способности личности к рефлексивному мы­шлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Система обучения химии на основе личностно ориентированного  подхода  в физико-математическом лицее с использованием современных методов »

Разработанная мной технология предполагает оптимизировать процесс обучения учащихся химии  в физико-математическом лицее с учетом содержания психолого–педагогических характеристик каждого ребенка; формировать базовые способности личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить»

себя как человека, субъекта собственной деятельности; учить проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации;

С самого первого года  работы я считаю, что каждый ученик отличается своими природными задатками, типами памяти, качествами мышления и личностно- ориентированный подход в обучении помогает полностью учесть эти особенности в  образовательном процессе.

На каждом уроке не только определяю дидактическую, развивающую и воспитательную задачи, но и  пути их решения с учетом склонностей и возможностей  каждого ученика. Средствами достижения являются: использование разнообразных форм и методов в организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать возможности, склонности каждого обучающегося; формирование атмосферы заинтересованности каждого ученика в учебном процессе; стимулирование ученика к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий  без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, осуществлению поиска и решения; поощрение стремлений обучающегося находить среди различных вариантов свой способ решения, анализировать способы других учеников; создание педагогической ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность; формирование специальных умений и навыков в логике соответствующего профиля обучения в физико-математическом лицее; использование современных методов преподавания с использованием ИКТ.

В основу разработки моей технологии положены следующие методики и технологии:

  • метод проектов;

-концепция информатизации образования, созданной под руководством А.П.Ершова;

- Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе(ТОГИС)

-«блочная подача информации»;

-методика  С.Т. Сатбалдиной, характеризующаяся развитием логического мышления учащихся.

При обучении химии наибольшую трудность представляет, освоение большого объёма материла. Использование моей технологии позволяет отказаться от повторного изучения свойств химических веществ в курсах органической и неорганической химии (9 класс изучение элементов по подгруппам, 10 класс изучение алканов, алкенов, алкинов). Именно блочное изучение материала позволяет логично, компактно освоить курс химии и рассматривать вопросы, выходящие за рамки курса. Я пользуюсь учебниками, в которых предлагается разноуровневая система подачи материла. Такая система побуждает ученика к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Эта закономерность сохраняется и при выполнении домашнего задания.

Я предпочитаю логичное изложение учебного материла, которое хорошо раскрывает причинно-следственные связи в химии, что обусловливает использование элементов методики Сатбалдиной С.Г., которые выстраивают  весь учебный курс 9-10 класса в логическую цепочку, что позволяет сократить нагрузку на память. В 9-м классе появляется возможность рассмотреть строение и свойства сразу у всех металлов и неметаллов, в 10-м классе объединить все непредельные углеводороды, кислородсодержащие соединения(спирты, альдегиды, кислоты). Обучающиеся получают возможность углубленно изучать, наблюдать анализировать, делать выводы по огромному разделу химии. Построенный таким образом процесс обучения способствует развитию у обучающихся  логического мышления, усвоению причинно-следственных связи.

Метод проектов, который я стала использовать в последние три года, обеспечивает личностно- ориентированное воспитание в обучении,  так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например обучение в сотрудничестве. Проектная методика дает мне возможность включить учащихся в реальное общение, опираясь на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся, развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив и желание узнать, что-то новое или сделать своими руками. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся осуществляю с помощью алгоритма разработанной мной технологии . Использование технологии позволяет создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе сотрудничества.

Наиболее удавшейся проектной работой я считаю в 11 классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции», «Гидролиз солей» и в 9 классе  «Химическое производство неорганических веществ». Исследуемая проблема по теме: «Химическое производство неорганических веществ»: как устроено и что лежит в основе работы химического производства, проблемы окружающей среды и пути их решений. В ходе работы между учащимися  постоянно осуществляется взаимодействие, обмен информации, выработка единой цели. Проектирование темы «Химическое производство неорганических веществ» способствовала созданию прочных знаний по основным разделам неорганической химии 9 класса, развитие коммуникативных умений, расширение кругозора учащихся (тема не входит в основной курс химии  класса), применение знаний полученных на уроках, умение работать с информацией, полученной в Интернете, увидеть применение на практике человеком химических знаний. В процесс проектирования учащиеся подошли к осознанию важности данной проблемы, а так же осознанию своей роли в решении проблемы окружающей среды.

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках, в частности, на уроках химии, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, их качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Это работа с использованием возможностей ресурсов Интернета, с компьютером и использованием на уроках  электронных презентаций. Свою деятельность обучения химии с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам. Для этого использую программы «Microsoft Office Word»,  «Fast Stone Image Viewer», «Microsoft Office Power Point», «Excel», « Internet», «Publisher».  Я начала внедрять элементы проектной деятельности в учебный процесс на всех параллелях, что помогает  решить 3-единую задачу: практическую, образовательную, воспитательную.

Для реализации технологии я использую методы:

-проблемный (поиск программ по обучению с использованием ИКТ);

-теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям);

-практический (апробирование методов и приемов),-

 через фронтальную, групповую, индивидуальную, парную форму работы с выходом на взаимооценку и самооценку (в физико-математических классах)

Технология позволяет учащимся приходить к самостоятельным выводам, обобщениям, размышлениям, поиску информации. С помощью технологии можно создать на уроке химии атмосферу творческого поиска, где каждый ученик работает в силу своих психолого-педагогических особенностей.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Статья о синквейне. Использование современных методов обучения.

  В переводе с французского слова «синквейн» означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от учащихся находить в уч...

Использование современных методов обучения в соответствии с ФГОС

Знакомство с новыми методами обучения на уроках английского языка в соответствии с ФГОС с целью оптимизации ресурсов современного урока в рамках перехода к ФГОС в основной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка»

Использование современных методов обучения такие как: игры, стихотворение, рифмы и сказочного фольклора для достижения больших достижений в обучении на уроках английского языка....

Использование современных методов, технологий обучения и воспитания

В своей работе я использую активные методы обучения. С активными методами познакомилась в рамках прохождения курсов:«Активные методы обучения»; «Технология интерактивного обучения&ra...